Екатеринбург |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А76-11344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Васильченко Н. С., Абозновой О. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Могильниковой А.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2023 по делу N А76-11344/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители:
В судебном заседании приняли участие представители:
общество с ограниченной ответственности "Центр коммунального сервиса" - Гегель Т.Э. (доверенность от 01.01.2024 N 2024-66);
Главного управления лесами Челябинской области - Пинаева С.Н. (доверенность от 15.12.2023).
Общество с ограниченной ответственности "Центр коммунального сервиса" (далее - общество "ЦКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации Миасского городского округа (далее - администрация МГО), Главному управлению лесами Челябинской области (далее - Главное управление лесами, заявитель жалобы), Челябинскому областному бюджетному учреждению "Миасское лесничество" (далее - учреждение "Миасское лесничество") о взыскании суммы, потраченной на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в сумме 1 071 820 руб. 61 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АЭС Инвест", Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации, Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Челябинской области", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, общество с ограниченной ответственностью "Экостар", общество с ограниченной ответственностью "Урал-Ресурс", Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Министерство экологии Челябинской области, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральном округу, общество с ограниченной ответственностью "Миасслес".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2023 исковые требования удовлетворены.
С Главного управления лесами в пользу общества "ЦКС" взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 071 820 руб. 61 коп., судебные издержки по оплате судебной экспертизы в размере 30 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 718 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации МГО, учреждению "Миасское лесничество" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
Главное управление лесами, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора норм материального прав. Кроме того, заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Главное управление лесами является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Главное управление лесами не является органом государственной власти, уполномоченным по обращению с отходами, в связи с этим не является лицом, обязанным возместить истцу расходы на произведение сбора, вывоза и утилизацию бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории Челябинской области.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЦКС" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. При этом указывает, что поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец) земельного участка. Поскольку Главное управление лесами осуществляет на территории Челябинской области полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка, следовательно, является лицом, обязанным возместить истцу расходы на произведение сбора, вывоза и утилизацию бытовых и промышленных отходов.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Миасслес" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. По мнению общества "Миасслес" оснований предусмотренных нормами 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Суды двух инстанций пришли к верным выводам по всем фактическим обстоятельствам и правильно применили нормы материального и процессуального права при разрешении спора.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством экологии Челябинской области и обществом "ЦКС" (региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карабашского кластера Челябинской области от 05.02.2018.
В соответствии пунктом 1.1 соглашения по результатам конкурсного отбора Министерство поручает, а региональный оператор принимает на себя исполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим соглашением, на территории Карабашского кластера Челябинской области.
Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен обществу "ЦКС" на период с 05.02.2018 по 04.02.2028 (пункт 1.2.).
Согласно пункту 1.3. соглашения основной целью регионального оператора является организация и осуществление в течение срока действия настоящего соглашения деятельности по обращению с ТКО на территории Карабашского кластера Челябинской области, определенной в территориальной схеме обращения с отходами.
Срок действия соглашения установлен пунктом 4.1., согласно которому соглашение действует с даты его подписания сторонами по 04.02.2028 включительно. Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме не позднее 01.01.2019 (пункт 4.2.).
Региональным оператором была выявлена несанкционированная свалка по адресу: Челябинская область, Миасский городской округ, д. Новотагилка, в 100 м от дома N 1 по ул. Кушнова за мостом через реку Миасс, о чем комиссией в составе с главным специалиста управления ЖКХ Миасского городского округа Бородиным О.И., специалиста КРОМ Ключкиным Н.В., с учетом неявившегося представителя ЧОБУ "Миасское лесничество", составлен акт обнаружения несанкционированной свалки от 12.03.2019.
Указан примерный объем мусора - 500 куб. м, состав - твердых коммунальных отходов, крупногабаритный мусор.
В адрес учреждения "Миасское лесничество" и Министерства экологии Челябинской области было направлено уведомление от 14.03.2019 об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по адресу: Челябинская область, Миасский городской округу, д. Новотагилка, в 100 м от дома N 1 по ул. Кушнова, за мостом через реку Миасс.
Истец обязал учреждение "Миасское лесничество" в течение 30 дней со дня получения уведомления обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, самостоятельно либо заключить с обществом "ЦКС" договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а также письменно информировать общество "ЦКС" о своевременно принятых мерах по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с предоставлением подтверждающих документов, и в случае самостоятельной ликвидации письменно информировать общество "ЦКС" о способе и месте их утилизации.
В ответ на указанное уведомление письмом от 28.03.2019 N 229 учреждение "Миасское лесничество" сообщило, что земельный участок, на котором выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, не входит в состав земель лесного фонда, в связи с этим учреждение "Миасское лесничество" не уполномочено производить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях иных категорий.
К ответу были приложены: постановление администрации г. Миасса от 03.12.1992 N 1112 "О передаче сельхозугодий из Гослесфонда земельному комитету в спецземфонд", акт приема-передачи сельхозугодий по Северному лесничеству Миасского лесхоза от 23.11.1992, абрис места расположения твердых коммунальных отходов.
С учетом ответа учреждения "Миасское лесничество", истец направил уведомление от 29.03.2019 N КРБ1276 в адрес Главы администрации Миасского городского округа, указывая на обязанность администрации ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно либо путем заключения соответствующего договора с обществом "ЦКС", а в случае самостоятельной ликвидации письменно информировать общество "ЦКС" о своевременно принятых мерах по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с предоставлением подтверждающих документов, и в случае самостоятельной ликвидации письменно информировать общество "ЦКС" о способе и месте их утилизации.
В соответствии с условиями соглашения от 05.12.2018, заключенного с Министерством экологии Челябинской области, с учетом того, что место несанкционированной свалки не включено в приложение N 5 к соглашению, и того, что администрация МГО не обеспечила ликвидацию несанкционированной свалки в установленный срок и не заключила договор на ее ликвидацию с региональным оператором, истец, заключив договор с обществом "Втор-Ком-Златоуст" от 22.05.2019 N Ц081-19 на оказание работ по ликвидации несанкционированного размещения отходов, договор на оказание услуг по захоронению (размещению) остатков сортировки твердых коммунальных отходов от 30.03.2018 N 9/РО с обществом "Спецколонна", ликвидировало несанкционированную свалку, что подтверждается также актом экспертизы от 24.06.2019 N 176-01-00240, составленным экспертом Союза "Южно-Уральская Торгово-Промышленная Палата Миасского городского округа" Сюткиным Д.И., присутствовавшим при ликвидации спорной несанкционированной свалки.
Стоимость работ по ликвидации свалки составила 1 071 820 руб. 61 коп.
Направленная истцом в адрес администрации МГО претензия с требованием о возмещении расходов на ликвидацию несанкционированной свалки в сумме фактических затрат в сумме 1 071 820 руб. 61 коп., оставлена последним без удовлетворения.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Главное управление лесами и учреждение "Миасское лесничество".
Суд первой инстанции, установив факт выявления региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и последующую их ликвидацию собственными силами истца по указанным выше адресам, пришел к выводу о возложении на Главное Управление лесами расходов по ликвидации несанкционированной свалки, в связи с тем, что, являясь исполнительным органом Челябинской области, уполномоченным лицом на управление, распоряжение лесными участками, а также на осуществление мероприятий по охране и защите лесных участков, находящегося в федеральной собственности, в случае обнаружения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обязано принять меры по ликвидации свалки.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердых коммунальных отходов, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердых коммунальных отходов, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно норме статьи 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Нормами статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Между сторонами спора относительно расположения несанкционированной свалки, истцом заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Определением суда первой инстанции от 07.07.2021 производство по делу было приостановлено в связи с назначением по делу судебной экспертизы. Производство экспертизы поручено эксперту Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Аршиновой Д.Ф.
Согласно выводам поступившего в материалы дела заключения эксперта от 13.09.2021 N 026-05-01426, несанкционированная свалка располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:753, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, Миасское лесничество, Новоандреевское участковое лесничество, кварталы 88-94, части квартала 96, кварталов 97-105, части кварталов 106-107, кварталов 108-119, части кварталов 120-122, кварталов 123-137, части квартала 138, кварталов 139- 144, части квартала 145, кварталов 146-147, части квартала 148, квартала 149, части квартала 150, кварталов 151-152, части кварталов 153-155, кварталов 156- 160, части квартала 161, кварталов 162-163, части квартала 164, кварталов 165- 167, части квартала 168, кварталов 169-173, части квартала 174, категория земель: земли лесного фонда. Несанкционированная свалка занимает часть земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:573. Площадь, занятая свалкой составляет 1976 кв. м.
Заключение экспертов в силу норм статей 64, 67, 68, 71, 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Рослесхоз.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Челябинской области является Главное управление лесами.
Согласно Положению о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 N 385 основной задачей Управления является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений (пункт 6), в целях реализации которой Управление осуществляет функции, в том числе, и осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение (подпункт 8 пункта 7), осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Челябинской области (пункт 30), осуществляет функции государственного заказчика на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению в пределах земель лесного фонда в соответствии с законодательством (пункт 31); в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области организует осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд Управления в установленной сфере деятельности, а также осуществляет контроль за их исполнением (пункт 36).
Таким образом, Главное управление лесами как орган исполнительной власти, обязано возместить истцу понесенные расходы по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт выполнения истцом работ по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, несения расходов по их ликвидации, пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что Главное управление лесами является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Главное управление лесами не является органом государственной власти, уполномоченным по обращению с отходами, в связи с этим не является лицом, обязанным возместить истцу расходы на произведение сбора, вывоза и утилизацию бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории Челябинской области, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении спора норм права и не является основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта по делу.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Главного управления лесами - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2023 по делу N А76-11344/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления лесами Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия представляют собой часть мероприятий по охране лесов, относятся к полномочиям Рослесхоза как органа по управлению государственным имуществом в области лесных отношений и переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2024 г. N Ф09-689/24 по делу N А76-11344/2020