Екатеринбург |
|
29 ноября 2023 г. |
Дело N А60-15282/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - общество "ФСК - Россети", заказчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2023 по делу N А60-15282/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества "ФСК - Россети" - Луцишена Н.В. (доверенность от 26.12.2022 N 283-22, свидетельство о заключении брака, диплом).
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "ФСК - Россети" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 07.02.2023 по жалобе N 066/01/18.1-270/2023.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кратер" (далее - общество "Кратер").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ФСК - Россети" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального, процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на ошибочности выводов судов о том, что независимая гарантия выдана в форме электронного документа, поскольку электронный образ документа не подтверждает его подлинность, а представленная в составе заявки участника N 2 в форме электронного образа независимая гарантия, не отвечает установленным требованиям закупочной документации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, установленные заказчиком в документации о закупке требования и перечень документов полностью, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Единому стандарту закупок публичного акционерного общества "Россети" (далее - Положение о закупке).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что в нарушение статьи 71 АПК РФ суд не оценил все доказательства, представленные по делу - в полном объеме, всесторонне, объективно не исследовал имеющиеся в деле доказательства, а именно не запросил оригинал документа независимой гарантии.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в управление поступила жалоба общества "Кратер" на действия заказчика при проведении процедуры конкурса в электронной форме на поставку трансформаторного масла ГК для нужд филиала публичного акционерного общества "Россети" - МЭС Урала в 2023 году (извещение N 32211984779 от 13.01.2023).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 07.02.2023 N 066/01/18.1-270/2023, которым жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика выявлено нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, части 4 статьи 3.3, пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
Не согласившись с указанным решением, общество "ФСК - Россети" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, включая разработку положения о закупке, в частности, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции (пункт 2); целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3).
На основании положений части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 4 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Как установлено судами, документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единый стандарт закупок общества "ФСК ЕЭС" (далее - Положение о закупках), утвержденный решением Совета директоров от 29.01.2019 г. N 436 (в редакции от 30.09.2022 г. N 591) и размещенный на сайте в единой информационной системе в сфере закупок в версии N 31 от 08.12.2022 г.
В единой информационной системе в сфере закупок 13.01.2023 было размещено извещение о проведении процедуры конкурса в электронной форме N 32211984779 на поставку трансформаторного масла ГК для нужд филиала публичного акционерного обществ "Россети" - МЭС Урала в 2023 году.
Согласно пункту 8.1.3.1 Положения о закупках при проведении закупки заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки обеспечения заявки на участие в закупке и (или) обеспечения исполнения обязательств по договору, заключенного по результатам закупки.
Обеспечение исполнения обязательств участника закупки (обеспечение заявки, обеспечение исполнения обязательств по договору) устанавливается путем внесения денежных средств, предоставления независимой гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным в извещении о закупке и документации о закупке.
При этом в извещении о закупке и документации о закупке должно быть указано не менее двух способов обеспечения, выбор которых осуществляется участниками закупки самостоятельно (пункт 8.1.3.2 Положения о закупках).
На основании пункта 8.1.3.5 Положения о закупках требования, касающиеся обеспечения заявки, должны быть одинаковыми для всех участников закупки.
В силу требований пункта 8.1.4.1 Положения о закупках заявки принимаются до срока окончания (даты и времени окончания) подачи заявок, установленного извещением о закупке и (или) документацией о закупке. Заявки подаются по форме и в порядке, установленными извещением о закупке и (или) документацией о закупке.
Участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в закупке считается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.
При проведении конкурентной закупки в электронной форме подача заявок участниками закупок и направление их заказчику осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и регламентом работы электронной площадки (пункт 8.1.4.2 Положения о закупках).
В соответствии с пунктом 4.1.1 документации о закупке заявка в полном объеме должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭП в соответствии с Регламентом работы ЭП в сроки, установленные в пункте 8 части II "Информационная карта закупки".
Для подтверждения соответствия и обеспечения законной силы документов участника, размещенных в составе заявки на ЭП, участником предоставляется пакет документов, установленных пункте 10.1 части II "Информационная карта закупки", в бумажной форме в порядке, установленном пункте 8.1 части II "Информационная карта закупки".
Согласно пункту 10.1 части II "Информационная карта закупки" в случае, если участник в качестве финансового обеспечения участия в закупке выбрал независимую гарантию, требуется предоставление ее оригинала в бумажной форме.
Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если: заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке) (подпункт "в" пункта 5.4.4 документации о закупке).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что обществом "КРАТЕР" в качестве обеспечения заявки была выбрана независимая гарантия, включенная участником закупки в состав своей заявки и направлена в форме электронного документа, принимая во внимание основания признания данной заявки несоответствующей требованиям закупочной документации по мотивам не соответствия требованиям пункта 5.4.4. в); не предоставления оригинала независимой гарантии в бумажной форме до истечения срока подачи заявок, согласно требованиям, пункта 3.4.2 документации о закупке, пункта 10.1 информационной карты документации о закупке, суды пришли к выводу об установлении противоречивых требований о представлении документов в составе заявки, обусловленных тем, что представление только независимой гарантии на бумажном носителе вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурсе.
При этом, отклоняя доводы общества "ФСК - Россети" о том, что письменное оформление обязательства гаранта перед бенефициаром в соответствии со статьей 368 ГК РФ является обязательным условием действительности гарантии, суды с учетом положений пункта 2 статьи 368, пункта 2 статьи 434, пункта 1 статьи 160 ГК РФ, части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", правомерно исходили из того, что независимая гарантия, полученная в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, соответствует требованиям статьи 369 ГК РФ. Следовательно, представление независимой гарантии в электронном виде, при учете ее оформления в электронном виде, является представлением оригинала такой гарантии.
Судами также правомерно принято во внимание, что общество "ФСК - Россети" не представило документов, материалов и сведений, которые однозначно свидетельствовали бы о том, что представление документа в электронном виде не позволяет проверить его действительность и достоверность, при условии, что гарантия выдается в электронном виде и содержит электронную (а не собственноручную) подпись.
С учетом изложенного, суды обоснованно заключили, что требование Документации о предоставлении независимой гарантии на бумажном носителе является избыточным и противоречит Положению о закупке, а также принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Кроме того, требование о предоставлении независимой гарантии в бумажной форме накладывает на потенциального участника закупки обязательство выбора гаранта исключительно на основании критерия носителя информации (в бумажной форме).
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение правомерно признано судами законным, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы общества "ФСК - Россети".
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Доводы общества "ФСК - Россети", вновь приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2023 по делу N А60-15282/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что обществом "КРАТЕР" в качестве обеспечения заявки была выбрана независимая гарантия, включенная участником закупки в состав своей заявки и направлена в форме электронного документа, принимая во внимание основания признания данной заявки несоответствующей требованиям закупочной документации по мотивам не соответствия требованиям пункта 5.4.4. в); не предоставления оригинала независимой гарантии в бумажной форме до истечения срока подачи заявок, согласно требованиям, пункта 3.4.2 документации о закупке, пункта 10.1 информационной карты документации о закупке, суды пришли к выводу об установлении противоречивых требований о представлении документов в составе заявки, обусловленных тем, что представление только независимой гарантии на бумажном носителе вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурсе.
При этом, отклоняя доводы общества "ФСК - Россети" о том, что письменное оформление обязательства гаранта перед бенефициаром в соответствии со статьей 368 ГК РФ является обязательным условием действительности гарантии, суды с учетом положений пункта 2 статьи 368, пункта 2 статьи 434, пункта 1 статьи 160 ГК РФ, части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", правомерно исходили из того, что независимая гарантия, полученная в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, соответствует требованиям статьи 369 ГК РФ. Следовательно, представление независимой гарантии в электронном виде, при учете ее оформления в электронном виде, является представлением оригинала такой гарантии."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2023 г. N Ф09-8013/23 по делу N А60-15282/2023