Екатеринбург |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А47-14540/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Суспициной Л. А., Татариновой И. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Е.В. рассмотрел в судебном заседании материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Северная Нива" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.03.2023 по делу N А47-14540/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по тому же делу по иску акционерного общества "Оренбургнефтеотдача".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Северная Нива" - Аминова И.М. (доверенность от 14.06.2023 N 36 АВ 4113270),
акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" - Выборнова А.С. (доверенность от 30.12.2022 N 36/12/2022).
Акционерное общество "Оренбургнефтеотдача" (далее - истец, общество "Оренбургнефтеотдача") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северная Нива" (далее - ответчик-1, общество "Северная Нива"), Администрации Северного района Оренбургской области (далее - ответчик-1, Администрация) о следующем:
1.изъять у общества с ограниченной ответственностью "Северная Нива" для государственных нужд Российской Федерации земельные участки:
- кадастровый номер 56:28:1712001:303 площадью 3414 м2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", находящийся по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет;
- кадастровый номер 56:28:1712001:304 площадью 23 781 м2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", находящийся по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет; образованные путем раздела земельного участка кадастровый номер 56:28:1712001:91 площадью 273 135 +/- 2 698,27 м2, находящегося по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область; р-н Северный, Новодомосейкинский сельсовет, расположен в северной части кадастрового квартала 56:28:1712001; с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ, с выплатой возмещения, в том числе убытков, в сумме 108 859 руб. 71 коп.;
2.Установить порядок выплаты обществом "Оренбургнефтеотдача" возмещения путем перечисления денежных средств в сумме 108 859 руб. 71 коп. на расчетный счет общества "Северная Нива", указанный в решении суда, после вступления решения суда в законную силу.
3.Обязать общество "Северная Нива" представить суду банковские реквизиты для указания в решении суда в целях исполнения истцом решения суда в части выплаты ответчику возмещения.
4.После выплаты возмещения считать досрочно прекращенным договор аренды от 19.11.2019 N 46 на земельный участок кадастровый номер 56:28:1712001:91, заключенный между Администрацией и обществом "Северная Нива".
5.Обязать Администрацию после предоставления обществом "Оренбургнефтеотдача" платежного поручения о выплате возмещения:
- выполнить юридически значимые действия заявительного характера в целях осуществления органом регистрации прав снятия обременения с земельного участка кадастровый номер 56:28:1712001:91;
- заключить с обществом "Оренбургнефтеотдача" договор аренды на земельные участки кадастровый номер 56:28:1712001:303 площадью 3414 м2, кадастровый номер 56:28:1712001:304 площадью 23 781 м2, образованные путем раздела земельного участка кадастровый номер 56:28:1712001:91, на срок действия лицензии ОРБ 00896 НЭ - до 31.05.2033 и выполнить юридически значимые действия заявительного характера в целях осуществления органом регистрации прав государственной регистрации обременения земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Северная Нива" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель указывает на то, что оценка стоимости прекращаемых прав и размера убытков от 09.07.2021 не соответствует требованиям о достоверности и достаточности доказательств по делу, а необоснованное отклонение судом ходатайства общества "Северная Нива" о назначении судебной экспертизы привело к нарушению принципа состязательности сторон, установленного арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, и умалении прав ответчика, нарушению его имущественных прав и установленную законодательством гарантию равноценности компенсации потерь при изъятии имущества для государственных нужд. Учитывая, что отчет был составлен более чем за 1,5 года до вынесения решения по делу, данное доказательство не может являться достоверным доказательством, поскольку содержит неактуальные данные, без учета экономических и иных изменений в стране. Помимо этого отчет об определении размера возмещения от 09.07.2021 N 41-1/21-09 не содержит информации о расчете упущенной выгоды, что причинило существенный имущественный ущерб ответчику.
Ссылаясь на нормы гражданского и земельного законодательства, предусматривающие сохранение права аренды на прежних условиях в отношении измененных земельных участков, то есть права прекращаются лишь в отношении изъятых земельных участков, общество "Северная Нива" утверждает, что суды вынесли решение в отношении имущества, права на которые у общества "Оренбургнефтеотдача" отсутствовали, также, как и отсутствовали акты государственных органов об изъятии всего исходного земельного участка. В результате этого, ответчик утратил не только право аренды в отношении изымаемых земельных участков площадью 3414 м2 и 23 781 м2, но и в отношении оставшейся части земельного участка с кадастровым номером 56:28:1712001:91 площадью 245 940 м2 (до изъятия площадь составляет 273 135 м2).
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбургнефтеотдача" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Оренбургнефтеотдача" является обладателем лицензии на право пользования недрами ОРБ 00896 НЭ от 23.09.1999 с целевым назначением и видами работ: "добыча нефти и газа на Кирсановском месторождении", на участке недр, расположенном в 45 км. к северо-западу от р.ц. с. Северное, Северный район Оренбургской области.
Срок действия лицензии - до 31.05.2033.
В целях ведения истцом работ, связанных с пользованием недрами Кирсановского месторождения, требуется использование частей земельного участка с кадастровым номером 56:28:1712001:91, находящегося по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, р-н Северный, Новодомосейкинский сельсовет, расположен в северной части кадастрового квартала 56:28:1712001, входящего в границы лицензионного участка недр Кирсановского месторождения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (выписка из ЕГРН в Приложении N 2 к иску) на земельный участок с кадастровым номером 56:28:1712001:91 площадью 273135+/-2698,27 м2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства":
- данные о правообладателе земельного участка отсутствуют, право собственности не зарегистрировано (то есть собственность на земельный участок не разграничена, земельный участок находится в государственной собственности);
- общество "Северная Нива" является лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости (на весь объект) на основании договора аренды от 19.11.2019 N 46 (арендодатель
- Администрации, дата государственной регистрации 09.01.2020, номер государственной регистрации 56:28:172001:91-56/012/2020-2, на срок с 19.11.2019 по 18.11.2068.
В связи с необходимостью осуществления недропользования на Кирсановском месторождении и в целях выполнения условий лицензии на право пользования недрами ОРБ 00896 НЭ от 23.09.1999 общество "Оренбургнефтеотдача" обратилось в порядке, предусмотренном статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) с ходатайством об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков с условными номерами 56:28:1712001:91/ЗУ1 площадью 3414 м2, 56:28:1712001:91/ЗУ2 площадью 23 781 м2, образуемых путем раздела земельного участка, имеющего кадастровый номер 56:28:1712001:91 площадью 273 135 +/- 2 698,27 м2.
В соответствии с пунктом 2 приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) от 31.03.2021 N 111 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя" (Приложение N 3 к иску) (далее - приказ об изъятии) уполномоченным органом государственной власти принято решение об изъятии земельных участков с условными номерами:
- 56:28:1712001:91/ЗУ1 площадью 3 414 м2;
- 56:28:1712001:91/ЗУ2 площадью 23 781 м2, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 56:28:1712001:91 площадью 273 135 +/- 2698,27 м2, предоставленного в аренду обществу "Северная Нива", для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ.
Копии приказа об изъятии направлены уполномоченным органом в Администрацию, обществу "Северная Нива", обществу "Оренбургнефтеотдача" и органу регистрации прав на территории Оренбургской области.
Общество "Северная Нива" обратилось в суд с заявлением о признании приказа об изъятии недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2022 по делу N А43-711/2022, вступившим в законную силу 05.05.2022 в удовлетворении исковых требований общества "Северная Нива" отказано.
Администрация муниципального образования Северный район Оренбургской области, являясь уполномоченным органом по распоряжению земельным участком кадастровый номер 56:28:1712001:91, государственная собственность на который не разграничена (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), приказ ни в административном, ни в судебном порядке не оспаривала.
В соответствии с приказом об изъятии обществу "Оренбургнефтеотдача" поручено выступить заказчиком кадастровых работ и работ по оценке изымаемых участков, оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков, осуществить подготовку проектов соглашений об изъятии и направить их для подписания в Приволжскнедра, а затем правообладателям (ответчикам).
Во исполнение пункта 3 приказа об изъятии и на основании пункта 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации общество "Оренбургнефтеотдача" как организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии:
1) выступило заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков 56:28:1712001:91/ЗУ1, 56:28:1712001:91/ЗУ2, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельных участков, по результатам проведения которых образованы земельные участки с кадастровым номером: 56:28:1712001:303 площадью 3414 +/- 511 кв. м., 56:28:1712001:304 площадью 23 781 +/- 1349 кв. м., относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - спорные земельные участки);
2) осуществило оценку изымаемых земельных участков, оценку прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков, в порядке, предусмотренном статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценка выполнена независящим оценщиком общества с ограниченной ответственностью "ПлатО" по заказу общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская землеустроительная компания" (исполнитель кадастровых и иных работ по изъятию земельного участка).
По результатам проведенной оценки сформирован Отчет об определении размера возмещения от 09.07.2021 N 41-1/21-09 (далее - Отчет об оценке), включающий:
I. Отчет об оценке права аренды земельных участков:
1. Отчет об оценке права аренды земельного участка, площадь 3414 м2, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, кадастровый номер: 56:28:1712001:303;
2. Отчет об оценке права аренды земельного участка, площадь 23 781 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, кадастровый номер: 56:28:1712001:304;
II. Отчет об оценке размера убытков, причиненных прекращением права аренды земельного участка, кадастровый номер: 56:28:1712001:303, 56:28:1712001:304.
В соответствии с Отчетом об оценке по состоянию на 08.07.2021 размер возмещения ответчику-1 в связи с изъятием спорных земельных участков составляет:
Кадастровый номер земельного участка
Рыночная стоимость права аренды/ земельного участка, руб.
Размер убытков, причиненных изъятием земельного участка, руб.
Итого, размер возмещения, руб.
56:28:1712001:303 8142,34 22 000,00 30142,34 56:28:1712001:304 56 717,37 22 000,00 78717,37
Итого 108 859,71 руб.
На основании Отчета об оценке общество "Оренбургнефтеотдача" подготовило и согласовало с Приволжскнедра проект соглашения об изъятии земельного участка.
Общество "Оренбургнефтеотдача" 13.08.2021 направило в адрес общества "Северная Нива" заказным письмом проект соглашения об изъятии земельных участков, подписанный со стороны общества "Оренбургнефтеотдача", Приволжскнедра и Администрации, а также выписки из ЕГРН на спорные земельные участки и Отчет об оценке.
Документы в соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления получены обществом "Северная Нива" 24.08.2021.
До настоящего времени подписанное соглашение об изъятии земельных участков обществом "Северная Нива" не представлено, каких-либо предложений о заключении соглашения об изъятии земельных участков на определенных условиях ни в адрес общества "Оренбургнефтеотдача", ни в адрес Приволжскнедра от общества "Северная Нива" не поступало.
В связи с указанными обстоятельствами, общество "Оренбургнефтеотдача" обратилось в суд с требованием об изъятии земельного участка.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что истец является субъектом, уполномоченным на заявление ходатайства об изъятии земельного участка, что ходатайство подано и рассмотрено в соответствии с установленным Земельным кодексом Российской Федерации порядком, приказ вынесен уполномоченным лицом, пришел к выводу о том, что процедура изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 56:28:1712001:303, 56:28:1712001:304 нарушена не была.
С учетом неподписания соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд обществом "Северная Нива" во внесудебном порядке суд разрешил вопрос, связанный с принудительным изъятием земельных участков с кадастровыми номерами 56:28:1712001:303, 56:28:1712001:304, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией на право пользования недрами ОРБ 00896 НЭ от 23.09.1999, с выплатой возмещения стоимости земельного участка, в том числе убытков в сумме 108 859 руб. 71 коп., определенных на основании Отчета об определении размера возмещения от 09.07.2021 N 41-1/21-09.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, включая объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно статье 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 названного Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 названного Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 названного Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 Земельного кодекса размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014) (утв. 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации), в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, максимально приближенной к дате принятия решения Как видно из материалов дела, ответчик не подписал соглашение об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, в связи с несогласием с размером возмещения.
При разрешении требования о принудительном изъятии указанного земельного участка для государственных нужд, в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, в том числе размер возмещения, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются судом.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что по ходатайству общества "Оренбургнефтеотдача" от 31.03.2021, на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению ходатайства об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу издан приказ от 31.03.2021 N 111 об изъятии земельных участков:
- 56:28:1712001:91/ЗУ1 площадью 3 414 м2;
- 56:28:1712001:91/ЗУ2 площадью 23 781 м2, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 56:28:1712001:91 площадью 273 135 +/- 2 698,27 м2, предоставленного в аренду обществу "Северная Нива", для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ.
Копии приказа об изъятии направлены уполномоченным органом в Администрацию, обществу "Северная Нива", обществу "Оренбургнефтеотдача" и орган регистрации прав на территории Оренбургской области.
Общество "Северная Нива" обратилось в суд с заявлением о признании приказа об изъятии недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2022 по делу N А43-711/2022, вступившим в законную силу 05.05.2022, в удовлетворении исковых требований общества "Северная Нива" отказано.
Администрация муниципального образования Северный район Оренбургской области, являясь уполномоченным органом по распоряжению земельным участком кадастровый номер 56:28:1712001:91, государственная собственность на который не разграничена (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), приказ ни в административном, ни в судебном порядке не оспаривала.
Во исполнение пункта 3 приказа об изъятии и на основании пункта 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации общество "Оренбургнефтеотдача" как организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии:
1) выступило заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков 56:28:1712001:91/ЗУ1, 56:28:1712001:91/ЗУ2, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельных участков, по результатам проведения которых образованы земельные участки с кадастровым номером: 56:28:1712001:303 площадью 3 414 +/- 511 м2, 56:28:1712001:304 площадью 23 781 +/- 1349 м2, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - спорные земельные участки);
2) осуществило оценку изымаемых земельных участков, оценку прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков, в порядке, предусмотренном статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Отчетом об оценке по состоянию на 08.07.2021 размер возмещения ответчику-1 в связи с изъятием спорных земельных участков составляет:
Кадастровый номер земельного участка
Рыночная стоимость права аренды/ земельного участка, руб.
Размер убытков, причиненных изъятием земельного участка, руб.
Итого, размер возмещения, руб.
56:28:1712001:303 8142,34 22 000,00 30142,34 56:28:1712001:304 56 717,37 22 000,00 78717,37.
Итого 108859,71.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в материалы дела документы, принимая во внимание наличие у общества "Оренбургнефтеотдача" лицензии с целевым назначением и видами работ: "добыча нефти и газа на Кирсановском месторождении", на участке недр, расположенном в 45 км к северо-западу от р.ц. с. Северное, Северный район Оренбургской области, учитывая, что государственное регулирование в области недропользования, добыча углеводородов и геологического изучения с последующей разработкой обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорного земельного участка, руководствуясь принципом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, суды пришли к выводу о том, что правовых оснований для отказа в удовлетворении ходатайства общества "Оренбургнефтеотдача" об изъятии земельного участка и издании соответствующего приказа об изъятии у департамента не имелось.
В соответствии с Отчетом об оценке по состоянию на 08.07.2021 размер возмещения ответчику-1 в связи с изъятием спорных земельных участков составляет: 108859,71 руб.
Согласно части 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, соглашение об изъятии с предложенной суммой возмещения направлено истцом и получено правообладателем земельного участка 24.08.2021, что подтверждается уведомлением о вручении. Названное соглашение правообладатель земельного участка не подписал.
Судами сделан правильный вывод о том, что срок для принудительного изъятия наступил 24.11.2021 (с 24.08.2021 по 24.11.2021 - 90 дней).
Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 Земельного кодекса размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, максимально приближенной к дате принятия решения.
При разрешении требования о принудительном изъятии указанного земельного участка для государственных нужд, в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, в том числе размер возмещения, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются судом.
При определении размера возмещения не подлежат учету сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, в том числе упущенной выгоды, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом под сделками в данном случае имеются в виду как заключение новых договоров, так и продление ранее заключенных.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что земельный участок, подлежащий изъятию для государственных нужд, образован путем раздела земельного участка кадастровый номер 56:28:1712001:91 площадью 273 135 +/- 2 698,27 м2, находящегося по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область; р-н Северный, Новодомосейкинский сельсовет, расположен в северной части кадастрового квартала 56:28:1712001; с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ.
Как выявлено судами, спорный земельный участок передан по договору аренды земельного участка от 19.11.2019 N 46 (арендодатель - Администрация), дата государственной регистрации 09.01.2020, номер государственной регистрации 56:28:172001:91-56/012/2020-2, на срок с 19.11.2019 по 18.11.2068 обществу "Северная Нива".
Как верно отмечено судами, в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Таким образом, материалы дела содержат только один документ, определяющий рыночную стоимость размера возмещения - отчет об оценке N 41-1/21-09 от 09.07.2021, доказательств, свидетельствующих о том, что данный отчет содержит недостоверные выводы, а также доказательств того, что выбранные оценщиком способы и методы исследования привели к неправильным выводам, в материалах дела не имеется.
Суд округа соглашается с выводами судов обеих инстанций о том, что форма и содержание отчета об оценке соответствует требованиям Закона N 135-ФЗ, Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, федеральным стандартам оценки.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования общества "Оренбургнефтеотдача" к ответчикам об изъятии у общества "Северная Нива" для государственных нужд Российской Федерации земельные участки:
-кадастровый номер 56:28:1712001:303 площадью 3414 м2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", находящийся по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет;
- кадастровый номер 56:28:1712001:304 площадью 23 781 м2, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", находящийся по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет; образованные путем раздела земельного участка кадастровый номер 56:28:1712001:91 площадью 273 135 +/- 2 698,27 м2, находящегося по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область; р-н Северный, Новодомосейкинский сельсовет, расположен в северной части кадастрового квартала 56:28:1712001; с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ, с выплатой возмещения, в том числе убытков, в размере 108 859 руб. 71 коп.
Довод кассационной жалобы о том, что оценка стоимости прекращаемых прав и размера убытков от 09.07.2021 не соответствовала требованиям о достоверности и достаточности доказательств по делу, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В силу норм статьи 4 Закона N 135-ФЗ, согласно которой субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате.
К отчету об оценке от 09.07.2021 N 41-1/21-09, выполненному оценщиком, приложены: копия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности от 20.05.2021 N 019424-1, копия свидетельства о членстве в саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков", регистрационный номер 395 (свидетельство на дату оценки действительно), страховой полис к договору обязательного страхования ответственности оценщика, копия диплома о профессиональной переподготовке.
Сведений, позволяющих усомниться в компетентности оценщика, необъективности проведенного исследования и пристрастности оценщика, ответчиком не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что отчет от 09.07.2021 N 41-1/21-09 содержит недостоверные выводы, а также доказательств того, что выбранные оценщиком способы и методы исследования привели к неправильным выводам, также не имеется.
Согласно абзацу 3 статьи 15 Закона об оценочной деятельности, оценщик обязан соблюдать требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 (далее - ФСО N 1), является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 главы II ФСО N 1, подход к оценке, определяется как совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Согласно абзацу 2 пункта 5 ФСО N 3 в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности). Информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип доказательности) (абзац 3 пункта 5 ФСО N 3). Содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (принцип однозначности) (абзац 3 пункта 5 ФСО N 3).
Таким образом, в отчете должна быть приведена информация, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки. Представленный в материалы дела отчет от 09.07.2021 N 41-1/21-09 имеет содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценку результатов исследований, выводы по поставленному вопросу и его обоснование, а равно и иные сведения в соответствии с федеральным законом.
При проведении оценки оценщик использовал сравнительный подход, объекты-аналоги, имеющие категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", тот же вид разрешенного использования, который был установлен в отношении изымаемых земельных участков до начала процедуры их изъятия для государственных нужд.
При этом представленный истцом отчет от 09.07.2021 N 41-1/21-09 ответчиком в установленном порядке не оспорен. Доказательств того, что форма и/или содержание отчета об оценке противоречат требованиям федерального законодательства, ответчиком не представлено. Безусловных доказательств того, что стоимость возмещения за изъятие земельного участка отличается от установленной экспертом, ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на необоснованный отказ суда в проведении судебной экспертизы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, также отклонена апелляционным судом ввиду несоблюдения процессуальных правил, выразившихся в невнесении денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции (пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23).
Довод подателя жалобы об отсутствии расчета размера упущенной выгоды в отчете от 09.07.2021 также отклоняется судом округа на основании вышеизложенного. Доказательств наличия упущенной выгоды и расчета ее размера материалы дела не содержат.
Иным доводам общества "Северная Нива"", изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.03.2023 по делу N А47-14540/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная Нива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 3 статьи 15 Закона об оценочной деятельности, оценщик обязан соблюдать требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 (далее - ФСО N 1), является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
...
Ссылка ответчика на необоснованный отказ суда в проведении судебной экспертизы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, также отклонена апелляционным судом ввиду несоблюдения процессуальных правил, выразившихся в невнесении денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции (пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2023 г. N Ф09-5297/23 по делу N А47-14540/2022