Екатеринбург |
|
10 ноября 2023 г. |
Дело N А76-21564/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации Кунашакского района Челябинской области (далее - Администрация), Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района (далее - Управление ЖКХ) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2023 по делу N А76-21564/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного контрольного управления Челябинской области (далее -Управление) - Хайруллина А.Р. (доверенность от 11.07.2023 N 05-10-27, паспорт, диплом); Оськин И.В. (доверенность от 09.01.2023 N 05-10-14, удостоверение).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании незаконным пункта 5 представления от 22.04.2022 N 13.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ЖКХ, Министерства строительства по Челябинской области, общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Арвест" (далее - общество "СК-Арвест").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В кассационной жалобе Управление ЖКХ просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы Администрация и Управление ЖКХ настаивают на том, что выделенные средства по субсидии направлены на реализацию муниципальной программы, целью которой являлось повышение уровня комфортности жизнедеятельности граждан посредством благоустройства наиболее посещаемых территорий общественного пользования. Указанные работы по содержанию являются мероприятиями, предусмотренными муниципальной программой. Обращают внимание на то, что Управлением ЖКХ в рамках исполнения контрактов были приняты и оплачены работы, предусмотренные программой, что свидетельствует о целевом использовании средств.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании приказа от 01.10.2021 N 01-01/527 "О проведении проверки" в 2021-2022 годах проведена выездная внеплановая проверка по вопросу нецелевого и эффективного расходования национальных проектов, по результатам которой составлен акт от 21.02.2022 N 07-05/02.
В ходе контрольного мероприятия установлены факты нецелевого использования бюджетных средств, направленных на оплату работ по ремонту части автомобильной дороги по улице Ленина, которые предоставлены Администрации района в целях благоустройства общественной территории, прилегающей к памятнику "Скорбящей матери" в селе Кунашак, что явилось основанием для внесения Администрации представления от 22.04.2022 N 13 с предложением, в том числе принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Не согласившись с представлением в указанной части, Администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из соответствия оспариваемого представления нормам действующего законодательства.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
На основании положений статьи 28 и 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Как установлено судами, между Администрацией и Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Челябинской области на реализацию программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды (Челябинская область)" на территории Челябинской области от 30.04.2019 N 75636000-1-2019-004 (далее - Соглашение N 004).
Перечнем мероприятий (приложение N 1) к Соглашению N 004 предусмотрено благоустройство прилегающей территории памятника "Скорбящей матери".
В целях благоустройства прилегающей территории памятника "Скорбящей матери" структурным подразделением Администрации - Управление ЖКХ по итогам электронного аукциона заключен контракт от 24.06.2019 N 01696000141190000200001 (далее - контракт) с обществом "СК-Арвест" на выполнение работ по благоустройству прилегающей территории памятника "Скорбящей матери" в селе Кунашак, место выполнения работ - по улице Ленина села Кунашак, Кунашакского района Челябинской области.
Приложением N 1 к контракту предусмотрено, что работы выполняются в объеме, предусмотренном в таблице "Ведомость объемов работ" и в соответствии с функционально-технологическими, конструктивными и инженерно-техническими решениями, изложенными в прилагаемой рабочей документации.
В состав аукционной документации к контракту входит эскизный проект, включающий схемы мест выполнения работ, в соответствии с которыми вышеуказанные работы должны выполняться по улице Ленина, в границах от перекреста с автодорогой по улице Победы до перекрестка с автодорогой по улице Пионерская.
При этом, на указанной схеме памятник "Скорбящей матери" отсутствует.
Аукционной документацией к контракту предусмотрены следующие виды работ: 1) замена верхнего слоя асфальтобетонного покрытия существующего проезда площадью 1 243 кв. м; 2) расширение вышеуказанного (существующего) проезда на участке площадью 1078 кв. м путем разработки грунта, устройства основания и укладки асфальтобетонного покрытия; 3) устройство нового тротуара площадью 394 кв. м вдоль расширенного проезда путем разработки грунта, устройства основания и укладки асфальтобетонного покрытия; 4) устройство ливневой канализации, демонтаж и устройство металлического ограждения, устройство искусственных дорожных неровностей из асфальтобетона.
Стоимость принятых актами о приемке выполненных работ формы N КС-2 работ составила 2 012 875 руб., которая уменьшена на сумму начисленной неустойки - 28 180 руб. 25 коп. в связи с просрочкой исполнения обязательств обществом "СК-Арвест".
Стоимость фактически оплаченных Управлением ЖКХ работ составила 1 984 694 руб. 75 коп. в том числе: 1 776 954,20 рублей средства федерального бюджета; 74 048,96 рублей средства областного бюджета; 133 691,59 рублей средства местного бюджета.
При этом, судами установлено, что решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 05.05.1968 N 187 памятник "Скорбящей матери" включен в список памятников местного (областного) значения.
В соответствии с письмом Государственного Комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области от 13.02.2023 N 01-12/85 территорией памятника "Скорбящей матери" является его конструктивный элемент - прямоугольный постамент, а прилегающая территория определена земельным участком с кадастровым номером 74:13:0807043:355.
Под прилегающей территорией понимается территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств; территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку (в случае, если такой земельный участок образован и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с Законом Челябинской области от 03.07.2018 N 748-ЗО "О порядке определения границ прилегающих территорий" (далее также - Закон N 748-ЗО) (пункт 7 Правил благоустройства территории Кунашакского сельского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Кунашакского сельского поселения Кунашакского муниципального района от 12.04.2019 N 12 (далее - Правила благоустройства).
При этом, Законом N 748-3О предусмотрено, что в отношении каждого земельного участка может быть установлена граница только одной прилегающей территории, в том числе граница, имеющая один замкнутый контур или два непересекающихся замкнутых контура (подпункт 1 пункта 5); внешняя часть границы прилегающей территории не может выходить за пределы территорий общего пользования и устанавливается по границам земельных участков, образованных на таких территориях общего пользования, или по границам территории общего пользования, закрепленным с использованием объектов искусственного происхождения (дорожный и (или) тротуарный бордюр, иное подобное ограждение территории общего пользования), а также по возможности не может иметь смежные (общие) границы с другими прилегающими территориями (для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при определении границ прилегающих территорий и соответствующих территорий общего пользования, которые будут находиться за границами таких территорий) (подпункт 5 пункта 5).
Кроме того, согласно положениям Правил благоустройства определенные согласно вышеуказанному пункту территории могут включать в себя тротуары, зеленые насаждения, другие территории, но ограничиваются дорожным бордюром, полотном дороги общего пользования, линией пересечения с прилегающей территорией другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 3.37 СП 42.13330.20166 улично-дорожная сеть (далее УДС) - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций.
Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Таким образом, как верно указали суды, УДС включает в себя дороги и прочее объекты, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов; УДС располагается на землях транспортного назначения; расположение памятников и скверов в составе УДС нормами СП 42.13330.2016 не предусмотрено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что прилегающая территория памятника "Скорбящей матери" определена границами земельного участка с кадастровым номером 74:13:0807043:355, согласно генеральному плану села Кунашак участок выполнения работ по контракту N 01696000141190000200001 расположен в зоне транспортной инфраструктуры улично-дорожной сети, учитывая, что прилегающая к памятнику "Скорбящей матери" территория, которая расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 74:13:0807043:355, отнесена к рекреационной зоне (места отдыха общего пользования), суды пришли к верному выводу о том, что работы по контракту от 13.02.2023 N 01696000141190000200001 выполнены применительно к территории, не являющейся прилегающей к памятнику "Скорбящей матери", а применительно к расположенной в иной градостроительной зоне автомобильной дороге, отделенной от территории памятника "Скорбящей матери" тротуаром и заборами. В связи с чем, суды правомерно заключили, что участок выполнения работ является частью автомобильной дороги и не является прилегающей к памятнику "Скорбящей матери" территорией.
При этом, судами обоснованно учтено, что данная автомобильная дорога по улице Ленина, является муниципальным имуществом, которое передано в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению "Дорсервис" (далее - Учреждение) и отнесена к двухполосной обычной (не скоростной) автомобильной дороге протяженностью 3,2 км IV категории, имеющей асфальтобетонное покрытие. Содержание и ремонт автомобильной дороги по улице Ленина предусмотрены за счет средств местного бюджета в рамках исполнения муниципального задания Учреждением, которое утверждено Управлением ЖКХ.
Судами справедливо принято во внимание, что в период 2017-2020 годов Управлением ЖКХ заключались контракты на ремонт отдельных участков автомобильной дороги по улице Ленина и ее конструктивных элементов; расходы на оплату вышеуказанных работ отнесены Управлением ЖКХ на подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" классификации расходов бюджетов.
Отклоняя доводы Администрации и Управления ЖКХ о том, что асфальтирование улично-дорожной сети по улице Ленина рядом с памятником "Скорбящей матери" выполнялось как строительство единого объекта и является комплексом работ по благоустройству, суды обоснованно исходили из того, что средства субсидии, полученные Администрацией основании Соглашения N 004, фактически не направлялись на благоустройство прилегающей территории памятника "Скорбящей матери" (земельного участка с кадастровым номером 74:13:0807043:355). Оплата работ по контракту от 13.02.2023 N 01696000141190000200001 за счет средств целевой субсидии фактически позволила Администрации осуществить ремонт одного из участков автомобильной дороги, которая также ремонтировалась в период 2017-2020 годов в рамках работ по дорожной деятельности.
В результате, как верно указали суды, фактическое место выполнения работ по контракту от 13.02.2023 N 01696000141190000200001 расположено обособленно и не связно от самого объекта - памятника "Скорбящей матери" и одновременно наложено на участок линейного объекта транспортной инфраструктуры - автомобильную дорогу, что противоречит требованиям Закона N 748-30 и Правил благоустройства.
Кроме того, судами учтено, что Федеральным проектом "Формирование комфортной городской среды" и Государственной программой N 470-П не предусмотрено выполнение и оплата работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.
При этом, бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено, что при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы расходы по выполнению мероприятий, отнесенных к работам по благоустройству, подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов, а расходы на оплату работ по ремонту дорог общего пользования, подлежат отражению по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)".
Установив, что на основании Соглашения N 004 Администрация получила средства субсидии на реализацию мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", Государственной программы N 470-П "Благоустройство населенных пунктов Челябинской области", которые предоставлены в целях оплаты работ по благоустройству общественной территорий, прилегающей к памятнику "Скорбящей матери" по коду классификации расходов бюджета 0503 "Благоустройство", суды правомерно заключили, что средства субсидии, предназначенные для оплаты работ по благоустройству общественной территории (расходы по коду 0503 "Благоустройство"), фактически направлены на оплату расходных обязательств по ремонту автомобильной дороги, что не предусмотрено бюджетным законодательством, Государственной программой N 470-П и национальным проектом "Жилье и городская среда".
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Доводы, приведенные заявителями в кассационных жалобах, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов, и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2023 по делу N А76-21564/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Кунашакского района Челябинской области, Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Таким образом, как верно указали суды, УДС включает в себя дороги и прочее объекты, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов; УДС располагается на землях транспортного назначения; расположение памятников и скверов в составе УДС нормами СП 42.13330.2016 не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2023 г. N Ф09-6869/23 по делу N А76-21564/2022