Екатеринбург |
|
02 ноября 2023 г. |
Дело N А76-43268/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А76-43268/2022 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - Гуськова Е.Н. (доверенность от 02.02.2023);
общества с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии" (далее - ООО "ПМТ", общество) - Макарова Т.О. (доверенность от 27.12.2022).
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г. Челябинск (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ООО "ПМТ" о взыскании излишне понесенных расходов в виде специальных социальных выплат в сумме 463 390 руб. 20 коп.
Определением суда от 29.12.2022 заявление принято к производству арбитражного суда, делу присвоен номер А76-43268/2022.
ООО "ПМТ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к фонду о признании незаконным решения от 20.10.2022 N 48, акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 09.09.2022 N 48.
Определением суда от 11.01.2023 заявление принято к производству суда, делу присвоен номер А76-2/2023.
Определением суда от 31.01.2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А76-43268/2022, А76-2/2023, объединенному делу присвоен номер N А76-43268/2022.
Определением суда от 31.01.2023 произведено процессуальное правопреемство путем замены истца - Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Решением суда от 15.05.2023 заявление фонда удовлетворено, с ООО "ПМТ" в пользу фонда взысканы убытки в сумме 463 390 руб. 20 коп.
В удовлетворении встречного заявления ООО "ПМТ" к фонду отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 по делу N А76-43268/2022 отменено. В удовлетворении требований фонда о взыскании убытков в сумме 463 390 руб. 20 коп. отказано. Требования общества по встречному иску удовлетворены частично. Решение фонда от 20.10.2022 N 48 признано недействительным. В части требований о признании недействительным акта проверки от 09.09.2022 N 48 производство по делу N А76-43268/2022 прекращено.
В кассационной жалобе фонд просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов данного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Фонд не согласен с выводами апелляционного суда о наличии оснований для специальных социальных выплат, поскольку ООО "ПМТ" в спорный период не являлось созданным (перепрофилированным) в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам с симптомами коронавирусной инфекции COVID-19 в стационарных и амбулаторных условиях.
Фонд указывает на то, что доказательств контактов работников общества в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 не представлено, непосредственный отбор проб (мазков) у граждан работниками ООО "ПМТ" не производился, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае право работников на получение специальных социальных выплат не подтверждено. Фонд считает, что само по себе проведение исследований биоматериала на предмет выявления COVID-19 не свидетельствует о наличии бесспорного права для получения спорных социальных выплат.
В дополнении к кассационной жалобе фонд указывает на противоречие действующему законодательству вывода суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного акта.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, в удовлетворении жалобы фонду отказать.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции полагает, что доводы заявителя жалобы заслуживают внимания в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 2 фонда в соответствии с Порядком осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272 (далее - Порядок N 272) проведена камеральная проверка в отношении ООО "ПМТ" на предмет полноты и достоверности сведений, представляемых для получения работниками организации специальных социальных выплат (далее также ССВ), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление N 1762) за период с 01.11.2020 по 30.11.2020.
В ходе проверки административным органом выявлено несоответствие сведений, представленных медицинской организацией в электронных реестрах на осуществление ССВ, сведениям в документах, представленных медицинской организацией к проверке. В частности, в проверяемом периоде ООО "ПМТ" представлен реестр на специальную социальную выплату медицинским работникам (биолог, санитарка, врач-бактериолог в микробиологическую лабораторию, биолог в микробиологическую лабораторию, врач клинической лабораторной диагностики) с проставлением кодов и стоимости нормативных смен как для работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
При этом в ходе проверки установлено, что нормативные документы, подтверждающие отнесение ООО "ПМТ" к структуре специализированных организаций лабораторной диагностики COVID-19, перепрофилированных для оказания медицинской (диагностической) помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID-19, отсутствуют, при этом установлено отсутствие контактов сотрудников ООО "ПМТ" с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекцией COVID-19, что исключает выплаты по подпунктам "а" и "б" пункта 2 Постановления N 1762.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 09.09.2022 N 48, согласно которому выявлены излишне понесенные фондом расходы (переплата) в размере 463 390 руб. 20 коп., которые обществу предложено возместить в срок до 25.11.2022.
По результатам рассмотрения предоставленных ООО "ПМТ" возражений на акт камеральной проверки Филиалом N 2 фонда вынесено решение от 20.10.2022 N 48, которым подтверждено, что излишне понесенные фондом расходы составили 463 390 руб. 20 коп., обществу предложено возместить данные расходы в срок до 25.11.2022.
20.10.2022 в адрес ООО "ПМТ" направлено уведомление N 48 о наличии задолженности и истечении срока возврата расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации.
Несогласие с актом проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 09.09.2022 N 48 и решением от 20.10.2022 N 48, послужило основанием для обращения ООО "ПМТ" в арбитражный суд с соответствующим требованием.
В свою очередь, в связи с тем, что сумма излишних выплат не возвращена обществом, фонд обратился в суд с иском о взыскании излишне понесенных расходов в виде социальных выплат работникам в сумме 463 390 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора, установив, что предоставление недостоверных сведений о медицинских работниках имеющих право по специализированные социальные выплаты повлекло излишнюю выплату денежных средств медицинским и иным работникам общества, пришел к выводу о том, что расходы фонда на перечисление сумм социальных выплат подлежат взысканию с ООО "ПМТ", а основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований фонда, а также признавая оспариваемое решение фонда недействительным, пришел к выводу о недоказанности наличия оснований для квалификации спорных сумм как неправомерно выплаченных застрахованным лицам. Выводы суда основаны на том, что ООО "ПМТ" включено Министерством здравоохранения Челябинской области в Перечень медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), которые имели право на получение специальной социальной выплаты по Постановлению N 1762, медицинские работники лаборатории, осуществляя лабораторные исследования мазков из рото/носоглотки и других биологических жидкостей, оказывали медицинскую помощь по диагностике новой короновирусной инфекции (COVID-19) и контактировали с зараженным биологическим материалом пациентов. Прекращая производство по делу в части требований общества о признании недействительным акта проверки от 09.09.2022 N 48, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данный акт не обладает признаками ненормативного акта, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность обжалования акта проверки.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспоренный обществом акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в судебном порядке, суд округа отклоняет как основанный на неверном толковании положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и норм материального права.
Так как заключительная часть акта фонда в случае выявленных нарушений содержит обязательные предписания, распоряжения, требования, обязывающие устранить нарушения, то есть носит властно-распорядительный характер, акт проверки фонда является ненормативным правовым актом и может быть оспорен в суде.
В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) пунктом 2 Постановления N 1762 утверждены специальные социальные выплаты для следующих категорий работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К данной категории отнесены, в том числе, врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
Основные принципы организации медицинской помощи пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией при подозрении на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, содержатся в Приложении N 5 Приказа N 198н.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Приложения N 5 к Приказу N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией CОVID-19 в стационарных условиях.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Приложения N 5 к Приказу N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья утверждают схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией (далее - пациенты) в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов (далее - медицинские организации), с назначением ответственных лиц, исключая возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций, а также в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях.
В пункте 4 Приложения N 10 к Приказу N 198н указано, что структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с Временными штатными нормативами (Приложения NN 16 и 17 Приказу N 198н). Руководитель медицинской организации утверждает Временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
Из вышеуказанных положений следует, что осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий: 1) лица должны оказывать медицинскую помощь (участвуют в оказании, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях; 2) отделение, в котором трудоустроены указанные лица, должно быть перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона").
Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 24.04.2020 N 596 "Об организации проведения лабораторной диагностики коронавирусной инфекции (COVID-19) в Челябинской области" ООО "ПМТ" не было включено в число лабораторных баз, в которые подлежал направлению биологический материал для исследования на коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Учитывая, что в спорный период ООО "ПМТ" не относилось к перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством структурным подразделениям (лабораториям), оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона"), фонд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Тот факт, что ООО "ПМТ" с апреля 2020 года проводит лабораторные исследования методом ПЦР для диагностики новой короновирусной инфекции (COVID-19) и включено с 23.04.2020 в Перечень лабораторий, в которых проводится диагностика новой короновирусной инфекции (COVID-19) согласно реестру Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, включено в Перечень коммерческих лабораторий, допущенных к проведению исследований на COVID-19 лиц, не имеющих признаков инфекционного заболевания и не находящегося в прямом контакте с больным новой короновирусной инфекцией, свидетельствует о том, что общество потенциально имеет право на получение специальных социальных выплат при соблюдении условий, предусмотренных Постановлением N 1762.
В силу буквального толкования указанных выше нормативных положений Постановления N 1762 право на получение специальных социальных выплат обусловлено, помимо прочего, выполнением условий Приказа N 198н, который предусматривает создание структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления N 1762 правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Согласно Разъяснениям по применению Постановления N 1762, изложенным в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 894н, специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются, например, в случае, если пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком.
Таким образом, осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий: 1) лица не оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), 2) лица контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем, доказательств контакта работников общества в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 ООО "ПМТ" не представлено.
Судами установлено, что в ноябре 2020 года работники микробиологической лаборатории ООО "ПМТ" проводили лабораторные исследования биологического материала пациентов (мазки из рото/носоглотки), зараженного COVID-1, при этом непосредственный отбор проб (мазков) у граждан работниками общества не осуществлялся.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что контакт с больными COVID-19 не является обязательным для назначения и осуществления ССВ согласно Постановлению N 1762, поскольку заражение может произойти после контакта с зараженным биоматериалом.
Суд округа не может согласиться с данным выводом, поскольку подпункт "б" пункта 2 Постановления N 1762, с учетом разъяснений, содержащихся в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, не предполагает выплаты работникам клинико-диагностической лаборатории за контакт с биоматериалом при отсутствии непосредственного контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С учетом изложенного, поскольку доказательств контакта в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 обществом не представлено, суд округа полагает, что правовые основания для назначения выплат работникам по подпункту "б" пункта 2 Постановления N 1762 у фонда также отсутствовали.
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Поскольку обществом не представлено доказательств обоснованности выплаты своим работникам ССВ на основании Постановления N 1762 в общей сумме 463 390 руб. 20 коп., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемых акта и решения фонда, а также о наличии оснований для удовлетворения требований фонда о взыскании в его пользу с общества данных денежных средств в качестве убытков.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А76-43268/2022 Арбитражного суда Челябинской области отменить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 по делу N А76-43268/2022 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа не может согласиться с данным выводом, поскольку подпункт "б" пункта 2 Постановления N 1762, с учетом разъяснений, содержащихся в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, не предполагает выплаты работникам клинико-диагностической лаборатории за контакт с биоматериалом при отсутствии непосредственного контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С учетом изложенного, поскольку доказательств контакта в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 обществом не представлено, суд округа полагает, что правовые основания для назначения выплат работникам по подпункту "б" пункта 2 Постановления N 1762 у фонда также отсутствовали.
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2023 г. N Ф09-7078/23 по делу N А76-43268/2022