Екатеринбург |
|
10 ноября 2023 г. |
Дело N А76-1482/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" (далее - Общество, гарантирующий поставщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2023 по делу N А76-1482/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области в помещении суда по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Воровского, 2.
В судебном заседании в Арбитражном суде Челябинской области присутствуют:
представитель Общества - Зайцева Т.А. (доверенность от 30.12.2022 N ИА-15, диплом, паспорт);
представитель прокуратуры Красноармейского района Челябинской области (далее - Прокуратура) - Пупков С.А. (служебное удостоверение).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Обществу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (с 03.08.2023 переименовано в публичное акционерное общество "Россети Урал"; далее - третье лицо, сетевая организация).
Решением суда первой инстанции Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, с учетом поданного 04.09.2023 дополнения, Общество просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, производство по делу прекратить.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика. Общество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку действующим законодательством в сфере электроэнергетики, заключенным договором между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, напрямую установлена обязанность сетевой организации соблюдать единые стандарты качества, обеспечивать содержание, контроль, производство работ в отношении сетевого имущества в целях обеспечения передачи электрической энергии надлежащего качества гарантирующим поставщиком.
Общество считает, что факт нарушения качества поставленной электрической энергии материалами проверки не подтвержден. Проведение испытаний качества электроэнергии, оформленных протоколами от 19.12.2022, 20.12.2022, осуществлено в розеточной сети жилых домов, в связи с этим результаты протоколов не могут служить доказательствами нарушения требований технических регламентов.
Отмечает, что Общество предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии. Ранее обращений по вопросам качества поставляемой электроэнергии от потребителей не поступало. В результате проведенных 11.01.2023, 14.01.2023, 18.01.2023 измерений качество электроэнергии соответствует ГОСТ 32144-2013.
Третьим лицом представлено мнение на кассационную жалобу, в котором указано, что результаты испытаний от 19.12.2022 и 20.12.2022, оформленные протоколами не могут служить доказательствами нарушения требований технических регламентов. 11.01.2023 и 14.01.2023 третьим лицом проведены повторные измерения по указанным выше адресам, и установлено соответствие электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013. Измерение качества электрической энергии проводилось в присутствии потребителей, претензий к качеству не имеют, что подтверждается соответствующими подписями. Таким образом, качество электрической энергии по указанным адресам соответствует качеству ГОСТ 32144-2013.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в прокуратуру Челябинской области поступило обращение жителей деревни Круглое Красноармейского муниципального района о возможных нарушениях законодательства при организации электроснабжения населенного пункта.
Указанное обращение направлено для организации проверки в Прокуратуру (письмо от 08.12.2022 N Исуб-7/2-11-8838-22/414696-20750001).
Прокуратурой в Общество направлен запрос от 08.12.2022 N 24-2022, в ответ на который Общество представило информацию об открытых лицевых счетах граждан, копии актов о технологическом присоединении.
Также в целях исполнения запроса Прокуратуры Общество направило письмо от 09.12.2022 N 10-02/11617 в адрес заместителя директора по развитию и реализации услуг филиала третьего лица - "Челябэнерго" о проведении работ по установлению регистраторов качества электроэнергии у потребителей, указанных в обращении, в том числе на трансформаторных подстанциях на стороне 0,4 кВ, от фидеров которых запитаны жилые дома потребителей, с целью определения поставляемой электроэнергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013.
В целях проведения проверки обстоятельств, изложенных в обращении граждан 12.12.2022, по адресам: д. Круглое, ул. Славянская, 2, ул. Пражская, д.д. 11, 16 (далее - адреса), проведено комиссионное обследование, установлены приборы качества электроэнергии сроком на 7 суток.
Результаты испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 321442013 в электрических сетях филиала третьего лица - "Челябэнерго" указаны в протоколах от 19.12.2022 N 1, от 20.12.2022 N ЦЭС/12.22/09, от 20.12.2022 N ЦЭС/12.22/10.
Согласно заключению заместителя начальника отдела (инспекции) в Свердловской и Челябинской областях Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, полученные показатели превышают допустимые значения, установленные пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по положительному отклонению напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального значения.
Прокуратурой 23.12.2022 составлен акт проверки, в котором отражены результаты проверки.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 03.06.2019 N 557 и постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13.06.20219 N 46/4 Общество с 01.07.2019 осуществляет функции гарантирующего поставщика в административных границах Челябинской области.
Между сетевой организацией (исполнитель) и гарантирующим поставщиком (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.07.2019 N 2019-029 об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации, на основании которого филиал третьего лица - "Челябэнерго" обязуется обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей Общества, качество и параметры которых должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики.
Прокуратурой 03.12.2022 в адрес генерального директора Общества направлено требование N 24-2022 о необходимости явки 26.12.2022 для участия в возбуждении дела об административном правонарушении.
Прокуратурой 23.12.2022 рассмотрены материалы проверки и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокуратуры в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В статье 28.4 КоАП РФ указано, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2022, составленное заместителем прокурора Красноармейского района Челябинской области, вынесено уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 23.1 дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В связи с указанным направление Прокуратурой дела на рассмотрение в арбитражный суд правомерно.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Исходя из положений части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пунктом 7, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Постановление N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии (мощности) за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Следовательно, Общество как гарантирующий поставщик электрической энергии является лицом самостоятельно ответственным перед потребителями по договору энергоснабжения, равно как и отвечающим за действия привлеченной для оказания услуг поставки электроэнергии сетевой организации и иных лиц.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица, например изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В настоящем деле объективная сторона административного правонарушения выражена в нарушении подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к электрической энергии и связанному с требованиями к электрической энергии процессу поставки, установленных ГОСТ 32144-2013, а также Закона N 184-ФЗ в части создания угроз причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Протоколами от 19.12.2022 N 1, от 20.12.2022 N ЦЭС/12.22/09, от 20.12.2022 N ЦЭС/12.22/10 зафиксированы показатели, установленные в рамках испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 в электрических сетях филиала третьего лица - "Челябэнерго" по адресам в период с 12.12.2022 по 19.12.2022. Указанные показатели превышают допустимые значения, установленные пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по положительному отклонению напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального значения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество, будучи гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальной услуги, продал потребителям, проживающим по адресам электроэнергию, качество которой не соответствует обязательным требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 321442013 по показателям безопасности, чем создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью потребителей.
При установленных и подтвержденных материалами дела обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций верно пришли к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для своевременного соблюдения правил и норм по соблюдению обязательных требований качества электроэнергии, однако не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Обратного из материалов дела не следует.
Последующее устранение Обществом недостатков качества поставляемой электроэнергии не влияет на уже установленное событие административного правонарушения части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует.
Ссылка Общества на иное дело судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств, а потому иные судебные акты, вынесенные по другим арбитражным делам, не могут свидетельствовать о наличии однозначных оснований для удовлетворения заявленных требований в рамках рассматриваемого дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2023 по делу N А76-1482/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При установленных и подтвержденных материалами дела обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций верно пришли к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Последующее устранение Обществом недостатков качества поставляемой электроэнергии не влияет на уже установленное событие административного правонарушения части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2023 г. N Ф09-6345/23 по делу N А76-1482/2023