Екатеринбург |
|
07 марта 2024 г. |
Дело N А60-15138/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Столярова А. А., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Вторресурсы" Асбестовского городского округа на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2023 по делу N А60-15138/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Флягин В.И. (доверенность от 20.12.2023 N 05-01/25696), Хромова И.С. (доверенность от 05.03.2024 N 05-04/3433);
муниципального казенного предприятия "Вторресурсы" Асбестовского городского округа - Ведерников В.В. (доверенность от 09.01.2024).
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление) обратилось в суд с иском к муниципальному казенному предприятию "Вторресурсы" Асбестовского городского округа (далее - ответчик, предприятие "Вторресурсы") о взыскании 35 084 884 руб. 20 коп. платы за негативное воздействие за 2020-2021 гг. и 2 035 952 руб. 04 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2021 исковые требования удовлетворены. С предприятия "Вторресурсы" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 35 084 884 руб. 20 коп. платы за негативное воздействие, 2 035 952 руб. 04 коп. неустойки. С предприятия "Вторресурсы" в доход федерального бюджета взыскано 200 000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Вторресурсы" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что начисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами по объекту полигон твердых бытовых отходов за 2020 и 2021 годы с применением 100-кратного повышающего коэффициента незаконно, так как предприятию "Вторресурсы" отказано в утверждении нормативов. Кроме того, применение 100-кратного повышающего коэффициента при предоставленных фактах отсутствия воздействия объекта на атмосферный воздух противоречит самому принципу оплаты именно негативного воздействия на окружающую среду.
Предприятие "Вторсесурсы" утверждает, что им доказано, что предприятие предприняло все возможные действия, для получения специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ: выполнена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ (на март 2018 года); предприятие заказало работы по разработке нормативов ПДВ, прошло необходимые экспертизы проекта, получено положительное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.07.2018 N 66.01.31.000.Т.001286.07.18; осуществлена переписка с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Уральское УГМС" по возможности использования в качестве фоновых концентраций для группы суммации (сероводород + формальдегид) "нулевых" значений; использования фактически установленных при замерах на границе СЗЗ среднесуточных концентраций; направлен официальный запрос по получению квот в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Несмотря на указанные обстоятельства Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) отказала предприятию "Вторресурсы" в выдаче специального разрешения на выбросы по всем загрязняющим веществам. Так же предприятию "Вторресурсы" было отказано в выдаче квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, предприятие "Вторресурсы" лишили возможности утвердить не только нормативные величины, но и временно-согласованные, так как мероприятий по уменьшению фоновых концентраций просто не существует.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.03.2021 и 01.03.2022 предприятие "Вторресурсы" представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования декларации о плате за НВОС за 2020 и 2021 год.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования как администратор платы за НВОС произвело контроль полноты и правильности заполнения декларации, по результатам которого составило Акт N 11/2022, направленный в адрес ответчика письмом от 09.12.2022 N 02-05-16/26777.
При проведении контроля декларации о плате за НВОС за 2020 и 2021 г. Управлением установлено, что в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду содержатся ошибки.
В Разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" неверно определен размер сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ по объекту Полигон твердых бытовых отходов (код объекта 65-0166-001409-П, I категория). При расчете использован повышающий коэффициент к ставкам платы равный 25.
При этом предприятие "Вторресурсы" не имеет действующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В связи с этим Управление произвело перерасчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 с применением 100-кратного повышающего коэффициента согласно пункту 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с Актом предприятию "Вторресурсы" следовало произвести корректировку деклараций о плате за НВОС за 2020-2021 гг., произвести доначисления платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также представить уточненные декларации о плате за НВОС за 2020-2021 гг.
Имеющаяся у ответчика задолженность послужила основанием для направления в адрес предприятия "Вторресурсы" требования от 09.12.2022 N 02-05-16/26778 (N 19/2022) о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС и Акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС N 11/2022 от 09.12.2022 N 02-05-16/26777.
Срок исполнения требования - 10 календарных дней со дня его получения.
Требование получено предприятием "Вторресурсы" 18.11.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (почтовый идентификатор N 80092879358999).
19 декабря 2022 года предприятие "Вторресурсы" направило в адрес Управления возражения по Акту проверки, в котором выражало несогласие с применением 100-кратного повышающего коэффициента, поскольку у юридического лица были объективные причины, в силу которых они не имели действующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Управление в письме от 19.01.2023 N 02-05-16/2071 разъяснило, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (пункт 1 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
С 01.01.2019 и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешения на выброс загрязняющих веществ. Такие разрешения действуют до дня получения КЭР в установленные сроки (пункт 11 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Управлением по результатам рассмотрения заявления и материалов на установление предельно допустимых выбросов и выдаче разрешения предприятию "Вторресурсы" было принято решение об отказе в установлении ПДВ (письмо от 19.03.2019 N 02-02-10/2202).
В силу пункта 7 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (действующему на момент рассмотрения материалов) в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух, ПДВ территориальные органы Росприроднадзора могут устанавливать для указанных источников по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из обстоятельств дела следует, что в адрес Управления заявления и материалы для установления временно согласованных выбросов от предприятия "Вторресурсы" не поступали.
С учетом всех обстоятельств Управление установило, что плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 должна исчисляться с учетом 100-кратного повышающего коэффициента согласно пункту 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Предприятием "Вторресурсы" в адрес Управления было направлено письмо от 31.01.2023 N 42, в котором юридическое лицо просит пересмотреть решение Росприроднадзора о применении в расчетах 100-кратного коэффициента.
Письмом от 28.02.2023 N 02-05-16/3879 Управление вновь напомнило предприятию "Вторресурсы" о необходимости внесения в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС.
Ссылаясь на то, что у ответчика имеется задолженность в сумме 37 120 836 руб. 24 коп., из которых задолженность за 2020 год - 16 457 594 руб. 91 коп., 2021 год - 18 627 289 руб. 29 коп., а также неустойка по оплате основной задолженности исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за 2020-2021 гг. в сумме 2 035 952 руб. 04 коп., истец, не получив удовлетворения претензии, обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, пришел к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, пункт 5 Правил N 255).
Исходя из части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с
Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, часть 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Из абзаца 3 пункта 12(1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
По смыслу положения части 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и разъяснения содержащегося в письме Минприроды России от 17.03.2021 N 19-50/3222-ОГ, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.
Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации о воздействии на окружающую среду, применяется коэффициент равный 100.
Суды установили, что согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), предприятие "Вторресурсы" осуществляет деятельность на объекте "Полигон твёрдых бытовых отходов" (код объекта 65-0166-001409-П, I категория).
Приказом Департамента Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу от 19.02.2014 N 170 предприятию "Вторресурсы" были утверждены нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в период с 19.02.2014 по 31.12.2018.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 25.02.2014 N 1469 (С) выдавалось Департаментом Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу (приказ от 25.02.2014 N 179), в период с 25.02.2014 по 31.12.2018.
Судами установлено, что в период с 2018 по 2019 гг. предприятию "Вторресурсы" трижды направляли материалы на установление ПДВ и выдачу Разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по результатам рассмотрения которых, Управление отказывало в утверждении нормативов ПДВ по причине наличия в проекте неполной, недостоверной и искаженной информации, а также по причине отсутствия в них расчета рассеивания, выполненного с учетом фона.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР).
Частью 9 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании КЭР, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с 01.01.2019 была введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим НВОС, отнесенным к объектам I, II, III и IV категорий, предусматривающая применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам НВОС в зависимости от их категории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно пункту 1.1 статьи 11 вышеуказанного закона с 1 января 2019 года и до получения КЭР в установленные сроки, допускается выдача или переоформление разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешения на выброс) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения действуют до дня получения КЭР в установленные сроки.
Судами также установлено, что в 2019 году предприятием "Вторресурсы" было подано заявление на установление предельно допустимых выбросов и выдаче разрешения на выброс (вх-18318 от 21.12.2018), по результатам рассмотрения которого было принято решение об отказе в установлении предельно допустимых выбросов (письмо от 19.03.2019 N 02-02-10/2202).
Причиной отказа являлось проведения расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе без учета фона по всем загрязняющим веществам и группам суммации, что не соответствует требованиям Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273. (раздел XI) Методы предназначены для определения наибольших расчетных приземных концентраций на границе санитарно - защитных зон предприятий, охранных зон и ближайших жилых застроек, а также для проверки соблюдения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.
Согласно пункту 11.1 приказа N 273 если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (то есть заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса загрязняющего вещества, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада в суммарную концентрацию фоновых, то есть неучтенных, источников.
В соответствии с пунктом 2.2 "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 (действующим на момент рассмотрения материалов), в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).
Таким образом, действующим на момент рассмотрения вышеуказанных материалов законодательством не были предусмотрены основания отсутствия необходимости учета фонового загрязнения при определении нормативов допустимых выбросов и соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Согласно пункту 7 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (далее - Положение) (действующему на момент рассмотрения материалов), в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать для указанных источников по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ВСВ).
Для установления ВСВ (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. (часть 4 статьи 12 Закона N 96-ФЗ).
Суды установили, что вопреки этому, ответчиком не доказано направление в адрес истца заявления и материаов для установления ВСВ для предприятия "Вторресурсы".
Согласно пункту 9 Положения нормативы предельно допустимых выбросов и ВСВ (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно пункту 5 Положения при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (приказ N 273).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Перечень N 1316-р).
Таким образом, установление нормативов выбросов производится по каждому источнику выброса во всем загрязняющим веществам, включенным в Перечень N 1316-Р.
Следовательно, отказ в согласовании нормативов допустимых выбросов для предприятия "Вторресурсы" был обоснован требованиями действующего на тот момент законодательства.
С 01.07.2021 действует Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581, пункт 35 которой предусматривает, что если приземная концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами какого-либо загрязняющего вещества, не превышает 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект, оказывающий НВОС, то при расчете предельно допустимых выбросов такого загрязняющего вещества фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха принимается равным 0, и учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха для смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), в которые входит данное загрязняющее вещество, не выполняется.
Вступившими в силу с 01.03.2021 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ); на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебнопрофилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ). Кроме того, Росгидрометом были утверждены Временные рекомендации "Фоновые концентрации вредных (загрязняющих) веществ для городских и сельских поселений, где отсутствуют регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха" с новыми значениями фона на период 2019 - 2023 гг.
Судами также отмечено, что ответчиком в установленном порядке отказы Росприроднадзора (от 10.09.2018 N 02-02-10/8406, от 28.12.2018 N 02-02-10/12725, от 19.03.2019 N 02-02-10/2202 "Об отказе в утверждении нормативов ПДВ") не обжаловались, не обжаловалось и само требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС N 19/2022 отраженное в письме от 09.12.2022 N 02-05-16/26778, что также указано в постановлениях Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 и Арбитражного суда Уральского округа от 30.05.2022 по делу N А60-34111/2021.
Кроме того, предприятие "Вторресурсы" в адрес Управления направляло запрос (исх. от 12.04.2019 г. на N б/н) по получению разъяснений в необходимости установления ВСВ для формальдегида и сероводорода, на что управлением был дан ответ об отсутствии сводных расчетов и квот концентраций по загрязняющим веществам для Асбестовского городского округа, а также о необходимости получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и установления ВСВ по формальдегиду и сероводороду.
Таким образом, суды установили, что предприятие "Вторресурсы" имело возможность получения разрешительных документов.
Принимая во внимание, что плата за НВОС в отсутствие разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие, что подразумевает применение к ставкам платы повышающих коэффициентов, а также того, что при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) вышеуказанных Правил, т.е. в соответствии с коэффициентом Кпр (коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы), равным 100, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что произведенный истцом расчет соответствует Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
Данный коэффициент применяется за факт отсутствия КЭР или декларации о воздействии на окружающую среду, безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих ее получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек.
Ввиду того, что ответчиком не представлено доказательств погашения суммы долга в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требование о взыскании 35 084 884 руб. 20 коп. платы за негативное воздействие обоснованно удовлетворено судами обеих инстанций.
Довод жалобы о том, что ответчик выполняет социально-значимую функцию, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, так как в силу требований Закона N 7-ФЗ обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду от статуса и организационно-правовой формы природопользователя не зависит
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 названной статьи.
Установив факт нарушения предприятием "Вторресурсы" обязательств по своевременному внесению платы за НВОС, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки, начисленной на сумму 2 035 952 руб. 04 коп. исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, за 2020-2021 гг.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы жалобы о том, что начисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами по объекту полигон твердых бытовых отходов за 2020 и 2021 гг. с применением 100-кратного повышающего коэффициента незаконно, выводы судов о том, что плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду, не опровергают, отклоняются судом округа по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, в части, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2023 по делу N А60-15138/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Вторресурсы" Асбестовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 названной статьи."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2024 г. N Ф09-543/24 по делу N А60-15138/2023