Екатеринбург |
|
08 ноября 2023 г. |
Дело N А76-32591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Столярова А.А., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2023 по делу N А76-32591/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Челябинской области - Волкова Ю.М. (доверенность от 09.01.2023);
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Никифорова Д.Е. (доверенность от 13.07.2023).
Муниципальное образование "город Челябинск" в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее -комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области (далее - министерство) о взыскании убытков в сумме 1 267 200 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Челябинска, Министерство социальных отношений Челябинской области, Сидоров Станислав Александрович, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2023 исковые требования комитета удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель отмечает, что Челябинская область, действуя в рамках действующего законодательства исключительно в пределах своих полномочий, определила порядок реализации мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии для приобретения жилья, исходя из объема поступающих субвенций из расчета на одного инвалида для обеспечения его жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем факт бездействия Челябинской области отсутствует. Судами не дана надлежащая правовая оценка доводам о недостаточности субвенций федерального бюджета, выделяемых на реализацию переданных Челябинской области полномочий Российской Федерации. Отмечает, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Заявитель поясняет, что при определении субвенций на реализацию переданных Челябинской области полномочий сумма денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на приобретение одного жилого помещения, не превышает 595 260 руб., однако жилое помещение предоставлено стоимостью 1 267 200 руб. Таким образом, размер субвенции, предоставляемой из федерального бюджета из расчета на одного инвалида, не покрывает расходы по приобретению жилого помещения в Челябинской области. С учетом изложенного заявитель полагает, что Российская Федерация не предоставила необходимого финансового обеспечения переданных субъекту Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, в связи с чем судами требования ошибочно удовлетворены за счет казны Челябинской области, а не за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, ссылаясь на постановление губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 406 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области", заявитель полагает, что суды неверно признали надлежащим ответчиком по делу финансовый орган Челябинской области, а не главного распорядителя средств областного бюджета, поступающих из федерального бюджета на реализацию полномочий по обеспечению жильем инвалидов, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета в сфере социального обеспечения является Министерство социальных отношений Челябинской области, в том числе и субвенций, поступающих из федерального бюджета, по предоставлению указанных мер социальной поддержки инвалидам.
Помимо изложенного, по мнению заявителя, учитывая, что договор социального найма жилого помещения, заключенный комитетом и Сидоровым С.А., не означает выбытия помещения из собственности муниципального образования, жилое помещение остается в собственности муниципального образования, истец расходов, в том числе заявленных к возмещению убытков, не понес.
Комитет предоставил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается компенсация из государственного бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (до принятия Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17).
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Из пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 (в редакции до 01.01.2018).
Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26442).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50, далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что решением Советского районного суда г. Челябинска от 11.08.2020 по иску прокурора Калининского района г. Челябинска в интересах Сидорова Станислава Александровича к Администрации г. Челябинска на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить Сидорову С.А. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Челябинска, отвечающее санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18,0 кв. м.
В целях исполнения решения суда от 11.08.2020 в министерство Администрацией г. Челябинска направлено письмо от 19.11.2020 N 01-853 o выделении городу Челябинску соответствующих денежных средств.
Согласно ответу министерства от 07.12.2020 N 07/1-12/(1)/189/3894 администрации отказано в выделении денежных средств для исполнения решения суда от 11.08.2020.
Во исполнение положений статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения Советского районного суда г. Челябинска от 11.08.2020 принято распоряжение заместителя главы города по правовым и имущественным вопросам от 17.12.2020 N 12877-р "О предоставлении Сидорову С. А. жилого помещения", комитету поручено провести оценку рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения, заключить с Сидоровым С.А. договор социального найма (подпункты 1, 3 пункта 2 распоряжения), а также указано на необходимость обратиться в течение месяца со дня подписания распоряжения в Министерство финансов Российской Федерации с ходатайством о возмещении затрат, понесенных муниципальным образованием "Город Челябинск", а в случае отказа обратиться в суд с требованиями о возмещении затрат (пункт 6).
Между комитетом и Сидоровым С. А. 26.03.2021 заключен договор социального найма жилого помещения N 18, согласно которому последнему в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение по адресу:
г. Челябинск, ул. Болейко, д. 4, кв. 110.
Рыночная стоимость жилого помещения составила 1 267 200 руб. (отчет по определению рыночной стоимости объекта недвижимости oт 25.01.2021 N 1K/2021).
Поскольку в результате предоставления комитетом Сидорову С.А. квартиры общей площадью 32,7 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Болейко, дом 4, квартира 110, истцом понесены расходы в размере стоимости квартиры (1 267 200 руб.), которые ему не компенсированы, комитет обратился в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что с 1998 г. Сидоров С.А. является инвалидом второй группы, заболевание которого подпадает в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2021 N 987н, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н.
Сидоров С.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Ленинского района г. Челябинска с 23.03.1995.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды признали, что обеспечение жилым помещением Сидорова С.А. подлежит финансированию субъектом Российской Федерации - Челябинской областью за счет субвенций, полученных из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым защищены и реализованы права инвалида за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого обеспечение инвалида жилым помещением не отнесены, а также при отсутствии в деле доказательств перечисления ответчиком денежных средств, в том числе в виде субвенции в сумме 595 260 руб., учитывая, что Челябинская область, проявив бездействие, способствовала возникновению у органа местного самоуправления необоснованных бюджетных расходов, суд обоснованно удовлетворил исковые требования комитета о взыскании убытков в сумме 1 267 200 руб.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод министерства, изложенный в кассационной жалобе, о недостаточности субвенций федерального бюджета, выделяемых на реализацию переданных Челябинской области полномочий Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции, учитывая, что в Министерство финансов Российской Федерации за выделением дополнительных средств в размере, превышающем размер субвенций, выделенных Российской Федерации, министерство не обращалось, претензий в отношении объема субвенций не предъявляло.
Довод заявителя о том, что главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета является Министерство социальных отношений Челябинской области, которое и должно выступать в суде от имени публично-правового образования - Челябинской области, подлежит отклонению. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. По настоящему делу установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Челябинской области.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны при возмещении вреда за ее счет выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2023 по делу N А76-32591/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сидоров С.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Ленинского района г. Челябинска с 23.03.1995.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды признали, что обеспечение жилым помещением Сидорова С.А. подлежит финансированию субъектом Российской Федерации - Челябинской областью за счет субвенций, полученных из федерального бюджета.
...
Довод заявителя о том, что главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета является Министерство социальных отношений Челябинской области, которое и должно выступать в суде от имени публично-правового образования - Челябинской области, подлежит отклонению. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. По настоящему делу установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Челябинской области.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны при возмещении вреда за ее счет выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2023 г. N Ф09-6860/23 по делу N А76-32591/2022