Екатеринбург |
|
28 декабря 2023 г. |
Дело N А60-23887/2023 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ивановой С. О., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - общество, заявитель) на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2023 по делу N А60-23887/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации Новоильинского района города Новокузнецка (далее - административный орган) от 13.04.2023 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 26-4 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 года N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (далее - Закон N 89-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2023 (резолютивная часть от 04.07.2023) по делу N А71-1625/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель настаивает на недоказанности события административного правонарушения, и вины в его совершении.
Также указывает на отсутствие в материалах дела решения о проведении контрольно-надзорного мероприятия (рейдового осмотра), соответствующие сведения о нем в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий не вносились, его проведение не согласовывалось с органами прокуратуры, акт проведения контрольно-надзорного мероприятия не составлялся, общество с ним ознакомлено не было, что в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 10, 11 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) является грубым нарушением, влекущим за собой признание недействительными всех собранных материалов в результате осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Также, заявитель ссылается на возможность применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты в силе, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 288.2 АПК РФ, вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 14.03.2023 сотрудниками Администрации в ходе осмотра торгового объекта магазина "Монетка", расположенного по адресу: город Новокузнецк, улица Звездова, дом 46А, и прилегающей к нему территории установлено, что прилегающая территория вышеуказанного магазина находится в неудовлетворительном состоянии, общество не принимает меры, предусмотренные муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства (Решение от 24.12.2013 N 16/19 Новокузнецкого городского Совета народных депутатов "Об утверждении Правил благоустройства территории Новокузнецкого городского округа", далее - Правила благоустройства) по удалению снежно-ледяных образований, территория не обработана противогололедными материалами, убираемый с прилегающей территории снег не вывозится, а формируется и складируется к фасаду здания в снежные валы и кучи, глыбы льда свисают с крыши, создавая опасность для пешеходов, о чем составлен акт осмотра прилегающей территории от 14.03.2023, фототаблица.
По данному факту в отношении общества 28.03.2023 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 26-4 Закона N 89-ОЗ, на основании которого вынесено постановление от 13.04.2023 о привлечении общества административной ответственности по части 2 статьи 26-4 Закона N 89-ОЗ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление незаконно, общество обратилось в суд арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о доказанности совершения обществом вменяемого ему правонарушения.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26-4 Закона N 89-ОЗ непринятие лицами, на которых возложена обязанность по содержанию в чистоте прилегающих территорий, мер, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами в сфере благоустройства, по удалению снежно-ледяных образований на прилегающих территориях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения.
Согласно статье 2 Закона N 131-ФЗ под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с пунктом 1.1.1 Правил благоустройства физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений (помещений в них), включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды или ином законном основании, привлекаются к осуществлению уборки прилегающей территории путем включения в соответствующий договор условия об уборке прилегающей территории и определения ее границ либо путем заключения соглашения об уборке прилегающей территории.
Как указано в пункте 1.2.1 Правил благоустройства период зимней уборки территории города устанавливается с 15 октября по 14 апреля включительно.
В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил благоустройства территории организаций, учреждений, предприятий, закрепленные, прилегающие, придомовые, внутриквартальные территории и территории общего пользования подлежат регулярной уборке от снега. Убираемый снег должен вывозиться на снежные отвалы, организованные в специально отведенных для этих целей местах, свободных от застройки и будущего озеленения территории.
Согласно пункту 1.2.5 Правил благоустройства территории должны быть полностью убраны от снега и снежного наката в течение 48 часов после окончания снегопада.
В пункте 1.2.7 Правил благоустройства указано, что снег, счищаемый с проезжей части дорог, улиц, проездов, тротуаров, сдвигается на обочины дорог и в лотковую зону для временного складирования снежной массы в виде снежных валов. Ширина снежных валов в лотковой зоне улиц не должна превышать 1,5 м, валы снега должны быть подготовлены к погрузке. Время формирования снежных валов не должно превышать 24-х часов после окончания снегопада. При формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на тротуары и газоны.
В соответствии с пунктом 1.2.15 Правил благоустройства очистка кровель и козырьков многоквартирных (жилых) домов, зданий, сооружений, строений от снега и наледи должна производиться не реже одного раза в месяц. Удаление снежных и ледяных наростов на карнизах, крышах, козырьках, балконах, водосточных трубах и иных выступающих конструкциях многоквартирных (жилых) домов, зданий, сооружений, строений производится своевременно, по мере возникновения угрозы пешеходам, многоквартирным (жилым) домам, зданиям, сооружениям, строениям с вывозом сброшенных снега и ледяных наростов с пешеходных дорожек, проездов, тротуаров в течение суток в специально отведенные для этих целей места. Накопление снега на кровлях более 30 сантиметров не допускается. Очистка крыш от снега при слое снега более 30 сантиметров и от снежных и ледяных образований при наступлении оттепели должна производиться в кратчайшие сроки.
Согласно пункту 1.2.12 Правил благоустройства в период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории города должны обрабатываться противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать шести часов с начала снегопада. При снегоочистке тротуаров запрещается применение технологических материалов, содержащих в своем составе реагенты на основе хлористых солей. Для борьбы со снежно-ледяными отложениями на тротуарах должна применяться обработка мелким щебнем или песком.
Установив, что факт выявленных нарушений подтверждается материалами дела, названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 26-4 Закона N 89-ОЗ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства. При этом, суды правомерно исходили из того, что отсутствие в постановлении более подробного описания вины (за исключением указания на непринятие соответствующих мер) не свидетельствует о том, что вопрос о вине не исследован.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
С учетом пункта 1.1.1 Правил благоустройства суды пришли к выводу о том, что общество является надлежащим субъектом совершенного административного правонарушения.
При этом, судами правомерно учтено, что Правила благоустройства не связывают обязанность по содержанию прилегающей к зданию (иному объекту) территории с наличием у лица права собственности, либо иного права на данную территории. Обязанность по содержанию территории лежит на лицах в чьем пользовании, владении, ином праве, находится объекты, к которым прилегает указанная территория.
При таких обстоятельствах, выводы арбитражных судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 26-4 Закона N 89-ОЗ, являются верными.
Оспоренное постановление вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Кроме того суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, не установили оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным, замены административного штрафа на предупреждение.
Оснований не согласиться с установленными выводами судов не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы о грубых нарушениях, влекущих отмену постановления на основании положений Закона N 248-ФЗ, судом округа отклоняются, поскольку комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Иные доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2023 по делу N А60-23887/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства. При этом, суды правомерно исходили из того, что отсутствие в постановлении более подробного описания вины (за исключением указания на непринятие соответствующих мер) не свидетельствует о том, что вопрос о вине не исследован.
...
Оспоренное постановление вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Кроме того суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, не установили оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным, замены административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2023 г. N Ф09-8278/23 по делу N А60-23887/2023