Екатеринбург |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А07-28380/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Купреенкова В.А., Татариновой И.А., при ведении протокола судебного заседания Кирпичниковой Т.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущества РБ, Министерство, ответчик, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2023 по делу N А07-28380/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А07-28380/2022, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании суда округа принял участие с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представитель общества с ограниченной ответственностью "Катюша" (далее - общество "Катюша", общество, истец) - Малиенко Д.В. (доверенность от 08.02.2023).
Минземимущества РБ не направило своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенного лица не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От общества "Катюша" поступил в суд отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Катюша" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о понуждении Министерства к внесению изменений в условия договора аренды земельного участка от 22.12.2020 N 836-20 в части, касающейся размера ставки арендной платы в 2021 году, потребовав установить для расчета арендной платы за землепользование ставку в размере, равном 1,5%, вместо 3,5%.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2023 заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит данные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы указывает на несогласие с выводом судов первой и апелляционной инстанций о наличии в рассматриваемом случае оснований для установления ставки арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 02:55:010131:732 в размере, равном 1,5% (в размере земельного налога). В обоснование своей правовой позиции ссылается на то, что расположенные в границах данного земельного участка объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010131:334, 02:55:010131:318 были поставлены на кадастровый учет 09.10.2013 без учета имеющихся красных линий, установленных в составе проекта планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, революционная, проспекта Салавата Юлаева, улицы Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах, утвержденном постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2010 N 6558, что согласно сведениям публичного реестра общество "Катюша" значится собственником этих объектов с 10.04.2006, при этом согласно сведениям Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (письмо от 28.04.2023 N 98-04-01650) разрешения на строительство обществу "Катюша" не выдавалось. По мнению заявителя жалобы, судами указанные обстоятельства при рассмотрении дела учтены не были, не исследован вопрос соответствия объектов проекту разрешительной документации.
Представленные Министерством в суд в электронном виде дополнительные доказательства по делу, в том числе поименованные в качестве приложения к кассационной жалобе (письмо Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.04.2023 N 98-04-01650, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 18.04.2023 N КУВИ-001/2023-9106824, письмо Минземимущества РБ от 20.10.2023 N АМ-М04-06-5/1, письма Главархитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.10.2022 N 7-11401/ПР, от 04.08.2023 N 7-9992/РД, от 15.08.2023 N 7-10440/РД, от 17.08.2023 N 7-10626/РД), судом округа не приняты, к материалам дела не приобщены, поскольку в силу статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор, принятие и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда округа, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, при этом данные документы ввиду их представления в электронном виде через систему "Мой Арбитр" фактическому возврату на бумажном носителе не подлежат.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Катюша" просит оставить решение, постановление судов первой, апелляционной инстанций без изменения, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Катюша" (арендатор) в соответствии со статьями 22, 39.1, 39.2, подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 6 пункта 8 статьи 39.8, статей 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации заключен договор аренды от 22.12.2020 N 836-20 в отношении земельного участка общей площадью 3415 кв. м из земель населенных пунктов, местоположение участка: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Кирова, кадастровый номер 02:55:010131:732, разрешенное использование - "для размещения административных зданий", целевое (функциональное) использование - "для эксплуатации административных зданий".
Срок аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:732 определен с 06.11.2020 по 06.11.2023 (дата не включается в срок аренды). В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны установили, что условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 06.11.2020 (пункт 3.1 договора).
Передача земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:732 в пользование обществу "Катюша оформлена актом приема-передачи от 22.12.2020 к договору аренды от 22.12.2020 N 836-20.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" Министерство с 01.01.2021 является уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Порядком расчета годовой арендной платы, взимаемой за пользование земельными участками, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 (с последующими изменениями и дополнениями), годовая арендная плата рассчитывается по формуле:
Апл = КСУ * Сап * (SI / S), где КСУ - кадастровая стоимость участка;
Сап - ставка арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земли); S - площадь земельного участка; S1 - площадь к оплате.
Обществом "Катюша" от Министерства получен расчет арендной платы на 2021 год к договору аренды от 22.12.2020 N 836-20, в котором для расчета арендной платы применена ставка арендной платы (Сап) в размере 3,5% кадастровой стоимости земельного участка исходя из положений вышеуказанных нормативных актов.
Между тем согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:732 через данный земельный участок практически по всей его протяженности с северо-запада на юго-восток проходит красная линия.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 18.01.2021 указанный земельный участок образован из состава земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:34 в связи с его выделением под объектами недвижимого имущества, принадлежащими обществу "Катюша".
Ранее вопрос о размере ставки арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 02:55:010131:34 был предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Башкортостан в рамках дела N А07-6158/2020, возбужденного по иску Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к обществу "Катюша" о взыскании задолженности по договору аренды от 19.01.2010 N М4-10.
В рамках обозначенного дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010131:34 является ограниченным в обороте, поскольку частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий, в силу чего при исчислении платы за пользование указанным земельным участком арендная ставка не может превышать 1,5% (ставку земельного налога в Республике Башкортостан).
Общество "Катюша" 11.07.2022 обратилось в Минземимущества РБ с заявлением о перерасчете арендной платы по договору аренды от 22.12.2020 N 836-20 за 2021 год исходя из ставки арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, просило учесть указанную ставку в расчетах на будущие периоды.
Письмом от 16.08.2022 N ЭУ-М04-06-3/304 Министерство указало обществу "Катюша" на то, что земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной собственности, прямо поименованы в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для рассмотрения вопроса о перерасчете арендной платы по договору аренды от 22.12.2020 N 836-20 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:732 не имеется.
Недостижение сторонами соглашения по условиям договора аренды от 22.12.2020 N 836-20 в части, касающейся стоимости аренды, послужило основанием для обращения общества "Катюша" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что спорный договор аренды от 22.12.2020 N 836-20 заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, арендная плата по этому договору является регулируемой и подлежит определению с учетом того, что спорный участок ограничен в обороте (расположен в границах красных линий).
В целях защиты прав и законных интересов истца суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и изменении договора аренды земельного участка, установив, что размер арендной платы за земельный участок исчисляется в сумме, равной размеру земельного налога за этот земельный участок (1,5% кадастровой стоимости участка).
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
Земельным кодексом Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли, который заключается в том, что использующие земельный участок его собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны уплачивать земельный налог, а арендаторы - арендную плату (статьи 1, 65).
В соответствии с пунктами 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды; размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В силу пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление Правительства РФ N 582) закреплены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, среди которых - принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ N 582.
Пунктом 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций разъяснено, что в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки следует исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установление в отношении земельного участка статуса ограниченного в обороте обусловлено соответствующим целевым назначением земельного участка. В связи с этим запрет предоставления таких земельных участков в частную собственность по общему правилу является следствием их особого назначения.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования -территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Территории общего пользования, в пределах которых приватизация земельных участков не допускается в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 27 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются от иных территорий посредством установления красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010131:732 частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, революционная, проспекта Салавата Юлаева, улицы Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах, утвержденном постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2010 N 6558, что подтверждается градостроительным планом обозначенного земельного участка, то есть относится к землям, ограниченным в обороте в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010131:732 находятся объекты недвижимости истца, что в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предполагает возможность выкупа (приобретения в собственность) указанного земельного участка, однако через данный земельный участок практически по всей протяженности с северо-запада на юго-восток проходит красная линия.
Иного из материалов дела не следует.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан "О земельном налоге" от 17.11.2005 N 2/6 (в редакции от 29.10.2018 N 32/6) подобные земельные участки отнесены к категории, в отношении которой максимальная ставка земельного налога установлена в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Также согласно пункту 1.11 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2018 N 96) размер арендной платы за землю для собственников зданий, сооружений, права которых на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь приведенными выше положениями действующего земельного законодательства и сложившейся практикой их применения, обоснованно заключили, что размер арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:732, являющегося ограниченным в обороте, не может превышать установленного размера земельного налога в отношении земель, которые не имеют таких ограничений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для отказа в иске у судов не имелось.
Выводы судов согласуются с правовыми позициями, сформулированными в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, в пункте 24 практики применения земельного законодательства, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Ссылки ответчика на то, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:010131:334, 02:55:010131:318, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010131:732, поставлены на кадастровый учет 09.10.2013 без учета имеющихся красных линий, были предметом рассмотрения апелляционного суда и отклонены как несостоятельные, поскольку не исключают применения к спорным правоотношениям положений подпункта 1 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1.11 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2018 N 96).
Ссылки заявителя на самовольность застройки обществом "Катюша" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010131:732 не принимаются судом округа, поскольку наличие у объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010131:334, 02:55:010131:318 статуса самовольных построек объективными средствами доказывания Министерством не подтверждено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционного инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены нижестоящими судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не выявлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2023 по делу N А07-28380/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов согласуются с правовыми позициями, сформулированными в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, в пункте 24 практики применения земельного законодательства, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Ссылки ответчика на то, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:010131:334, 02:55:010131:318, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010131:732, поставлены на кадастровый учет 09.10.2013 без учета имеющихся красных линий, были предметом рассмотрения апелляционного суда и отклонены как несостоятельные, поскольку не исключают применения к спорным правоотношениям положений подпункта 1 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1.11 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2018 N 96)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2023 г. N Ф09-6134/23 по делу N А07-28380/2022
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4142/2024
27.10.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6134/2023
12.07.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7681/2023
20.04.2023 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-28380/2022