• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2023 г. N Ф09-5866/23 по делу N А60-8990/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от 23.12.2019) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Таким образом, с учетом вышеуказанного тридцатидневного срока рассмотрения соответствующего заявления по состоянию на февраль 2020 года в случае осуществления истцом надлежащих действий ответчик мог получить только положительное решение в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а не завершить процедуру оформления прав на земельный участок, поскольку по смыслу статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления спорного земельного участка является лишь промежуточным этапом, за которым следует процедура формирования (уточнения) границ земельного участка и только впоследствии процедуры его выкупа и регистрации перехода права собственности.

При этом процедуры осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, регистрации прав заинтересованного лица на земельный участок также ограничены по времени нормативно установленными сроками, что не было принято во внимание судами первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, суд округа полагает, что выводы судов об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика платы за фактическое пользование земельным участком за период вынужденного продления периода пользования сделаны судами без учета того обстоятельства, что заявленные исковые требования с учетом необходимости соблюдения принципа платности землепользования (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации) при установленном судами факте пользования ответчиком земельным участком за весь спорный период, могут быть уменьшены лишь на сумму понесенных ответчиком в результате незаконных действий истца убытков, в связи с чем при определении итоговой суммы подлежащего к взысканию с ответчика неосновательного обогащения судам надлежало также рассмотреть вопрос о применимости в рамках настоящего дела выработанного судебной практикой подхода об определении соответствующей платы за период вынужденного продления пользования в виде разницы между подлежащей к взысканию платы за фактическое пользование и подлежащим уплате земельным налогом (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022).

...

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения; с учетом вышеизложенных замечаний суда округа надлежащим образом определить период взыскания неосновательного обогащения и процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации; принимая во внимание доводы и возражения лиц, участвующих в деле, надлежащим определить размер подлежащего к взысканию неосновательного обогащения и процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за соответствующий период путем осуществления проверки представленных расчетов и контррасчетов сторон с учетом выработанных судебной практикой подходов об определении платы за период вынужденного продления пользования; рассмотреть дело в соответствии с требованиями законодательства (в том, числе действующего на дату возникновения спорных правоотношений сторон)."