Екатеринбург |
|
28 ноября 2023 г. |
Дело N А76-32033/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заявитель, Управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2023 по делу N А76-32033/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области принял участие представитель Управления - Фадеева Н.В. (доверенность, диплом).
Управление муниципальных закупок администрации города Челябинска (далее - Управление закупок) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании незаконным решения от 30.06.2022 по делу N 321-ж/2022 в части признания в действиях аукционной комиссии нарушений по пункту 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Азимут плюс" (далее - общество "Азимут плюс"), общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - общество "РТС-Тендер"), Администрации Центрального района города Челябинска (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2023 решение Управления от 30.06.2022 N 074/06/106-1581/2022 по делу N 321-ж/2022 в части признания в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, опыт содержания дорог и внутриквартальных проездов на территории Центрального района города Челябинска, приобретенный обществом "Азимут плюс" в рамках исполнения муниципального контракта N Ц.2021.1027, является подтверждением опыта, необходимого для высадки и содержания кустарников и крупномерных деревьев, а также устройства посевного газона, указанных в извещении о проведении электронного аукциона N 0169300000122000631, поскольку оба вида работ в силу подпункта 36 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 59 Правил благоустройства территории города Челябинска (утв. Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32; далее - Правила благоустройства г. Челябинска), относятся к работам по благоустройству территории г. Челябинска.
В отзыве на кассационную жалобу Управление закупок указало на то, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, изменению или отмене не подлежат. Опыт работ по содержанию автодорог нельзя приравнивать к опыту по высадке деревьев, газонов и уходу за ними.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 20.06.2022 в адрес антимонопольного органа поступила жалоба общества "Азимут плюс" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 22-96343Э "Благоустройство путем выполнения работ по высадке и содержанию кустарников и крупномерных деревьев, устройству и содержанию посевного газона на территории сквера на площади Павших Революционеров" (извещение N 0169300000122000631).
В обоснование доводов жалобы участником аукциона - обществом "Азимут плюс" указано на неправомерность действий аукционной комиссии по отклонению его заявки как не соответствующей требованиям, предусмотренным позицией 9 раздела II Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 и требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
По итогам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 30.06.2022 (резолютивная часть от 27.06.2022) N 074/06/106-1581/2022 по делу N 321-ж/2022, согласно которому доводы жалобы общества "Азимут плюс" на действия аукционной комиссии признаны обоснованными. Управлением установлено, что действиях аукционной комиссии имеются признаки нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе (пункт 2 решения).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в вышеуказанной части, Управление закупок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отклонение аукционной комиссией заявки общества "Азимут плюс" являлось правомерным и основывалось на положениях действующего законодательства, а у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения решения от 30.06.2022 N 074/06/106-1581/2022 в оспариваемой части.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В ходе кассационного производства суд округа, между тем, пришел к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N 2571. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений указанного пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки".
Подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной, будет являться исполненный участником закупки договор и все акты приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора и подтверждающие исполнение договора в полном объеме.
Позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупки работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с приложением к Постановлению N 2571 в соответствии с видом выполняемых работ, а именно позицией 9 приложения - работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1) исполненный договор (заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе); 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, предъявление требований к опыту работ, установленных Постановлением N 2571, обусловлено, прежде всего, необходимостью подтверждения умений и навыков потенциального подрядчика для выполнения конкретного вида работ, в связи с чем необходимо учитывать предмет и особенности каждой закупочной процедуры, объем и виды выполненных подрядчиком работ в подтверждение своего опыта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: 1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; 4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона); 5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); 6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом; 7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона; 8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Судами установлено, что 03.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) заказчиком (Управлением закупок) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0169300000122000631) на выполнение работ по благоустройству путем выполнения работ по высадке и содержанию кустарников и крупномерных деревьев, устройству и содержанию посевного газона на территории сквера на площади Павших Революционеров, установлена начальная (максимальная) цена контракта - 6 299 184 руб., срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.06.2022.
Из материалов дела следует, что согласно извещению о проведении электронного аукциона победителем аукциона подлежат выполнению следующие виды работ: посадка деревьев и кустарников (подготовка посадочных мест и почвы); посев газонов (подготовка почвы); - уход за посадками (полив зеленых насаждений, газона; прополка и рыхление лунок или канавок; мульчирование почвы; стрижка живых изгородей; прополка газона; выкашивание газона; удобрение по площади посадки).
Судами указано, что содержание представленного участником закупки в подтверждение опыта работ контракта и актов выполненных работ, должно быть сопоставимо с предметом закупки, что позволяет сделать вывод о том, что лицо обладает необходимыми навыками и умениями для выполнения заявленных работ.
Также судами установлено, что в составе заявки на электронной площадке участником закупки (общество "Азимут плюс") указан номер контракта из реестра контрактов 3745327955421000072 и приложен файл "Контракт.рdf" с документом "Муниципальный контракт N Ц.2021.1027 на выполнение работ для муниципальных нужд". Предметом контракта являлось выполнение работ по содержанию дорог и внутриквартальных проездов на территории Центрального района города Челябинска в осенне-зимний период.
Из представленного контракта и приложений к нему судами установлено, что обществом "Азимут плюс" выполнялись следующие виды работ: - содержание проезжей части дорог и внутриквартальных проездов: очистка дорог от снега; распределение противогололедных материалов механизированным способом; очистка от снега перекрестков; - очистка от снега плотного вручную; погрузка мусора (в том числе ветки деревьев, листья), снега погрузчиком; перевозка грузов III класса автомобилями бортовыми; организация производства работ по заявкам администрации района с использованием спецтехники и рабочих с учетом погодных условий, по результатам обследований территорий района на объектах, не вошедших в раздел 8 технического задания; передача мусора уполномоченному лицу для размещения в специально отведенном месте.
На основании установленного суды пришли к выводу о том, что опыт содержания дорог и внутриквартальных проездов на территории Центрального района города Челябинска, приобретенный обществом "Азимут плюс" в рамках исполнения муниципального контракта N Ц.2021.1027, не подтверждает опыт, необходимый для высадки и содержания кустарников и крупномерных деревьев, а также устройство посевного газона, указанных в извещении о проведении электронного аукциона N 0169300000122000631, в связи с чем представленный обществом "Азимут плюс" муниципальный контракт N Ц.2021.1027 правомерно расценен аукционной комиссией как отсутствие у участника аукциона соответствующего опыта выполнения работ по высадке и содержанию кустарников и крупномерных деревьев, а также устройству посевного газона.
Однако судами не учтено, что работы по содержанию дорог и внутриквартальных проездов на территории Центрального района города Челябинска, указанные в Муниципальном контракте N Ц.2021.1027 и работы по высадке и содержанию кустарников и крупномерных деревьев, а также устройство посевного газона, указанных в извещении о проведении электронного аукциона N 0169300000122000631, относятся к одной категории работ. А именно - работ по благоустройству территорий города Челябинска.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Уборка, полив, подметание территории города, в зимнее время года - уборку и вывоз снега, обработку объектов улично-дорожной сети противогололедными препаратами наравне с работами по озеленению городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников включены, согласно пункту 59 Правил благоустройства г. Челябинска, в перечень мероприятий по благоустройству территории города.
Таким образом, суды пришли к ошибочному выводу, что опыт по содержанию проезжей части дорог и внутриквартальных проездов: очистка дорог от снега; распределение противогололедных материалов механизированным способом; очистка от снега перекрестков; - очистка от снега плотного вручную (то есть те работы, которые выполнялись обществом "Азимут плюс" по Муниципальному контракту N Ц.2021.1027) не соотносится с опытом в сфере благоустройства.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно признали недействительным оспариваемое по делу решение антимонопольного органа от 30.06.2022 по делу N 321-ж/2022 в части признания в действиях аукционной комиссии нарушений по пункту 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, заслуживают внимания и свидетельствуют о неправильном применении норм материального права судами.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2023 по делу N А76-32033/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Поворот исполнения решения суда в части государственной пошлины произвести Арбитражному суду Челябинской области при представлении доказательств его исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уборка, полив, подметание территории города, в зимнее время года - уборку и вывоз снега, обработку объектов улично-дорожной сети противогололедными препаратами наравне с работами по озеленению городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников включены, согласно пункту 59 Правил благоустройства г. Челябинска, в перечень мероприятий по благоустройству территории города.
Таким образом, суды пришли к ошибочному выводу, что опыт по содержанию проезжей части дорог и внутриквартальных проездов: очистка дорог от снега; распределение противогололедных материалов механизированным способом; очистка от снега перекрестков; - очистка от снега плотного вручную (то есть те работы, которые выполнялись обществом "Азимут плюс" по Муниципальному контракту N Ц.2021.1027) не соотносится с опытом в сфере благоустройства.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно признали недействительным оспариваемое по делу решение антимонопольного органа от 30.06.2022 по делу N 321-ж/2022 в части признания в действиях аукционной комиссии нарушений по пункту 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2023 г. N Ф09-6801/23 по делу N А76-32033/2022