Екатеринбург |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А60-66885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Абозновой О.В., Гайдука А.А.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого в режиме веб-конференции, помощником судьи Головач Т.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области" (далее - учреждение "УВО ВНГ России по Свердловской области", учреждение, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2023 по делу N А60-66885/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения "УВО ВНГ России по Свердловской области" - Васильев А.В. (доверенность от 05.12.2022 N 166);
общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-НТ" (далее - общество "Водоканал-НТ", ответчик) - Куценок В.В. (доверенность от 20.03.2023).
Учреждение "УВО ВНГ России по Свердловской области" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Водоканал-НТ" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 19 641 руб. 83 коп.
(с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение "УВО ВНГ России по Свердловской области" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает неверным, противоречащим разъяснениям Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04 "Об исчислении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод" вывод суда о том, что у учреждения "УВО ВНГ России по Свердловской области" имеются объекты, при использовании которых презюмируется превышение установленных нормативов загрязняющих веществ и неблагоприятное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Истец указывает, что учреждение "УВО ВНГ России по Свердловской области" осуществляет среднесуточный сброс сточных вод менее 30 куб. м, вид деятельности по ОКВЭД - деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности, которая не относится к "вредной".
Учреждение считает, что суды необоснованно не приняли во внимание приведенную истцом в обоснование своей позиции судебную практику по иным делам.
Таким образом, заявитель жалобы полагает, что требование о взыскании с ответчика неосновательного обогащения является законным и обоснованным.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (абонент) и ответчиком (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 27.01.2020 N 0241 (срок действия с 01.01.2020 по 31.12.2020), от 20.02.2021 N 0241 (срок действия с 01.01.2021 по 31.12.2021), по условиям которых организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном указанным договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены данным договором, соблюдать в соответствии с данным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 2 договоров границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 2.
Согласно приложению N 2 к договорам адрес объекта: г. Нижний Тагил, ул. Учительская, д. 3.
С 01.07.2020 общество "Водоканал-НТ" на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), осуществляет начисление дополнительной платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Общество "Водоканал-НТ" в ходе исполнения обязательств по договорам в составе комплекса услуг по водоснабжению и водоотведению предъявило абоненту счета на оплату, в состав которых включена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктом 203 Правил N 644.
Полагая начисления в данной части необоснованными, учреждение "УВО ВНГ России по Свердловской области" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из обоснованности произведенного ответчиком истцу начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, поддержав сделанные судом первой инстанции выводы.
Суд апелляционной инстанции решение суда поддержал, признал его законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также Правилами N 644.
Положениями части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункта 118 Правил N 644 предусмотрено, что, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 к названным Правилам.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами N 644. Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) названных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
Из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Для осуществления расчетов по приведенной в пункте 123 (4) Правил N 644 формуле абонент должен одновременно соответствовать нескольким критериям, приведенным в пункте 203 и 123 (4) данных Правил:
- осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности: гостиничную деятельность, являться предприятием общественного питания или осуществлять производство готовых пищевых продуктов и блюд, деятельность по складированию и хранению, деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Таким образом, абоненты, объекты которых соответствуют любому из условий, перечисленных в пунктах 123 (4) и 203 Правил N 644, обязаны производить оплату за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Расчет платы осуществляется по формулам, приведенным в данных пунктах Правил, с применением постоянного коэффициента компенсации.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, в том числе договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 27.01.2020 N 0241, от 20.02.2021 N 0241, акт проверки от 27.01.2021 N 111, руководствуясь пунктами 123(4), 203 Правил N 644, учитывая, что факт оказания в спорный период истцом ответчику услуг по водоснабжению и водоотведению подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, установив наличие оснований для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, проверив расчет истца и признав его верным, в отсутствие оснований для освобождения ответчика от данных оплат суды первой и апелляционной инстанций признали необоснованными исковые требования учреждения.
Как указали суды, в соответствии с пояснениями ответчика согласно абзацу первому пункта 203 Правил N 644 в период с 01.07.2020 по 30.04.2021 общество "Водоканал-НТ" применяло коэффициент "2" при начислении платы по статье сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, поскольку среднесуточный объем сбрасываемых истцом сточных вод менее 30 куб. м в сутки, а на объекте осуществляется деятельность сухопутного транспорта, а также деятельность по оказанию общегигиенических услуг, деятельность саун, в т. ч. для собственных нужд.
Судами принято во внимание, что согласно составленному ответчиком в ходе плановой проверки 27.01.2021 акту N 111, подписанному уполномоченным представителем, на объекте истца имеется оздоровительный комплекс, установлены душевые лейки, а также ангар и гараж для служебных автомобилей. В соответствии с экспликацией к плану строения с литерой В, техническому паспорту на здание оздоровительного комплекса (литера В) в оздоровительном комплексе имеются следующие помещения: тренажерный зал (п/п N 1) общей площадью 25,0 кв. м, парилка (п/п N 2) общей площадью 7,7 кв. м. Согласно экспликации к плану строения литера Д, Д1, техническому паспорту на здание гаражей (литера Д, Д1) в линейке гаражей последним значится помещение - автомойка (п/п N 10) общей площадью 61,3 кв. м.
Ссылка заявителя жалобы на то, что осуществляемая им деятельность по ОКВЭД не является "вредной", отклонена судами первой и апелляционной инстанций с учетом фактического назначения конкретных помещений и строений, указанных в технической документации на объект.
Как отметил суд апелляционной инстанции, классификация видов деятельности по ОКВЭД является общей, само по себе указание в Едином государственном реестре юридических лиц основного вида деятельности по ОКВЭД, не являющейся "вредной", не исключает ведения истцом иной, обеспечивающей исполнение основной, сопутствующей деятельности, в результате которой может оказываться негативное воздействие на систему водоотведения.
Суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 учитывается деятельность, в том числе фактическая, без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц.
Виды деятельности, перечисленные в пункте 203 Правил N 644, не поставлены в зависимость от присвоенных кодов ОКВЭД, извлечения абонентом прибыли от осуществления деятельности, не ограничиваются кодом ОКВЭД, имеет значение фактически осуществляемая деятельность.
Проанализировав представленную в материалы дела истцом фототаблицу, суды отметили, что данный документ однозначно не свидетельствует о том, что согласно технической документации такие помещения как тренажерный зал, парилка, автомойка, не используются по прямому назначению. Доказательств, свидетельствующих об ином использовании указанных помещений, истец в материалы дела не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2023 по делу N А60-66885/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 учитывается деятельность, в том числе фактическая, без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц.
Виды деятельности, перечисленные в пункте 203 Правил N 644, не поставлены в зависимость от присвоенных кодов ОКВЭД, извлечения абонентом прибыли от осуществления деятельности, не ограничиваются кодом ОКВЭД, имеет значение фактически осуществляемая деятельность.
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2023 г. N Ф09-6446/23 по делу N А60-66885/2022