Екатеринбург |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А76-32311/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Столярова А.А., Беляева К.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Селиванова Дмитрия Николаевича и индивидуального предпринимателя Юрченкова Алексея Естафьевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2023 по делу N А76-32311/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Селиванова Дмитрия Николаевича - Черкасов К.П. (доверенность от 31.08.2022);
индивидуального предпринимателя Юрченкова Алексея Естафьевича - Черкасов К.П. (доверенность от 01.09.2022).
Индивидуальный предприниматель Юрченков Алексей Естафьевич (далее - предприниматель Юрченков А.Е.), индивидуальный предприниматель Селиванов Дмитрий Николаевич (далее - предприниматель Селиванов Д.Н.) обратились в Советский районный суд г. Челябинска с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 28.06.2022 N 28381.
Определением Советского районного суда г. Челябинска дело передано по подсудности в Арбитражный суд Челябинской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Челябинска.
Решением суда первой инстанции от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматели Юрченков А.Е., Селиванов Д.Н. просят указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявители полагают, что, поскольку комитетом реализовано право на изъятие объекта незавершенного строительства, однако два аукциона по продаже объекта признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, при этом Администрация г. Челябинска не имеет намерения выкупать с объект в муниципальную собственность, в силу подп. 6 пункта 8 статьи 39.8, подп. 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации истцы имеют право на однократное предоставление земельного участка в аренду для завершения строительства объекта на срок три года. Заявители отмечают, что действующим законодательством не предусмотрены нормы, регулирующие дальнейшую судьбу невостребованных изъятых объектов, и право муниципалитета проводить повторные и последующие торги. С учетом указанного заявители полагают возможным после признания торгов несостоявшимися и отказа муниципалитета от приобретения объекта применение по аналогии положений статьи 95 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для возврата имущества собственнику и представления ему земельного участка в аренду для завершения строительства. При этом, по мнению заявителей, в случае предоставления земельного участка заявителям требования антимонопольного законодательства нарушены не будут, поскольку неограниченному кругу потенциальных приобретателей дважды предлагалось приобрести объект незавершенного строительства, вместе с тем торги признаны несостоявшимися.
По мнению комитета, изложенному в письменных пояснениях на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы заявителей направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и данный перечень является исчерпывающим.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс, так и в Гражданский кодекс, который дополнен статьей 239.1, в соответствии с пунктом 1 которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Пунктом 33 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу этого Федерального закона (01.03.2015).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, собственник объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, имеет право на заключение (пролонгацию) после 1 марта 2015 г. однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 23.07.2013 между комитетом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс - 97" (арендатор) заключен договор УЗ N 01 1624-К-2013 аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:84 площадью 1600 кв. м сроком с 07.03.2013 до 07.03.2016, для строительства спортивно-развлекательного комплекса (на основании распоряжения Администрации города Челябинска от 07.03.2013 N 1235 "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства спортивно-развлекательного комплекса по ул. Труда в Центральном районе города Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс-97").
Впоследствии на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 29.6, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации между комитетом (арендодатель) и обществом "Стройкомплскс-97" (арендатор) 15.03.2016 заключен договор УЗ N 014516-К-2016 аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:84 площадью 1600 кв. м сроком на три года с даты акта приема-передачи земельного участка для завершения строительства спортивно-развлекательного комплекса.
На указанном земельном участке с кадастровым номером 74:36:0506004:84 расположен объект, не завершенный строительством (кадастровый номер 74:36:0506004:538), площадью застройки 2250 кв. м степенью готовности 28 %, принадлежащий на праве общей долевой собственности заявителям.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 26.08.2020 по делу N 2-3622/2020 удовлетворены исковые требования комитета к обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс-97", Юрченкову Л.Е., Селиванову Д.Н. об изъятии объекта, не завершенного строительством, с кадастровым номером 74:36:0506004:538 площадью застройки 2250 кв. м, степенью готовности 28%, расположенного по адресу:
г. Челябинск, Центральный район, ул. Труда, путем продажи с публичных торгов.
Согласно протоколу от 23.05.2022 N 3 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, назначенном на 24.05.2022, по продаже объекта незавершенного строительства (SBR012-2204130002.1) аукцион по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 74:36:0506004:583 признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.
Согласно протоколу от 11.07.2022 N 12 рассмотрения заявок на участие в повторном аукционе в электронной форме, назначенном на 11.07.2022, по продаже объекта незавершенного строительства (SBR012-2206010005.1.1) аукцион по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 74:36:0506004:583 признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.
Предприниматели Юрченков А.Е., Селиванов Д.Н. 31.05.2022 обратились в комитет с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0506004:84 для завершения строительства.
В письме от 28.06.2022 N 28381 комитет отказал заявителям, указав, что поскольку ранее указанный земельный участок уже предоставлялся заявителям для завершения строительства объекта с кадастровым номером 74:36:0606004:528, основания для повторного предоставления указанного земельного участка отсутствуют.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что заявители после 1 марта 2015 г. реализовали свое право на получение земельного участка в аренду для завершения строительства спорного объекта без торгов.
Далее суды приняли во внимание, что публичный собственник спорного земельного участка воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект.
Учитывая изложенное, суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды заключили, что в том случае, если объект не был приобретен в соответствии с пунктом 4 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися, при этом действующим законодательством, в том числе Правилами проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1299, не урегулирован вопрос о правовых последствиях несовершения действий по приобретению объекта незавершенного строительства в государственную или муниципальную собственность в указанный срок, в рассматриваемой ситуации возможно применение по аналогии закона положений статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и проведение по истечении двух месяцев со дня признания первоначальных торгов несостоявшимися повторных и последующих торгов по продаже объекта незавершенного строительства со снижением на каждых последующих торгах начальной цены данного объекта до момента его реализации третьему лицу либо до его приобретения в государственную или муниципальную собственность.
Суды приняли во внимание, что комитетом дважды проведены аукционы в электронной форме по продаже объекта незавершенного строительства, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подана ни одна заявка, аукционы признаны несостоявшимися.
Назначенный в последующем аукцион не состоялся в связи с вынесением Арбитражным судом Челябинской области по результатам рассмотрения заявления предпринимателя Селиванова Д.Н. определения от 11.01.2023 о принятии обеспечительной меры в виде приостановления проведения комитетом аукциона в электронной форме 24.01.2023 в 08:00 по московскому времени (в 10:00 по местному времени) по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 74:36:0506004:538 площадью 2250 кв. м со степенью готовности объекта 28%, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда в Центральном районе, до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу, то есть аукцион не состоялся по причинам, не зависящим от комитета.
Таким образом, учитывая наличие судебного акта об изъятии объекта, не завершенного строительством, отсутствие признаков злоупотребления и бездействия со стороны комитета, наличие у комитета права неоднократно проводить торги, в том числе с уменьшением продажной цены объекта, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ комитета, выраженный в письме от 28.06.2022 N 28381, не является незаконным и нарушающим права заявителей.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателей Селиванова Д.Н и Юрченкова А.Е. к комитету по о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 28.06.2022 N 28381.
Доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют, доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2023 по делу N А76-32311/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Селиванова Дмитрия Николаевича и индивидуального предпринимателя Юрченкова Алексея Естафьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды заключили, что в том случае, если объект не был приобретен в соответствии с пунктом 4 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися, при этом действующим законодательством, в том числе Правилами проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1299, не урегулирован вопрос о правовых последствиях несовершения действий по приобретению объекта незавершенного строительства в государственную или муниципальную собственность в указанный срок, в рассматриваемой ситуации возможно применение по аналогии закона положений статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и проведение по истечении двух месяцев со дня признания первоначальных торгов несостоявшимися повторных и последующих торгов по продаже объекта незавершенного строительства со снижением на каждых последующих торгах начальной цены данного объекта до момента его реализации третьему лицу либо до его приобретения в государственную или муниципальную собственность."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2023 г. N Ф09-6541/23 по делу N А76-32311/2022