Екатеринбург |
|
04 декабря 2023 г. |
Дело N А71-12256/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Перемышлева И. В., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистик-Проф" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.04.2023 по делу N А71-12256/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "Логистик-Проф" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя заявителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании норм статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "Спецавтохозяйство", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Логистик-Проф" (далее - общество "Логистик-Проф", ответчик, заявитель жалобы) о взыскании долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 413 267 руб. 14 коп. за период с марта 2021 года по февраль 2022 года, неустойки, начисленной за период с 12.04.2021 по 31.03.2022, в сумме 44 953 руб. 30 коп. (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество "Логистик-Проф", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, принять по данному делу новый судебный акт, уменьшив основной долг до суммы 76 397 руб. 12 коп. и неустойку до суммы 1 412 руб. 11 коп., ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что договором сторонами установлен порядок расчетов, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, вместе с тем, по мнению ответчика, истец при расчете суммы долга не учитывает количество фактически вывезенных контейнеров и оказанного объема коммунальной услуги, в связи этим полагает, что размер платы за спорный период не соответствует объему оказанных услуг.
Заявитель жалобы отмечает, что, несмотря на уведомление потребителем регионального оператора об уменьшении количества контейнеров на контейнерной площадке и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, общество "Спецавтохозяйство" выставляет счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета количества фактически оказанного объема предоставленной коммунальной услуги.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "Спецавтохозяйство" (региональный оператор) и обществом "Логистик-Проф" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.05.2019 N ТКО0005013 в редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий.
По условиям пункта 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритные отходы, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора. Согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019.
В соответствии с пунктами. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 5 719 руб. 15 коп., в т.ч. НДС 20 %.
Размер ежемесячной платы по договору за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 34 339 руб.
96 коп. в т.ч. НДС 20 %.
В соответствии с условиями пункта 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при определении объема оказанных услуг исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в размере 70 % ежемесячной стоимости услуг, указанной в пункте 5 договора, в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга; окончательный расчет за фактически оказанные услуги в расчетном периоде осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, на основании выставленных региональным оператором акта оказанных услуг и счета-фактуры или универсальными передаточными актами.
В период с марта 2021 года по февраль 2022 года региональный оператор оказал потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 413 267 руб. 14 коп., которые последним в полном объеме не были оплачены.
Направленная региональным оператором в адрес потребителя претензия от 28.07.2022 N 45416 с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без ответа и удовлетворения.
В соответствии с пунктом 25 договора региональным оператором начислена неустойка за период с 12.04.2021 по 31.03.2022.
Указанные обстоятельства послужили региональному оператору основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив факт оказания обществом "Спецавтохозяйство" обществу "Логистик-Проф" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, их объем и стоимость, признал исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обоснованными.
Установив факт нарушения обществом "Логистик-Проф" сроков оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции признал подлежащим удовлетворению требование о взыскании неустойки, начисленной за период с 12.04.2021 по 31.03.2022, в сумме 44 953 руб. 30 коп.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона. При этом указал, что поскольку факт оказания истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору в спорный период подтвержден имеющимися в материалах дела деле доказательствами, коммерческий учет твердых коммунальных отходов произведен исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, согласованных в приложении N 1 к договору, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно норме пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
На основании нормы части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с нормой части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу нормы части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу нормы части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила от 03.06.2016 N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу норм пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Из пунктов 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт оказания истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период в заявленном объеме, признав расчет стоимости услуг, представленный истцом, соответствует условиям договора, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы том, что истец при расчете суммы долга не учитывает количество фактически вывезенных контейнеров и оказанного объема коммунальной услуги; о том, что размер платы за спорный период не соответствует объему оказанных услуг, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Факт накопления твердых коммунальных отходов и оказания обществом "Спецавтохозяйство" услуг в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Расчет стоимости услуг соответствует условиям, согласованным сторонами в приложении N 1 к договору.
Судами установлено, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика, в меньшем объеме.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении региональным оператором обязательств по договору, равно как и доказательств того, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу твердых коммунальных отходов к иному лицу, в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам заявителя жалобы в подтверждение факта оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов истец представил акты оказанных услуг, счета-фактуры, сведения об объемах вывезенных твердых коммунальных отходов, сведения из системы отслеживания автотранспорта, расчет задолженности.
При указанных обстоятельствах, поскольку оплата задолженности за оказанные услуги ответчиком не произведена, расчет стоимости оказанных услуг в спорный период судами проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству, документально не опровергнут, требование истца о взыскании задолженности обоснованы, подтверждены материалами дела, и правомерно удовлетворены в заявленной сумме.
Доводы заявителя жалобы о том, что, несмотря на уведомление потребителем регионального оператора об уменьшении количества контейнеров на контейнерной площадке и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, общество "Спецавтохозяйство" выставляет счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета количества фактически оказанного объема предоставленной коммунальной услуги, судом кассационной инстанции отклоняются.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 18 договора стороны согласовали, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, согласно приложению N 1 к договору.
В соответствии с приложением N 1 к договору региональным оператором осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов с объекта потребителя, расположенного по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, д. 170, лит. В1, количество контейнеров - 4, объемом 0,75 куб. м, периодичность вывоза - 5 раз в неделю.
В соответствии с пунктом 42 договора все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями сторон (при их наличии).
Выбор способа учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема установленных контейнеров согласован региональным оператором с потребителем.
Доказательств, свидетельствующих об изменении способа расчета количества и объема твердых коммунальных отходов, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал, что условия договора между сторонами не изменились, коммерческий учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, а потому не могут служить поводом для их отмены.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Логистик-Проф" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.04.2023 по делу N А71-12256/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистик-Проф" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
И.В. Перемышлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пунктов 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2023 г. N Ф09-7677/23 по делу N А71-12256/2022