Екатеринбург |
|
24 ноября 2023 г. |
Дело N А60-71191/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Абозновой О.В., Перемышлева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (далее - предприятие "Водоканал", предприятие, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2023 по делу N А60-71191/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Водоканал" - Макарова Е.Н. (доверенность от 11.11.2022 N 40-10/26);
общества с ограниченной ответственностью "Коммунально-строительный сервис" (далее - общество "КСС", ответчик) - Албул Е.О. (доверенность от 10.01.2022), Гришанов В.В. (директор).
Предприятие "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с общества "КСС" задолженности за период с 01.11.2021 по 30.04.2022 по договору на очистку стоков при приеме (сбросе) сточных вод на аэрационную станцию г. Екатеринбурга от 16.12.2019 N 1208/п в сумме 770 488 руб. 13 коп., неустойки, начисленной на основании пункта 6.3 статьи 13 и пункта 6.3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в период с 29.12.2021 по 15.12.2022, в сумме 57 288 руб. 62 коп.
Решением суда от 25.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
Предприятие "Водоканал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Заявитель жалобы считает, что положения пунктов 167, 194 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), не подлежат применению в рамках данного спора, поскольку регулируют правоотношения, связанные с порядком установления нормативов сточных вод в целях исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. Истцом же заявлены требования о взыскании платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ), предусмотренной разделом VII Правил N 644. Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренная разделом XV Правил N 644, ответчику не начислялась.
По мнению истца, судами не принято во внимание, что организации, осуществляющие вывоз (забор и транспортировку) стоков спецмашинами с объектов, в том числе жилого фонда, применительно к правоотношениям в сфере водоотведения по своему правовому статусу являются абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), а не организациями, осуществляющими водоотведение. Плата за негативное воздействие на ЦСВ начислялась истцом ответчику в связи с выявленными фактами несоответствия принимаемых от ответчика стоков требованиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644.
У истца отсутствует обязанность по вычитанию каких-либо объемов из привезенных на аэрационной станции истца объемов сточных вод с целью выполнения расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ, а также обстоятельство отбора проб из стоков объектов как жилого, так и нежилого фонда не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ выполнен им правомерно в соответствии с требованиями законодательства.
Как полагает предприятие, вывод суда апелляционной инстанции о том, что истцом не опровергнуты доводы ответчика о начислении платы за негативное воздействие на ЦСВ, в том числе в отношении объемов сточных вод, вывезенных от абонентов истца, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит принципу состязательности сторон и процессу доказывания стороной обстоятельств, на которые она ссылается.
Заявитель жалобы ссылается на то, что, указывая на нарушение истцом порядка периодичности контроля состава и свойств сточных вод абонента, суд апелляционной инстанции неверно применил положения пункта 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728). Периодичность контроля состава и свойств сточных вод для абонента-перевозчика стоков должна исчисляться периодичностью отборов проб сточных вод по каждой машине.
Предприятие "Водоканал" обращает внимание суда на то, что полученные истцом денежные средства в виде платы за негативное воздействие на ЦСВ в силу пункта 123 (5) Правил N 644 являются целевыми.
В условиях получения от абонентов недостоверных сведений о фактических объемах стоков от жилого и нежилого фонда истец лишен возможности выполнить корректное начисление платы и получить соразмерную определенную законодателем плату для финансирования комплекса процессов по строительству, ремонту, реконструкции централизованных систем водоотведения города. Водоотведение является одним из ключевых факторов благоустройства, предоставляющее собой непрерывный процесс и оказывающее существенное влияние на эпидемиологическую ситуацию муниципального образования. Расширительное толкование действующих положений законодательства в сфере водоотведения в пользу абонентов приводит к нарушению прав и законных интересов организации ВКХ по получению предусмотренной законодателем компенсационной платы от абонентов.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между предприятием "Водоканал" и обществом "КСС" был заключен договор на очистку стоков при приеме (сбросе) сточных вод на аэрационную станцию г. Екатеринбурга от 16.12.2019 N 1208/п (далее - договор от 16.12.2019 N 1208/п), в соответствии с условиями пункта 2.1 которого предприятие "Водоканал" обязалось оказать услуги по очистке стоков при приеме (сбросе) сточных вод на аэрационную станцию.
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора установлена обязанность предприятия "Водоканал" осуществлять контроль за соблюдением абонентом допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Пунктом 3.2.4 договора установлено, что абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод и нормативы по составу сточных вод, указанные в таблице 1 договора, и своевременно устранять их нарушения.
Согласно пункту 5.2 договора абонент оплачивает прием (сброс) сточных вод по действующему тарифу на услуги по очистке стоков в соответствии с фактическими объемами согласно акту об оказанных услугах. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (несоблюдение требований к составу и свойствам сточных вод), а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Истец в обоснование исковых требований ссылается на то, что свои обязательства по договору исполнил надлежащим образом, предоставив ответчику в период с 01.11.2021 по 30.04.2022 услуги по приему сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения.
По расчету истца задолженность ответчика составляет 770 488 руб. 13 коп. Объем оказанных услуг подтверждается актами оказанных услуг, счетами-фактурами, расчетами.
Факт и размер превышения ответчиком концентраций загрязняющих веществ в сброшенных им сточных водах подтверждается актами отбора проб сточных вод, протоколами лабораторных испытаний, платежными документами за услуги и расчетами платы за сброс загрязняющих веществ.
Предприятие "Водоканал" 28.09.2022 направило в адрес ответчика претензию с требованием об исполнении обязательства по оплате задолженности по договору, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Неисполнение ответчиком во внесудебном порядке требований истца послужило основанием для обращения предприятия в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика задолженности и законной неустойки.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из отсутствия правовых оснований для начисления ответчику платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона о водоснабжения).
Частью 10 статьи 7 указанного Закона, пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу ЦСВ), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
На основании подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 определено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям, в частности, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил (подпункт "б" пункта 113 Правил N 644).
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Согласно пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 данных Правил; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Согласно пункту 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий, перечисленных в настоящем пункте) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по приведенной в настоящем пункте формуле.
Таким образом, законодатель разграничивает понятия негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, плата за которые устанавливается на основании либо пункта 123 (4), либо пункта 203 Правил N 644.
Судами при рассмотрении настоящего спора установлено, что истцом заявлены требования о взыскании задолженности с ответчика по внесению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 за период с 01.11.2021 по 30.04.2022.
В силу пункта 123 (4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (руб.), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722, приведенный в пункте 123 (4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений Правил N 644, а также с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722, следует, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ставится в непосредственную зависимость от фактических состава и свойств сточных вод абонента.
В рассматриваемом случае на ответчика в силу пункта 124 Правил N 644 обязанность по предоставлению декларации в отношении сточных вод не возложена.
Согласно представленной в материалы дела выписке из системы спутникового мониторинга и контроля транспорта "Глонасс/GPS", которой были оборудованы транспортные средства абонента в период отбора проб, истец в спорный период осуществлял вывоз бытовых стоков исключительно из жилого фонда. Обратного истцом не доказано (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно пункту 4.2 заключенного между сторонами договора в редакции, предложенной самим предприятием "Водоканал", количество стоков, на которое начисляется плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по составу сточных вод, определяется как разность между общим количеством стоков, вывезенных абонентом на аэрационную станцию, и количеством стоков, вывезенных с объектов жилого фонда, подтвержденных актами выполненных работ.
Таким образом, условиями договора прямо предусмотрено вычитание из начисляемой для общества "КСС" платы за негативное воздействие на работу ЦСВ объемов стоков жилого фонда.
При этом согласно пояснениям, данным представителем ответчика в судебных заседаниях суда кассационной инстанции, сторонами спора заключен договор водоотведения на 2022 год с аналогичными условиями.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание условия пункта 4.2 заключенного между сторонами договора, а также разъяснения порядка применения пункта 123(4) Правил N 644, данные Верховным Судом Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, принимая во внимание, что истцом предъявляется плата за негативное воздействие на работу ЦВС по составу и свойствам сточных вод, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2023 по делу N А60-71191/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание условия пункта 4.2 заключенного между сторонами договора, а также разъяснения порядка применения пункта 123(4) Правил N 644, данные Верховным Судом Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, принимая во внимание, что истцом предъявляется плата за негативное воздействие на работу ЦВС по составу и свойствам сточных вод, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2023 г. N Ф09-7099/23 по делу N А60-71191/2022