Екатеринбург |
|
03 апреля 2024 г. |
Дело N А76-7443/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Поротниковой О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу N А76-7443/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2024 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области (далее - КСП, контрольный орган, заинтересованное лицо) от 01.03.2024 о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено, поскольку в силу ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, полномочий для приобщения к материалам дела новых доказательств у суда кассационной инстанции не имеется. В связи с тем, что дополнительные документы направлены в материалы дела в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", данные документы на бумажном носителе заявителю не возвращаются.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от администрации поступило ходатайство о переносе судебного заседания, в связи с заменой судьи, а также, поскольку не удовлетворено ходатайство заявителя об ознакомлении с материалами дела от 11.03.2024.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке статьи 159 АПК РФ, суд округа отказывает в его удовлетворении, при этом исходит из того, что, вопреки доводам заявителя, ходатайство об ознакомлении с материалами дела от 11.03.2024 одобрено судом округа 12.03.2024, замена судьи Гавриленко О.Л. на судью Поротникову Е.А. произведена ввиду отпуска судьи Гавриленко О.Л. Замена председательствующего судьи не производилась.
Кроме того, суд кассационной инстанции полномочен проверять законность принятых по спору судебных актов, спор по существу не рассматривает и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Позиция заявителя относительно принятых по спору судебных актов выражена в поданной им кассационной жалобе, дополнительных объяснений не требует, явка данного лица судом обязательной не признана, в связи с чем суд округа полагает, что основания для отложения судебного заседания в данном случае отсутствуют.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к КСП о признании недействительным представления от 06.03.2023 N 02-11/01.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации Увельского муниципального района, Администрация Увельского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу N А76-7443/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 решение оставлено без изменения.
Администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель не согласен с выводами судов о нецелевом расходовании бюджетных средств в сумме 72 720 руб. 00 коп., по его мнению контрольным органом искажен предмет договоров, данный вывод не соответствует положениям соглашений от 10.01.2022 N 12 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения (далее - соглашение N 12) и соглашения от 10.01.2022 N 11 "О передачи части полномочий" (далее - соглашение N 11), а именно: из буквального содержания договоров от 01.10.2022 N 7 от 01.08.2022, следует, что их предметом является услуги трактора по санитарной уборке прилегающей территории к санкционированной свалке, при этом согласно п. 3.4 соглашения N 11 межбюджетный трансферт может быть направлен сельскими поселениями, в том числе, на расходы на участие в организации сбора мусора от субботников, а также на содержание контейнерных площадок (уборка и содержание прилегающей территории).
Кассатор также указывает, что не является собственников земельных участков, по которым расходование средств бюджета признано нецелевым, поскольку постановлением главы Увельского муниципального района от 25.12.2018 N 48 площадки (свалки) закрыты, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРЮЛ) от 27.09.2023 N КУВИ-001/2023-219947258, N КУВИ-001/2023-219947255, что
опровергает довод заинтересованного лица, о том, что расходы должны оплачиваться за счет средств поселения по статье "Благоустройство".
Кроме того, администрация обращает внимание, что договоры заключены на вывоз веток, имеющих V класс по классификации отходов, в связи с чем, лицензия для таких договоров и такого вида услуг не требуется.
Приводит доводы о нарушении норм процессуального права, допущенных КСП при внесении оспариваемого ненормативного акта (акт и представление вручены одновременно, вынесены без учета возражений, с приказом о продлении контрольного мероприятия от 28.02.2023 заявитель не был ознакомлен).
В отзыве на кассационную жалобу КСП просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Поскольку в рамках данной кассационной жалобы администрацией заявляются доводы в части нецелевого расходования бюджетных средств в сумме 72 720 руб. 00 коп., о процессуальных нарушениях при вынесении оспариваемого представления, а также в части необходимости наличия у организаций транспортирующих и утилизирующих мусор, образующегося от субботников лицензии, то в остальной части законность решения и постановления не проверяется (статья 286 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам (применительно к предмету кассационного обжалования).
Как следует из материалов дела, КСП в период с 30.01.2023 по 28.02.2023 проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, с элементами аудита закупок администрацией за 2022 год.
По результатам проверки КСП составлен акт от 06.03.2023 N 2-ИА/23, которым зафиксированы, в том, числе следующие нарушения:
- при проведении оценки законности, эффективного и целевого использования бюджетных средств направленных на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов выявлено нецелевое использование межбюджетного трансферта, имеющие целевое назначение в сумме 72 720 руб. 00 коп., поскольку предмет договоров от 01.10.2022 N 7. от 01.08.2022 (санитарная уборка прилегающей территории к санкционированной свалки) не соответствует видам работ соглашения N 12;
- при проведении анализа выполнения обязательных условий соглашения N 12 установлено, что условие о наличии договора с лицензированной организацией на транспортирование и утилизацию мусора, образующегося от субботников, не выполнено.
По итогам проверки администрации выдано оспариваемое представление, которым заявителю предписано, в том числе в срок до 01.04.2023 исключить в деятельности администрации неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств, сообщить о принятии мер по устранению его причин и условий.
Полагая, что представление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд округа в части эпизода о нецелевом расходовании бюджетных средств в сумме 72 720 руб. 00 коп., считает необходимым отметить следующее.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно Закона Челябинской области от 29.09.2021 N 196-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Челябинской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Челябинской области", Уставом Увельского муниципального района, Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 16.12.2021 N 82 "Об утверждении положения "О Контрольно-счетной палате Увельского муниципального района" КСП наделена полномочиями осуществлять проверку в соответствии с нормами действующего законодательства, независимо от того, кто является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет контроль за целевым использованием субсидий в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии.
Как следует из материалов дела, руководствуясь нормами бюджетного законодательства, Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 16.12.2021 N 78 "О бюджете Увельского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" утверждены размеры иного межбюджетного трансферта (далее - МБТ) на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Хуторского сельского поселения в сумме 208 000 руб. 44 коп. Размер МБТ рассчитан в соответствии с утвержденной Методикой расчета иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений, выделяемых из бюджета Увельского муниципального района.
Для реализации мероприятий на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Хуторского сельского поселения:
1) между Администрацией Увельского муниципального района и Администрацией Хуторского сельского поселения 10.01.2022 соглашение о передаче полномочий N 11.
2) между Администрацией Увельского муниципального района и Администрацией Хуторского сельского поселения 10.01.2022 заключено соглашение N 12 о предоставлении МБТ в 2022 году из бюджета Увельского муниципального района в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю средств районного бюджета по кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации в сумме 208 000 руб. 44 коп. Цель: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений.
Согласно уведомлению о бюджетных назначениях от 01.01.2022 N 4 доведены ассигнования и лимиты на 2022 год администрации КБК 93806050130006240244 в сумме 208 000 руб. 44 коп.
Как указано в акте проверки от 06.03.2023 N 2-ИА/23, на территории Хуторского сельского поселения существуют площадки (санкционированные свалки), разрешенные органами власти для размещения промышленных и бытовых отходов. Данные площадки являются временными, подлежат обустройству или закрытию в установленные сроки. Площадки размещены на землях сельского поселения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2013, сделана запись N 74-74-21/009/2013-109, N 74-74-21/009/2013-108.
Согласно правилам благоустройства, утвержденным Советом депутатов Хуторского сельского от 13.05.2019 N 17, санитарная очистка прилегающих территорий возлагается на администрацию в соответствии с картами схемами.
Администрацией в проверяемом периоде заключены два договора на общую сумму 72 720 руб. 00 коп.:
- от 01.10.2022 N 7 с обществом с ограниченной ответственностью "Хуторское ЖКХ" на сумму 43 200 руб. 00 коп. предметом договора является услуги трактора по санитарной уборке прилегающей территории к санкционированной свалке села Хуторка;
- от 01.08.2022 с обществом с ограниченной ответственностью "Пром-тепло" на сумму 29 520 руб. 00 коп. предметом договора является услуги трактора по санитарной уборке прилегающей территории к санкционированной свалке села Песчаное.
Оплата расходов по данным договорам осуществлена по КБК 93 806050130006240244 КЦСР 13.0.00.6240 - "Выполнение переданных полномочий (участие в деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов)", то есть в рамках МБТ и соглашений N 11, N 12.
Согласно позиции проверяющего органа, поддержанной судами нижестоящих инстанций, предмет вышеуказанных договоров (санитарная уборка прилегающей территории к санкционированной свалке) не соответствует видам работ соглашения N 12, поскольку расходы по проведению мероприятий по содержанию территории муниципального образования подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство", а работы по санитарной очистки свалок относятся к содержанию и благоустройству территории муниципального образования - Хуторское сельское поселение.
Судами сделан вывод о том, что направленные из бюджета района денежные средства в сумме 72 720 руб. 00 коп. использованы администрацией не по назначению.
Вместе с тем судами при вынесении оспариваемых судебных актов не учтены следующие обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства.
Согласно п. 3.4 соглашения N 12 МБТ может быть направлен сельскими поселениями на следующие расходы:
- участие в организации сбора мусора от субботников;
- ликвидация несанкционированных сванок с оформлением соответствующих документов с организацией, имеющей лицензию на транспортировку ТКО I-IV классов опасности;
- создание и (или) оборудование мест (площадок) накопления ТКО для организации сбора ТКО от населения;
- оснащение контейнерами мест (площадок) накопления ТКО для организации сбора ТКО;
- содержание контейнерных площадок (уборка и содержание прилегающей территории, техническое обслуживание - ремонт контейнерных площадок, контейнеров).
Таким образом, МБТ может быть направлен сельскими поселениями, в том числе, на расходы на участие в организации сбора мусора от субботников, на содержание контейнерных площадок (уборка и содержание прилегающей территории).
Субботники - это санитарная очистка территории. В целях обеспечения экологически благоприятной среды для проживания населения, улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия, поддержания чистоты и порядка проводят весеннюю и осеннюю санитарную очистку территории.
Согласно представленному в материалы дела письму Отдела по экологии и муниципальному контролю Администрации Увельского муниципального района от 20.03.2023 N 10 в рамках проведения субботников от администрации поселения требуется провести санитарную очистку прилегающих территорий к санкционированным свалкам, привести в порядок подъездные пути к ним, поскольку в осенне-зимний период со свалок разлетается мусор, граждане привозят ботву, деревья и размещают это на прилегающей территории к ним. "Центр коммунального сервиса" вывозит мусор от субботников бесплатно, если он собран в одном месте. При этом площадь санкционированных свалок: с. Хуторка - 4 га; с. Песчаное - 2 га, в связи с чем, собранный мусор невозможно донести до точки сбора мусора от проведения субботников, поэтому нанимается техника, чтобы довезти мусор до площадки сбора. При таких обстоятельствах, использование денежных средств на оплату поставщикам "услуг трактора по санитарной уборке прилегающей территории к санкционированной свалке" является целевым.
Таким образом, суд округа находит ошибочным суждения судов о нецелевом расходовании администрацией бюджетных средств, поскольку МБТ направлен заявителем на оплату расходов, связанных с вывозом мусора в рамках проведенных субботников, работы являются разовыми, не носят систематический характер, при этом данный вид расходов включен в соглашение N 12, нецелевого использования бюджетных средств не допущено, что указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Доказательств того, что указанные в договорах от 01.10.2022 N 7, от 01.08.2022 виды работ, выполнены в рамках мероприятий по содержанию территории муниципального образования и подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство" в материалах дела не имеется, заинтересованным лицом не доказано.
Согласно части 1 статьи 288 ПК РФ для отмены и изменения решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций является нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт первой инстанции и (или) апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если в дополнительном исследовании имеющихся в деле доказательств необходимости не имеется, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая, что доказательственная база по делу собрана в полном объеме, обстоятельства дела установлены, но выводы судов не соответствуют нормам материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты по эпизоду о нецелевом расходовании бюджетных средств в сумме 72 720 руб. 00 коп., и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований администрации в части признания недействительным оспариваемого представления в части обязания администрации исключить в деятельности нецелевое использование бюджетных средств.
Доводы заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных КСП при внесении оспариваемого представления судами рассмотрены и правомерно отклонены.
Суды указали что цели и порядок контрольного мероприятия соблюдены КСП, при этом факт того, оспариваемое представление выдано администрации вместе с актом, 06.03.2023 не нарушает права администрации, поскольку заявитель, не был лишен возможности представить возражения (даже при наличии представления), заявитель указанным правом воспользовался, возражения рассмотрены КСП, составлен протокол разногласий от 09.03.2023 и направлен в адрес администрации.
Также судами отмечено, что срок проведения проверки продлен приказом председателя КСП от 28.02.2023 N 04-20/16, в связи с чем срок проведения проверки не нарушен, срок исполнения представления должен составлять не менее 30 дней со дня вручения представления.
Данные выводы суд округа не переоценивает, поскольку установление фактических обстоятельств и оценки доказательств по делу, принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу N А76-7443/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении требований Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области от 06.03.2023 N 02-11/01 в части обязания Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района исключить в деятельности нецелевое использование бюджетных средств.
В указанной части заявленные требования удовлетворить, признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области от 06.03.2023 N 02-11/01 в части обязания Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района исключить в деятельности нецелевое использование бюджетных средств.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу N А76-7443/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу N А76-7443/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по тому же делу.
...
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 решение оставлено без изменения.
...
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2024 г. N Ф09-58/24 по делу N А76-7443/2023