Екатеринбург |
|
30 ноября 2023 г. |
Дело N А71-5863/2023 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О. рассмотрел кассационную жалобу Пермской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.06.2023 по делу N А71-5863/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкспоКом" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений таможни от 21.03.2023 N 10411000-367/2023, N 10411000-368/2023, N 10411000-369/2023, N 10411000-370/2023, N 10411000-371/2023, N 10411000-372/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.06.2023 признаны незаконными и отменены постановления таможни N 10411000-367/2023, N 10411000-368/2023, N 10411000-369/2023, N 10411000-370/2023, N 10411000-372/2023 от 21.03.2023 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.; постановление N 10411000-371/2023 от 21.03.2023 признано незаконным и изменено в части административного штрафа, превышающего 20 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Заявленные требования удовлетворить частично. Постановления Пермской таможни Федеральной таможенной службы г. Пермь N 10411000-367/2023, N 10411000-368/2023, N 10411000-369/2023, N 10411000-370/2023, N 10411000-372/2023 от 21.03.2023, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкспоКом" г. Воткинск, признать незаконными и отменить. В удовлетворении остальной части требований отказать".
В кассационной жалобе таможня просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что каждая статистическая форма учета носит самостоятельный характер, имеет свой отдельный системный и порядковый номер, отличается временем регистрации и отправки на сайте, то есть является самостоятельным юридическим фактом и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о перемещаемых товарах. Исключение составляют обстоятельства, указанные в пункте 6 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891).
Отмечает, что при подаче обществом статистических форм учета не выявлено обстоятельств, указанных в пункте 6 Правил N 891. При этом административные правонарушения выявлены не в ходе одной проверки, а в ходе выполнения полномочий по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации.
Таможня считает, что в рассматриваемой ситуации положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применимы. Следовательно, административное наказание назначается за каждое выявленное административное правонарушение.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что все имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, доказаны; выводы соответствуют обстоятельствам дела; нарушения или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286, 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.01.2023 общество представило в таможню через личный кабинет подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью статистические формы учета перемещения товаров в виде электронных документов за отчетный период декабрь 2022 года со следующими регистрационными номерами: 10411000/230123/С154015,10411000/230123/С154013,10411000/230123/С154006, 10411000/230123/С154009,10411000/230123/С154010,10411000/230123/С154012, 10411000/230123/С154017 (далее - формы).
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154015, общество вывезло товары из Российской Федерации в Республику Беларусь, отчетный период - "декабрь 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154013, общество вывезло товары из Российской Федерации в Республику Беларусь, отчетный период - "декабрь 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154006, общества ввезло товар в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, отчетный период "декабрь 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154009, общество вывезло товар из Российской Федерации в Республику Беларусь, отчетный период "декабрь 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154010, общество вывезло товар из Российской Федерации в Республику Беларусь, отчетный период - "декабрь 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154012, общество вывезло товары из Российской Федерации в Республику Беларусь, отчетный период "декабрь 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/230123/С154017, общество вывезло товары из Российской Федерации в Республику Беларусь, отчетный период - "декабрь 2022 года".
Пунктом 9 Правил N 891 установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил.
В ходе проверки представленных обществом статистических форм таможней установлено нарушение срока их представления. Фактически отчетность представлена 23.01.2023. При этом срок представления - не позднее 20.01.2023.
Судами установлено, что общество ранее привлекалось к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде предупреждения постановлениями таможни от 10.02.2022 N 10411000-57/2022, от 15.03.2022 N 10411000-175/2022, вступившим в силу 05.03.2022, 02.04.2022 соответственно.
Поскольку формы представлены с нарушением срока, таможня 06.03.2023 составила в отношении общества протоколы об административных правонарушениях. В дальнейшем таможня постановлениями от 21.03.2023 N 10411000-367/2023, N 10411000-368/2023, N 10411000-369/2023, N 10411000-370/2023, N 10411000-371/2023, N 10411000-372/2023 (далее - постановления таможни) привлекла общество к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому из постановлений.
Общая сумма штрафов, назначенных обществу на основании постановлений таможни, составила 300 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенными постановлениями таможни, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ; применил положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признав постановления таможни от 21.03.2023 N 10411000-367/2023, N 10411000-368/2023, N 10411000-369/2023, N 10411000-370/2023, N 10411000-372/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене; применил положения статьи 2.4, статьи 4.1.2 КоАП РФ, уменьшив размер административного штрафа по постановлению от 21.03.2023 N 10411000-371/2023 до 20 000 руб.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Заявленные требования удовлетворил частично: постановления таможни от 21.03.2023 N 10411000-367/2023, N 10411000-368/2023, N 10411000-369/2023, N 10411000-370/2023, N 10411000-372/2023 признал незаконными и отменил. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 19.7.13 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Объектом являются общественные отношения в сфере ведения статистического учета взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Объективная сторона заключается в непредставлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета; представление в таможенный орган статистической формы учета, содержащей недостоверные сведения.
Субъектами являются российские импортеры и экспортеры, ведущие торговлю с государствами - членами Евразийского экономического союза, обязанные предоставлять таможенным органам статистические формы.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза.
На основании пунктов 9, 10, 16 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таможней установлено и обществом не оспаривается несвоевременное представление им форм. Срок представления отчетности не позднее 20.01.2023. Отчетность представлена 23.01.2023. Указанное свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Также таможней установлено, что общество на момент совершения рассматриваемых административных правонарушений уже было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Срок, в который общество считается подвергнутым административной ответственности, не истек.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о доказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос наличия вины общества в совершении административного правонарушения по рассматриваемому делу исследован таможней, выводы о доказанности вины отражены в постановлениях таможни.
Общество имело возможность исполнить надлежащим образом требования действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Иное не доказано. В связи с этим вина в совершении вменяемого административного правонарушения достоверно установлена.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Как установлено материалами дела, дела об административных правонарушениях рассмотрены таможней одновременно. При этом общество привлечено к административной ответственности за каждое нарушение вынесением постановлений таможни.
Судами установлено, что таможней в отношении общества фактически проведено одно контрольное мероприятие.
Довод Таможни о том, что оспариваемые административные правонарушения выявлены не в рамках государственного контроля (надзора), а в рамках ведения таможенной статистики и потому невозможно применение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ отклоняются на основании следующего.
Из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках Закона N 248-ФЗ.
Следовательно, проверка соблюдения установленных законодательством сроков представления отчетности является мероприятием государственного контроля.
Также Федеральной таможенной службой в пункте 4 письма от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений доведено, что с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если выявлены административные правонарушения по одной статье (части статьи) КоАП РФ, то совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
Поскольку рассматриваемые правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, применение судом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при определении обществу административного наказания является законным и обоснованным.
Норма части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ применена судом апелляционной инстанции правильно.
Таким образом, назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. следует признать правомерным.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы таможни не опровергают выводы, изложенные в постановлении суда апелляционной инстанции, были предметом его исследования, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, поскольку апелляционным судом правомерно изменено решение суда первой инстанции, оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 по делу N А71-5863/2023 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках Закона N 248-ФЗ.
Следовательно, проверка соблюдения установленных законодательством сроков представления отчетности является мероприятием государственного контроля.
Также Федеральной таможенной службой в пункте 4 письма от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений доведено, что с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если выявлены административные правонарушения по одной статье (части статьи) КоАП РФ, то совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
Поскольку рассматриваемые правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, применение судом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при определении обществу административного наказания является законным и обоснованным.
Норма части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ применена судом апелляционной инстанции правильно."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2023 г. N Ф09-7390/23 по делу N А71-5863/2023