Екатеринбург |
|
20 октября 2023 г. |
Дело N А47-12476/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Краснобаевой И. А., Татариновой И. А.
при ведении протокола помощником судьи Поповой Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2023 по делу N А47-12476/2022 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Моргунова Г.А. (доверенность от 05.04.2023);
акционерного общества "Транснефть-Приволга" - Кузнецов Д.С. (доверенность от 12.08.2022).
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - истец, общество "Транснефть-Приволга") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - ответчик, Министерство) об установлении права ограниченного пользования (сервитут) на земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, расположенный в северной части кадастрового квартала 56:07:0 по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, на условиях, указанных в исковом заявлении.
Исковые требования неоднократно уточнялись истцом, окончательно общество "Транснефть-Приволга" просило суд установить в интересах истца право ограниченного пользования (сервитут) на земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, расположенный в северной части кадастрового квартала 56:07:0, Оренбургская обл., Бугурусланский р-н, категория: земли сельскохозяйственного назначения, на следующих условиях:
- общая площадь частей земельного участка, в отношении которых устанавливается сервитут: 39 531 кв.м.;
- цель установления сервитута: для реализации объекта "Магистральный нефтепровод" Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция", в том числе для создания наземных сооружений, а также наземных частей подземных сооружений;
- срок установления сервитута: 480 дней с 12.05.2023 по 02.09.2024;
- плата за сервитут: 4,59 руб. (четыре) рубля 59 копеек. Налог оплачивается при необходимости дополнительно в соответствии с налоговым законодательством;
- плата за пользование сервитутом вносится единовременным платежом, в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда об установлении сервитута;
- каталог координат поворотных точек границ многоконтурной части земельного участка 56:07:0000000:3354 в отношении которой устанавливается сервитут местная система координат (МСК-56 зона 1): указаны координаты поворотных точек границ многоконтурной части земельного участка 56:07:0000000:3354, в отношении которой устанавливается сервитут.
Определением суда первой инстанции от 17.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен: индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Котков Александр Павлович (далее - ИП Котков А.П.).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как указывает Министерство в кассационной жалобе, обществом "Транснефть-Приволга" выбран ненадлежащий способ защиты своих прав и не использованы все возможные способы решения вопроса в административном порядке, а договор аренды от 29.12.2017 N 147/1217, заключенный между ИП Котковым А.П. и Администрацией муниципального округа Бугурусланский район Оренбургской области считается действующим; соответственно соглашение об установлении сервитута в соответствии с частью 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации обществу "Транснефть-Приволга" необходимо заключить с арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:07:0000000:3354.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, акционерному обществу "Транснефть-Приволга" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев", введённый в эксплуатацию в 1975 году.
Кадастровый номер объекта недвижимости 56:07:0000000:784, объект расположен по адресу Оренбургская область, р-н Бугурусланский, 2021,4 - 2096 км, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое (далее - ЕГРН) имущество и сделок с ним от 19.07.2017 N 56:07:0000000:784-56/012/2017-1.
Согласно проекту реконструкции указанный объект недвижимости, в том числе, частично подлежит размещению на земельном участке неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, расположенном в северной части квартала 56:07:0, Оренбургская область, Бугурусланский район, категория: земли сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка 282 740 кв.м, кадастровая стоимость на момент обращения в суд 1 166 294, 16 руб., с 01.01.2023 кадастровая стоимость составила 249 800 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 30.10.2017, с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с записью государственной регистрации от 30.05.2018 N 56:07:0000000:3354-56/012/2018-4 на земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ИП Коткова А.П. на основании договора аренды N 147/1217, выдан 29.12.2017, дата государственной регистрации: 23.01.2018, номер государственной регистрации: 56:07:0203002:45-56/012/2018-1, договор передачи прав и обязанностей по договору аренды N 147, выдан 25.04.2018, дата государственной регистрации: 30.05.2018, номер государственной регистрации: 56:07:0000000:3354- 56/012/2018-2.
Срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с 30.05.2018 по 28.12.2022.
Приобщенной к материалам дела копией договора аренды от 29.12.2017 N 147/1217 подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 между Администрацией Бугурусланского района Оренбургской области (арендодатель) и ИП главой К(Ф)Х Котковым Павлом Федоровичем (арендатор) заключен договор аренды от 29.12.2017 N 147/1217, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 из земель: земли сельскохозяйственного назначения, сроком на 5 лет с 29.12.2017 по 28.12.2022.
Между ИП главой К(Ф)Х Котковым П.Ф. (арендатор) и ИП Котковым А.П. (новый арендатор) 25.04.2018 заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому арендатор в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации передает свои права и обязанности, а новый арендатор принимает права и обязанности по договору аренды земельных участков от 29.12.2017 N 147/1217 и становится владельцем и пользователем земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, с местоположением: Оренбургская область, район Бугурусланский, в том числе земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:07:0, с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, площадью 282 740 кв.м.
При подписании указанного договора арендатор передал новому арендатору все необходимые документы: подлинный договор аренды земельного участка от 29.12.2017 N 147/1217 со всеми приложениями и кадастровый паспорт земельного участка.
С момента подписания настоящего договора обязательства сторон по передаче объекта недвижимости считаются исполненными.
Акт приема-передачи дополнительно не составляется.
Истец включен в реестр субъектов естественных монополий (Раздел III) "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам" (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27.06.2007N 138).
На основании бессрочной лицензии от 15.04.2016 N ВХ-00-015956 истец является эксплуатирующей организацией магистральных нефтепроводов, относящихся к линейным, недвижимым объектам (сооружениям).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" участок магистральных нефтепроводов Бугурусланского РНУ, отнесен к объектам 1-го класса опасности и включен в государственный реестр опасных производственных объектов с регистрационным номером А53-00021-0017. (свидетельство о регистрации А53-00021 от 27.09.2019).
Поскольку истец обязан обеспечивать безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта магистрального нефтепровода "Нижневартовск-Курган-Куйбышев", который частично расположен на территории Бугурусланского района Оренбургской области, в целях обеспечения категории надежности магистрального нефтепровода необходимо проведение реконструкции объекта в соответствии с проектом: "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-КурганКуйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция" (далее объект).
Для проведения данных работ специализированной организацией акционерным обществом "Институт по проектированию магистральных трубопроводов" (далее - проектировщик) разработана проектная документация по объекту: "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция".
Проектировщиком проведены инженерно-геологические, инженерно-гидрологические, инженерно-геофизические, инженерно-экологические, инженерно-геодезические и иные изыскания. Учтены экономические показатели, технологические и временные ограничения, а также сроки безопасной эксплуатации действующего нефтепровода и ограничения, накладываемые размещением сторонних коммуникаций и объектов. Проведено предпроектное обследование.
С учетом указанных и иных исходных данных составлен проект реконструкции магистрального нефтепровода, который получил положительное заключение государственной экспертизы.
Заключение экспертизы выполнено Федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы", внесено в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства от 20.09.2022 с номером 56-1-1-3-067130-2022.
В ходе проведения проектно-изыскательских работ проектировщик пришел к выводу об отсутствии альтернативной возможности размещения объекта "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция" на других участках, а также об отсутствии иной объективной возможности обеспечить размещение проектируемого объекта другим способом.
На основании проектных сведений о размещении объекта специализированной землеустроительной организацией обществом с ограниченной ответственностью "МРК-С" подготовлена документация по планировке территории (проект планировки территории, содержащий проект межевания территории) по объекту: "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция".
Документация по планировке территории прошла обязательную процедуру согласования в органах местного самоуправления субъекта Российской Федерации, в границах которого данный объект будет размещен, что подтверждается письмом Администрации муниципального образования Кирюшкинский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области от 28.01.2022 N 25.
Согласованная документация по планировке территории по объекту: Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция" утверждена приказом Минэнерго России от 29.03.2022 N265.
Проектная документация по объекту и документация по планировке территорий содержит перечень координат характерных точек границ территории и отдельных земельных участков в границах этих территорий, на которых размещается объект.
Из указанных документов следует, что объект частично подлежит размещению на земельном участке неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, расположенном в северной части кадастрового квартала 56:07:0 Оренбургская обл., Бугурусланский р-н, категория: земли сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка 282 740 кв. м.
Для размещения реконструируемого объекта и производства работ по проекту необходимо занять часть земельного участка площадью 39 632 кв.м (с учетом уточнения исковых требований 39 531 кв. м).
Истцом сформировано и направлено в адрес Министерства предложение от 21.07.2022 N ТПВ-03-22-19/34884 о заключении соглашения об установлении сервитута для размещения объекта" Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция".
От заключения соглашения об установлении сервитута ответчик отказался со ссылкой на положения пункта 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации (письмо от 27.05.2022).
Ссылаясь на то, что сервитут испрашивается на часть земельного участка, необходимого для реконструкции магистрального нефтепровода, размер платы за сервитут рассчитан на основании пункта 2 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом постановления Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 N 213-п "Об утверждении порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области", неверное толкование норм действующего законодательства со стороны ответчика и отказ ответчика от урегулирования спора в добровольном порядке, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности, указав, что условия сервитута определены судом на основании внесудебного заключения, поскольку заключение судебной экспертизы признано ненадлежащим доказательством.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в обязанность эксплуатирующей организации входит комплекс мероприятий по обеспечению безаварийной работы опасных производственных объектов.
В силу пунктов 7, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" магистральный нефтепродуктопровод является линейным объектом топливно-энергетического комплекса предназначенным для транспортировки нефтепродуктов, а общество "Транснефть-Приволга" является субъектом топливно-энергетического комплекса, владеющим на праве собственности магистральным нефтепродуктопроводом, на которого согласно статьи 6 названного Федерального закона возложена обязанность по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ предусматривает обязанность эксплуатирующей организации осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются сервитуты.
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости, при отсутствии иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему земельным участком (объектом).
Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием (пункт 8 Обзора).
В статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры могут устанавливаться сервитуты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно положениям 12 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В соответствии с положениями статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся ВЛ) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником ВЛ, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей ВЛ.
Земельные участки в границах охранных зон ВЛ у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. Данные ограничения не исключают возможность его использования в целях выращивания сельскохозяйственных культур.
Наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами ВЛ.
Пунктами 4.1, 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Охранные зоны устанавливаются: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Разделы 4 и 5 Правил устанавливают правовой режим охранных зон и требования к организации и производству работ в охранных зонах, в том числе регламентирует порядок доступа к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017), положения статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают установление сервитута в интересах одного лица, которое использует чужой участок в своих интересах.
Пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В силу пункта 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Из содержания статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка. Соответствующая правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017), плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.
Если при рассмотрении дела усматриваются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком, судам необходимо, в соответствии с приведенными положениями закона, определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обременяемого земельного участка, что предполагает вынесение данного вопроса в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и при отсутствии согласия собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом, на безвозмездное пользование - возложение на истца обязанности по представлению доказательств обоснованности предлагаемого к установлению размера платы, в том числе путем назначения экспертизы. При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик вправе представить доказательства в обоснование своих возражений. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.
В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.
При этом необходимо в том числе, учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что установленное специализированной организацией место размещения объекта является единственно возможным вариантом его расположения в спорном районе, при этом, поскольку размещение элементов линейного объекта без установления сервитута невозможно, в целях его эксплуатации имеется необходимость установления сервитута в отношении ответчика земельного участка для обеспечения оптимального варианта проектирования и строительства нефтепровода истца.
Судами установлено, что согласно проекту реконструкции указанный объект недвижимости, в том числе, частично подлежит размещению на земельном участке не разграниченной государственной собственности с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, расположенном в северной части квартала 56:07:0, Оренбургская область, Бугурусланский район, категория: земли сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка 282 740 кв. м, кадастровая стоимость на момент обращения в суд 1 166 294,16 руб., с 01.01.2023 кадастровая стоимость составила 249 800 руб.
Судами принято во внимание, что размер платы за сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 государственная собственность на который не разграничена составляет 249 800 руб. - кадастровая стоимость с 01.01.2023 согласно сведениям, указанным выписке из ЕГРН на земельный участок) / 282 740 (кв. м - площадь участка) х 39 531 (кв. м - площадь истребуемого сервитута) * 0,01 % = 3,49 руб. в год, единовременно за 480 дней (с 12.05.2023 по 02.09.2024): 3,49/365*480 = 4,59 руб. за весь период действия сервитута.
С учетом наличия между сторонами спора относительно наличия полномочий у Министерства по предоставлению сервитута на земельный участок неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, поскольку данный участок находится в аренде у ИП Коткова А.П. на основании договора аренды от 29.12.2017 N 147/1217, а также того, что арендатор - ИП Котков А.П. продолжает пользоваться объектом аренды, вносит арендную плату, а также намерен заключить договор аренды на новый срок, ответчик полагает, что лицом уполномоченным заключать соглашение об установлении сервитута на спорный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации является ИП Котков А.П.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда, отклонившего аналогичный довод апелляционной жалобы.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Оренбургской области от 03.07.2015 N 3303/903-V-O3 "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области", Положением о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 10.01.2020 N 5-ук, Министерство осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Оренбургской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ряде случаев.
Законом Оренбургской области от 30.09.2020 N 2422/67O-VI-03 "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между некоторыми органами местного самоуправления Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области и о внесении изменений в Закон Оренбургской области "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" к полномочиям министерства с 01.01.2021 отнесены следующие полномочия органов местного самоуправления в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Бугурусланского, Бузулукского, Новосергиевского, Беляевского муниципальных районов Оренбургской области и Сорочинского городского округа Оренбургской области, за исключением земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства:
- по предоставлению земельных участков;
- заключению договоров мены;
- заключению соглашений об установлении сервитута;
- заключению соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков;
- принятию решений о перераспределении земель и (или) земельных участков;
- выдаче разрешений на использование земель или земельных участков.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является уполномоченный орган, обладающий правом распоряжаться земельным участком, находящимся в публичной собственности, и в настоящем случае таким органом является Министерство.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, принимая во внимание, что размещение нефтепровода истца и необходимость выполнения его реконструкции на спорном земельном участке является основанием установления сервитута, выявив, что основания данного сервитута, цели для которых он устанавливается, соответствуют требованиям статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, и то, что сервитут устанавливается в пользу лица, являющегося собственником вещи, суды пришли к верному выводу об обоснованности исковых требований общества "Транснефть - Приволга" об установлении сервитута.
При таких обстоятельствах, требования общества "Транснефть-Приволга" об установлении права ограниченного пользования (сервитут) на земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354, расположенный в северной части кадастрового квартала 56:07:0 по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения правомерно удовлетворены судами.
Довод Министерства о том, что договор аренды от 29.12.2017 N 147/1217 продолжает свое действие, с учетом того, что ИП Котков А.П. использует земельный участок и выполняет условия договора, в том числе по внесению арендной платы, а требований о возврате земельного участка в его адрес не направлялось, отклонен судом предыдущей инстанции ввиду своей несостоятельности.
Как следует из материалов дела, заявление ИП Коткова А.П. в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 от 23.01.2023 о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на которое ссылается ответчик, свидетельствует о том, что оно подано после истечения срока ранее заключенного договора аренды спорного земельного участка.
В материалах дела имеется копия, письма от 03.02.2023 N 12-24/2463 в соответствии с которым ответчик, рассмотрев заявление ИП Коткова А.П. о предоставлении земельного участка 56:07:0000000:3354 без проведения торгов, отказал последнему в предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Правовая позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 20.05.2020 по делу N 310-ЭС19-25907 прямо не исключает применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов в соответствии с порядком установленным Земельным кодексом Российской Федерации.
В качестве одного из оснований отказа в предоставлении участка ответчик указал на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что у ответчика имеется информация об утверждении приказами Минэнерго Российской Федерации от 29.03.2022 N 265 и от 01.03.2022 N 156 документации по планировке территорий для размещения объектов "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция" и "Магистральный нефтепровод "Бугуруслан-Сызрань", 8-9 км, Ду400. Бугурусланское РНУ. Реконструкция", которыми предусматривается размещение объектов трубопроводного транспорта федерального значения на земельном участке с кадастровым номером 56:07:0000000:3354.
Материалами дела подтверждается, что приказом Минэнерго России от 29.03.2022 N 265 утверждена документации по планировке территории по объекту федерального значения "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция".
Таким образом, суды верно указали, что договор аренды спорного земельного участка между Министерством и ИП Котковым А.П. не мог быть возобновлен в порядке предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия заявления ИП Коткова А.П. требованиям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также наличия оснований для отказа в предоставлении участка предусмотренного пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Обратное ответчиком не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, статья 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для заключения соглашения о сервитуте с арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, имеет значение не только статус арендатора, т.е. наличие заключенного договора аренды, но и срок аренды. Апелляционный суд верно отметил, что обратное вносило бы правовую неопределенность в отношении правообладателя сервитута, что действующим законодательством не допускается. Анализ правовых норм, закрепленных пунктами 1, 4, 5 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что они не могут быть применены по отношению к бессрочным договорам аренды.
Соглашение об установлении срочного сервитута не может быть заключено с арендатором, владеющим земельным участком на основании бессрочного договора аренды.
Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что основания установления сервитута, цели для которых он устанавливается, соответствуют требованиям гражданского законодательства; доказательств в пользу иного размещения объекта или наличия возможности эксплуатации недвижимого линейного объекта магистрального нефтепровода без установления сервитута ответчик в материалы дела не предоставил; в свою очередь истцом предоставлено основанное на инженерных изысканиях заключение проектировщика объекта о невозможности разместить объект иным способом; границы сервитута определены в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объекта.
Суд округа также отмечает, что не могут быть приняты во внимание доводы жалобы, относящиеся к праву истца установить публичный сервитут для реализации объекта.
Министерство утверждает, что в отношении спорного земельного участка установлен публичный сервитут для размещения объекта "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN 1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция".
В соответствии с пунктом 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
Апелляционный суд верно указал, что указанный ответчиком приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 26.12.2022 N 1370, которым по заявлению общества "Транснефть-Приволга" на земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 уже установлено ограниченное право в виде публичного сервитута, относится к другому объекту и не предоставляет обществу "Транснефть-Приволга" право произвольно производить любые работы на всем спорном земельном участке.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию при апелляционном обжаловании решения суда по настоящему делу, подробно рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по мотивам, которые признаются судом округа правильными. Оснований для иной оценки указанных доводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие заявителя кассационной жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.03.2023 по делу N А47-12476/2022 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается, что приказом Минэнерго России от 29.03.2022 N 265 утверждена документации по планировке территории по объекту федерального значения "Магистральный нефтепровод "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" руч. Икельксклей (основная нитка) DN1200 2084,6 км. Бугурусланское РНУ. Реконструкция".
Таким образом, суды верно указали, что договор аренды спорного земельного участка между Министерством и ИП Котковым А.П. не мог быть возобновлен в порядке предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия заявления ИП Коткова А.П. требованиям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также наличия оснований для отказа в предоставлении участка предусмотренного пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Обратное ответчиком не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, статья 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для заключения соглашения о сервитуте с арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, имеет значение не только статус арендатора, т.е. наличие заключенного договора аренды, но и срок аренды. Апелляционный суд верно отметил, что обратное вносило бы правовую неопределенность в отношении правообладателя сервитута, что действующим законодательством не допускается. Анализ правовых норм, закрепленных пунктами 1, 4, 5 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что они не могут быть применены по отношению к бессрочным договорам аренды.
...
В соответствии с пунктом 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
Апелляционный суд верно указал, что указанный ответчиком приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 26.12.2022 N 1370, которым по заявлению общества "Транснефть-Приволга" на земельный участок с кадастровым номером 56:07:0000000:3354 уже установлено ограниченное право в виде публичного сервитута, относится к другому объекту и не предоставляет обществу "Транснефть-Приволга" право произвольно производить любые работы на всем спорном земельном участке."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2023 г. N Ф09-6260/23 по делу N А47-12476/2022