Екатеринбург |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А60-31194/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Региональная сетевая компания" (далее - общество "РСК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2023 по делу N А60-31194/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие:
- представитель общества "РСК" - Рябкова Т.А. (доверенность от 01.01.2024 N 40, диплом);
- представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) - Анисимов Р.П. (доверенность от 15.08.2023 N 282, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "РСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2023 по делу N 066/04/9.21-1036/2023 (далее - постановление Управления) о назначении административного наказания в виде административного штрафа об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Вираж" (далее - общество "Вираж").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления признано незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 600 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РСК" просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы обществом "РСК" приведены доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанции неверно истолкован пункт 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Исходя из пункта 105 Правил N 861 у общества "РСК" не возникает обязанности рассматривать мотивированный отказ в течение 10 рабочих дней. Такая обязанность возникает только на основании пункта 105 Правил N 861 в редакции от 30.06.2022.
Считает, что суд апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права самостоятельно изменил событие административного правонарушения (изменена редакция события административного правонарушения), тем самым подменив собой должностное лицо, уполномоченное выявлять и устанавливать событие административного правонарушения.
Общество "РСК" отмечает, что мотивированный отказ по состоянию на 24.06.2022 в адрес общества "РСК" не поступал.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что судами в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы судов соответствуют обстоятельствам дела; нарушение или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось заявление общества "Вираж" от 13.02.2023 рег. N 2943/23 со ссылкой на то, что в ходе процедуры технологического присоединения со стороны общества "РСК" допущены нарушения Правил N 861 (в ред. от 14.03.2022). Обществом "РСК" нарушен срок направления договора об осуществлении технологического присоединения, обществом "РСК" неверно осуществлен расчет стоимости технологического присоединения.
В отношении общества "РСК" 30.03.2023 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 066/04/9.21-1036/2023 по факту нарушения обществом Правил N 861.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление Управления.
Полагая, что постановление Управления является незаконным, общество "РСК" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал состав административного правонарушения в действиях общества "РСК" доказанным, счел возможным снизить размер назначенного обществу "РСК" штрафа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 1 статьи 23.48 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, отнесено к подведомственности должностных лиц федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
В положениях абзаца 2 пункта 2 Правил N 861 указано, что Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в повторном нарушении указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1178) внесены изменения в Правила N 861, касающиеся порядка и сроков рассмотрения заявок на осуществление технологического присоединения, определения размера платы за технологическое присоединения и пр. Изменения вступили в силу с 01.07.2022.
В силу пункта 3 Постановления N 1178 внесенные изменения распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления.
Из материалов дела следует, что общество "Вираж" обратилось в общество "РСК" (сетевую организацию) с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям автозаправочной станции (далее - заявка), направив заявку в сетевую организацию через Личный кабинет общества "Вираж" на сайте общества "РСК", размещенном в сети "Интернет" (https://www.sv-rsk.ru/; далее - сайт).
Судами первой и апелляционной инстанций верно указано, что заявка подана 24.06.2022. Значит возникшие в рамках подаанной заявки правоотношения регулируются Правилами N 861 в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 N 360 (далее - Правила N 861 в ред. от 14.03.2022).
Судами обоснованно установлено, что общество "Вираж" относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 12(1) Правил N 861.
На основании пункта 105 Правил N 861 в ред. от 14.03.2022 срок исполнения требований настоящей статьи составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявки.
По заявке 22.09.2022 сетевой организацией в Личном кабинете общества "Вираж" на сайте размещен проект договора N 228/18-ГЗ (далее - проект договора) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям общества "РСК", технические условия, расчет стоимости технологического присоединения.
Согласно расчету сетевой организации плата за технологическое присоединение составила 15% стоимости работ по технологическому присоединению автозаправочной станции.
Не согласившись со стоимостью технологического присоединения, общество "Вираж" 27.10.2022 направило мотивированный отказ от подписания проекта договора с требованием привести проект договора в соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, действующими на дату подачи заявки общества "Вираж" - (24.06.2022); произвести расчет стоимости технологического присоединения по заявке от 24.06.2022 посредством применения стандартизированных тарифных ставок, с учетом расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и внести соответствующие изменения стоимости технологического присоединения в проект договора.
Отказ от подписания проекта договора общество "Вираж" мотивировало тем, что согласно пункту 17 Правил N 861 в ред. от 14.03.2022 в плату за осуществление технологического присоединения при осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт не включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики. Указанные расходы несет сама сетевая организация за счет утвержденного для нее тарифа на услугу по передаче электрической энергии.
Судами верно указано, что технологическое присоединение по заявке от 24.06.2022 регулируется нормами законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, действующими на дату подачи заявки.
Из материалов дела усматривается, что после получения со стороны общества "Вираж" мотивированного отказа от подписания проекта договора, общество "РСК" произвело технические манипуляции в Личном кабинете общества "Вираж" на сайте, создав записи, датированные "задним числом", которые ранее отсутствовали в Личном кабинете.
Указанное обстоятельство установлено 20.10.2022 в ходе осмотра Личного кабинета общества "Вираж" на сайте.
Согласно протоколу осмотра доказательств от 20.10.2022 N 66 АА 7692100 записи от 27.06.2022, 25.07.2022, 17.08.2022, 21.09.2022, 29.09.2022 в Личном кабинете общества "Вираж" по состоянию на 20.10.2022 отсутствовали. В том числе отсутствовала запись об аннулировании заявки, датированной 29.09.2022.
Общество "Вираж" совместно с нотариусом 22.12.2022 повторно произвело осмотр Личного кабинета общества "Вираж" на сайте. Протоколом осмотра доказательств от 22.12.2022 N 66 АА 7692947 зафиксировано наличие вышеуказанных записей, в том числе записи об аннулировании заявки общества "РСК" датой 29.09.2022.
Из изложенного следует, что в заявка общества "Вираж" не аннулирована сетевой организацией ни по состоянию на 29.09.2022, ни по состоянию на 20.10.2022. Согласно протоколу от 22.12.2022 заявка имела статус "Технические условия и проект договора направлены заявителю", запись об аннулировании отсутствовала как в статусе заявки, так и в переписке в Личном кабинете.
В соответствии с абзацем 1 пункта 106 Правил N 861 в ред. от 14.03.2022 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
В случае несоблюдения заявителем обязанности, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, заявка аннулируется, о чем сетевая организация в течение 2 рабочих дней со дня истечения срока оплаты счета, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, обязана уведомить субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(3), абзацем 10 пункта 105 Правил N 861 сетевая организация обязана информировать заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения об основных этапах обработки заявки, в том числе о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
На основании указанных положений суды правильно определили, что Правила N 861 в ред. от 14.03.2022 предусматривают обязанность сетевой организации по совершению активных действий, направленных на аннулирование заявки, равно как внесение записи об аннулировании в Личном кабинете заявителя, информирование заявителя и субъекта розничного рынка электрической энергии об аннулировании заявки.
Обществом "РСК" указанная обязанность не выполнена.
Суды верно пришли к выводу о том, что в случае неоплаты счета заявка общества "Вираж" должна была быть аннулирована сетевой организацией 30.09.2022. Аннулирование должно было быть произведено путем внесения записи в Личный кабинет общества "Вираж" об аннулировании заявки и направления информации об изменении статуса заявки на электронную почту общества "Вираж".
Согласно протоколу от 20.10.2022 по состоянию на 20.10.2022 в Личном кабинете общества "Вираж" на сайте записи об аннулировании заявки от 29.09.2022 не существовало. Следовательно, запись сфальсифицирована сетевой организацией.
Информационных сообщений об аннулировании заявки общества "Вираж" от 24.06.2022 на электронную почту заявителя ни 29.09.2022, ни после этой даты не поступало. Обратное не доказано. Таким образом, заявка общества "Вираж" не аннулирована сетевой организацией ни по состоянию на 29.09.2022, ни по состоянию на 20.10.2022.
Направляя 27.10.2022 мотивированный отказ от подписания проекта договора с требованием привести его условия в соответствие с Правилами N 861, общество "Вираж" обоснованно руководствовалось тем, что заявка от 24.06.2022 является действующей и по ней проводится работа, поскольку в Личном кабинете заявка имела статус "Технические условия и проект договора направлены заявителю".
Таким образом, поскольку на дату получения мотивированного отказа заявка не была аннулирована, у общества "РСК" исходя из содержания пунктов 105, 106 Правил N 861 возникла обязанность рассмотреть мотивированный отказ по существу и разместить в Личном кабинете общества "Вираж" новую редакцию проекта договора и счет на оплату, соответствующего законодательству и не ущемляющего права заявителя.
Общество "РСК" условия проекта договора в соответствие с мотивированным отказом и Правилами N 861 не привело, письменный ответ на мотивированный отказ общества "Вираж" не направило.
Ввиду указанного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "РСК" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и совершенного 10.11.2022, выразившегося в нарушении пункта 105 Правил N 861 в ред. от 14.03.2022.
Судами установлено, что общество "РСК" считается подвергнутым административному наказанию с 19.07.2022 по 19.07.2023 на основании вступившего в законную силу 19.07.2022 постановления Управления по делу N 066/04/9.21-1610/2022. Общество "РСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Следовательно, вывод Управления о совершении обществом "РСК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается материалами дела
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая выявленные Управлением нарушения законодательства в сфере электроэнергетики, суды законно согласились с выводом Управления о наличии в действиях общества "РСК" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество имело возможность исполнить надлежащим образом требования действующего законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Иное не доказано. В связи с этим вина в совершении вменяемого административного правонарушения достоверно установлена.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суды, снижая размер административного штрафа до 600 000 руб., обосновано приняли во внимание характер административного правонарушения и исходили из того, что административное наказание должно отвечать принципам справедливости, соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Ввиду изложенного суды правомерно определили наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества "РСК" не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2023 по делу N А60-31194/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Региональная сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Возможность применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение отсутствует.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Суды, снижая размер административного штрафа до 600 000 руб., обосновано приняли во внимание характер административного правонарушения и исходили из того, что административное наказание должно отвечать принципам справедливости, соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Ввиду изложенного суды правомерно определили наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф09-9096/23 по делу N А60-31194/2023