Екатеринбург |
|
22 ноября 2023 г. |
Дело N А76-3884/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.05.2023 по делу N А76-3884/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда принял участие представитель Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" - Семенов А.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом, паспорт).
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области (далее - истец, УФСИН России по Псковской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее - ответчик, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области, Учреждение) о взыскании пени по государственному контракту от 16.02.2022 N 44 за период с 16.03.2022 по 21.07.2022 в размере 91 355 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.05.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области в пользу УФСИН России по Псковской области взысканы пени по государственному контракту от 16.02.2022 N 44 за период с 16.03.2022 по 21.07.2022 в размере 47 642 руб. 50 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель считает, что неустойка подлежит списанию на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом"
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 16.02.2022 между УФСИН России по Псковской области (государственный заказчик) и ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области (поставщик) заключен государственный контракт N 44 (далее - контракт).
По условиям пункта 1.1 контракта поставщик обязуется поставить (передать) государственному заказчику на условиях настоящего контракта, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставляемый поставщиком надлежащего качества и в надлежащий срок товар: маргарин марки МТ с массовой долей жира не менее 40 % российского производства в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные графиком поставки (приложение N 1), отгрузочной разнарядкой (приложение N 4), а государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям контракта.
В силу пункта 1.2 контракта, грузополучателем государственного заказчика является учреждение уголовно-исполнительной системы, указанное в графике поставки (приложение N 1) и уполномоченное государственным заказчиком на приемку товара и предъявление претензий к поставщику по вопросам неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий контракта (далее - грузополучатель).
Страна происхождения товара: Российская Федерация (пункт 1.3 контракта).
Цена контракта составляет 1 615 000 (один миллион шестьсот пятнадцать) тысяч руб. 00 коп., НДС не облагается в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской федерации, и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи, взимаемые с поставщика в связи с исполнением обязательств по контракту.
Цена единицы товара указана в техническом задании (приложение N 1) (пункт 4.1 контракта).
Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 4.2 контракта).
Согласно пункту 4.3 контракта оплата по контракту осуществляется в рублях Российской Федерации в безналичном порядке в форме платежных поручений путем перечисления Государственным заказчиком выделенных из федерального бюджета денежных средств на счет поставщика, по факту поставки соответствующей партии товара в срок, не превышающий 10 дней с даты подписания государственным заказчиком документа о приемке, и предоставления к оплате счета (счет-фактуры) и товарной накладной.
Цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Расчет и обоснование цены контракта с обоснованием применяемого метода расчёта цены указаны в приложении N 3 контракта (пункт 5.1 контракта).
В силу пункта 6.1 контракта поставка предусмотренного настоящим контрактом товара осуществляется поставщиком государственному заказчику на склад УФСИН России по Псковской области: Российская Федерация, Псковская область 180002 г. Псков, ул. Маргелова, база Полковая (склад УФСИН России по Псковской области).
Согласно пункту 6.5 контракта, приемка товара производится в течение 5 (пяти) дней с момента поставки товара. Государственный заказчик после получения товара грузополучателем, получения от поставщика товарной накладной на поставленный товар и документов подтверждающих качество поставленного товара (сертификаты, декларации и др.), при отсутствии претензий к поставщику в течение 5 (пяти) дней с момента приемки товара осуществляет оформление документации по приемке товара. При наличии претензий или недостатков, выявленных в процессе приемки Государственный заказчик или его представитель указывает их в акте о расхождениях по количеству и качеству при приемки товара и направляет его поставщику.
Поставщик при получении данного акта обязан в течение 15 (пятнадцати) дней устранить данные недостатки или дать письменный отказ. Свое решение поставщик обязан сообщить государственному заказчику в письменной форме в течение 3 (трех) дней, с момента получения данного акта. Документы о приемке товара могут быть сформированы и пол писаны в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок.
В силу пункта 6.7 контракта поставщик имеет право исполнить обязательство или его часть досрочно по письменному согласованию с государственным заказчиком.
Согласно пункту 6.8 контракта доставка товара осуществляется автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 9.4 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренною настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от пены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных поставщиком.
В силу пункта 9.10 контракта применение неустойки (штрафа, пени) не освобождает стороны от исполнения обязательств по настоящему контракту.
Согласно пункту 10.3 контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а так же в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно подписанным сторонами графику поставки (приложение N 1 к контракту), отгрузочной разнарядки (приложение N 4 к контракту, стороны определили количество поставляемого товара - 17 000 кг., срок поставки - до 15 марта 2022 г., адрес грузополучателя - Склад УФСИН России по Псковской области (г. Псков, ул. Маргелова, база Полковая).
04.07.2022, согласно товарной накладной от 30.06.2022 N 0000-000023 на сумму 950 000 руб., Управлению поставлен товар в количестве - 10 000 кг.
Поставщик допустил просрочку поступления товара на 111 дней (с 16.03.2022 по 04.07.2022), в связи с чем Управлением начислены пени, в соответствии с пунктом 9.4 контракта в размере 87 775 руб. 24 коп.
Кроме того, товар в количестве 7 000 кг. на сумму 665 000 руб. Учреждением не поставлен, в связи с чем Управлением начислены пени за период с 05.07.2022 по 21.07.2022 (17 дней) в размере 3 579 руб. 92 коп.
Дополнительным соглашением от 27.07.2022 N 203, государственный контракт сторонами расторгнут.
Из соглашения следует, что контракт исполнен на сумму 950 000 руб., поставлено 10 000 кг. товара.
Таким образом, Учреждением ненадлежащим образом исполнены обязательства по поставке товара, вследствие чего Управлением начислена неустойка в размере 91 355 руб. 16 коп.
Управлением в адрес Учреждения направлено претензионное письмо от 26.07.2022 N 61/ТО/21-6322 с требованием об уплате пени.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения УФСИН России по Псковской области с исковым требованием о взыскании пени.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
К спорным правоотношениям сторон подлежат применению общие положения параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации для договоров купли-продажи, применяются к договорам поставки, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу пункта 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно положению пункта 1 статьи 457 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором.
В силу пункта 1 статьи 458 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
На основании части 4.1 статьи 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.
Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязательств является неустойка.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 6, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что 16.02.2022 между УФСИН России по Псковской области (государственный заказчик) и ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области (поставщик) заключен государственный контракт.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявленных требований о взыскании пени истец ссылается на то обстоятельство, что ответчик надлежащим образом не обеспечил поставку товара по государственному контракту.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а именно условия контракта, приложения к контракту, товарную накладную, дополнительное соглашение, установив, что основанием для начисления пени в рассматриваемой ситуации послужило нарушение ответчиком установленных сроков поставки товара в количестве 10 000 кг. на сумму 950 000 руб. на 111 дней (с 16.03.2022 по 04.07.2022), в связи с чем истцом начислены пени в соответствии с пунктом 9.4 контракта, а также наличие непоставленного товара в количестве 7 000 кг. на сумму 665 000 руб. на 17 дней (с 05.07.2022 по 21.07.2022), суды пришли к выводу о том, что Учреждением ненадлежащим образом исполнены обязательства по условиям заключенного контракта, вследствие чего Управлением правомерно начислена неустойка (пени).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела самостоятельно произведен перерасчет неустойки с учетом того, что при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, применяется размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения, в связи с чем размер пеней составил 47 642 руб. 50 коп., то есть менее, чем сумма неустойки, заявленная в рассматриваемом иске.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения неустойки по иным основаниям, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судами также рассмотрен и мотивированно отклонен довод ответчика о наличии оснований для списания начисленной неустойки на основании следующего.
В силу пункта 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта при определенных условиях является обязанностью заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по контрактам.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении исков, связанных с исполнением государственных контрактов, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
На основании пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением тили ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - постановление Правительства N 783) списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем); г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В силу пункта 3 постановления Правительства N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта; б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта; в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней); г) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в период с даты заключения контракта до даты представления предусмотренного абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 постановления Правительства N 783).
Таким образом, в целях списания начисленной неустойки значимыми являются следующие обстоятельства: 1) полное исполнение условий контракта, подтвержденное актом приемки или иным документом, либо при неполном исполнении контракта наличие исключительных обстоятельств, поименованных в подпунктах "а"-"г" пункта 2 постановления Правительства N 783; 2) сумма начисленных неустоек и условия их начисления соответствуют требованиям пункта 3 постановления Правительства N 783.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации сумма начисленных пеней и штрафов не превышает 5 % от цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства N 783.
На основании вышеизложенного суды, принимая во внимание, что обязательства по контракту в полном объеме не исполнены, результат работ не достигнут, не установили необходимых оснований для возможности списания пеней, поскольку расторжение договора произведено с фиксацией поставки товара на всю сумму государственного контракта, что делает невозможным применение положений постановления Правительства N 783 в данном конкретном случае.
Оснований не согласиться с судами в ходе кассационного рассмотрения дела не найдено.
В связи с вышеизложенным суд округа соглашается с выводами судов о частичном удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика неустойки в размере 47 642 руб. 50 коп.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся, в нарушение статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.05.2023 по делу N А76-3884/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 постановления Правительства N 783).
Таким образом, в целях списания начисленной неустойки значимыми являются следующие обстоятельства: 1) полное исполнение условий контракта, подтвержденное актом приемки или иным документом, либо при неполном исполнении контракта наличие исключительных обстоятельств, поименованных в подпунктах "а"-"г" пункта 2 постановления Правительства N 783; 2) сумма начисленных неустоек и условия их начисления соответствуют требованиям пункта 3 постановления Правительства N 783.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации сумма начисленных пеней и штрафов не превышает 5 % от цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства N 783."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2023 г. N Ф09-7415/23 по делу N А76-3884/2023