Екатеринбург |
|
04 апреля 2024 г. |
Дело N А07-47/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2023 по делу N А07-47/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители (посредством онлайн-присутствия):
общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" - Пономарев А.В. (доверенность от 16.02.2024);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Ишмухаметов Р.И. (доверенность от 21.06.2023).
Общество с ограниченной ответственностью "СтройКом" (далее - общество "СтройКом") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка N 02:65:000000:1937 для размещения некапитальной опоры связи, изложенного в письме от 28.11.2022 N МОЧТО-05-60 исх. N 2197.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрация городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "СтройКом" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что отказ министерства в выдаче разрешения на использование земельного участка с условным кадастровым номером 02:65:000000:1937 является законным и обоснованным, права и законные интересы заявителя не нарушены. Заявитель настаивает на том, что размещение антенно-мачтовых сооружений связи допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Далее, по мнению заявителя, судами применен закон, не подлежащий применению в связи с истечением его срока действия. Заявитель отмечает, что постановлением Администрации городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 20.11.2017 N 844 утверждена программа "Формирование современной городской среды городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2018-2022 годы", срок действия которой на момент выдачи отказа истек.
Кроме того, заявитель поясняет, что, отказывая в удовлетворении требований, суды необоснованно руководствовались положениями подпункта "л" пункта 16 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан либо муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Республики Башкортостан", утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 "(далее - Порядок), тогда как, отказывая обществу в выдаче разрешения на использование земельного участка, министерство ссылалось на подпункт "о" пункта 16 Порядка. Заявитель отмечает, что отказ министерства не содержит указания на обстоятельство несоответствия правилам благоустройства как на основание отказа в предоставлении услуги, данное основание было заявлено ответчиком в суде первой инстанции без предоставления каких-либо подтверждающих документов и доказательств, при этом Администрация городского поселения город Туймазы в отзыве от 12.10.2023 ссылалась на нарушение иного подпункта - подпункта "б" пункта 16 Порядка, согласно которому размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, со ссылкой на недопустимость размещения опоры связи в зоне "ОД-1" и "Т-1". Также заявитель отмечает, что доказательств того, что размещение объекта повлечет причинение вреда зеленым насаждениям, в материалах дела не имеется.
Министерство и Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан предоставили отзывы на кассационную жалобу, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлен главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300). К таким объектам в силу пункта 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок выдачи разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 N 393 (далее - Порядок). В соответствии с Порядком объекты размещаются на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В пункте 6 Порядка указано, что к заявлению, помимо прочего прилагается заключение органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, о том, что для размещения объекта не требуется разрешение на строительство. В случае, если какие-либо документы не представлены заявителем лично, такие документы запрашиваются у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 16 Порядка решение об отказе в выдаче документов на использование принимается в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 названного постановления, в случаях, если размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; размещаемые объекты не соответствуют документам территориального планирования или правилам благоустройства соответствующего муниципального образования Республики Башкортостан; испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации; в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество "СтройКом" обратилось в министерство с заявлением от 15.11.2022 N 289343 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, либо земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, на срок 20 лет, кадастровый номер земельного участка 02:65:000000:1937:00, местоположение: Республика Башкортостан, Туймазы, Туймазинский, Туймазы, напротив ул. Мичурина, д. 3а, цель использования: под размещение некапитальной опоры связи ОДН-25, безфундаментной, высотой 26 м для коллективного размещения операторов сотовой связи; кадастровый номер участка 02:65:000000:1937:ЗУ1, объект размещения - антенная опора ОДН-25, представляющая из себя некапитальную безфундаментную конструкцию высотой 25 метров.
Министерство в порядке межведомственного взаимодействия направило запрос в Администрацию муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о необходимости получения разрешения на строительство для размещения объектов и сооружений.
Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан отметила, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Также Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан пояснила, что в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 11.07.2006 N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения (согласования) собственников земельных участков, зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, связанных с объектом строительства, и с соблюдением градостроительных норм и правил. Кроме того, Администрация муниципального района Туймазииский район Республики Башкортостан указала, что испрашиваемый земельный участок расположен в зонах ОД-1 и Т-1, где видами разрешенного использования не предусмотрено размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания (утверждено решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 28.02.2022 N 271).
Учитывая изложенное, министерство письмом от 28.11.2022 N МОЧТО-05-60 исх. N 2197 отказало обществу "СтройКом" в выдаче разрешения на использование земельного участка N 02:65:000000:1937 для размещения некапитальной опоры связи.
Полагая, что отказ министерства незаконным, нарушающим права и законные интересы истца, общество "СтройКом" обратилось в суд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к выводу о том, что Администрация городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан не согласовала использование земельного участка с кадастровым номером N 02:65:000000:1937 для размещения некапитальной опоры связи.
Суды установили, что на территории города Туймазы приняты Правила благоустройства городского поселения город Туймазы муниципального района Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 18.07.2019 N 296 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 4 статьи 28 Правил благоустройства не допускается размещение некапитальных объектов в арках зданий, на газонах (без устройства специального настила), площадках (детских, для отдыха, спортивных, транспортных стоянках), посадочных площадках пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), в охранной зоне водопроводных, канализационных, электрических, кабельных сетей связи, трубопроводов, а также ближе 5 м от остановочных павильонов, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 м - от ствола дерева, 1,5 м - от внешней границы кроны кустарника.
Суды выявили, что, как следует из обращения общества "СтройКом", координаты для размещения антенно-мачтового сооружения связи располагаются на озелененной территории.
Также суды установили, что постановлением Администрации городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 20.11.2017 N 844 утверждена программа "Формирование современной городской среды городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2018-2022 годы" (далее - Программа).
В разделе 2 Программы (страница 11) указаны территории общего пользования, в отношении которых планируется проведение благоустройства, среди которых указана и спорная территория. Согласно пункту 6.2 Программы общественные территории, подлежащие благоустройству, определяются с учетом результатов общественного обсуждения.
Город Туймазы стал участником федерального приоритетного проекта "Формирование современной городской среды". Целью проекта является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации путем реализации ежегодно (в период с 2017 г. по 2020 г.) комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству.
Суды выявили, что в отношении спорной территории (территории напротив д. N 3 по улице Мичурина) имеется утвержденный Проект благоустройства территории, подготовленный в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Проектом благоустройства предусмотрено озеленение спорной территории (территории напротив д. N 3 по улице Мичурина).
Учитывая, что размещение заявителем объекта - некапитальной опоры связи не соответствует проекту благоустройства, руководствуясь положениями подпункта "л" пункта 16 Порядка, суды пришли к выводу о том, что отказ министерства в выдаче документов на использование земельного участка с условным кадастровым номером 02:65:000000:1937 является законным и обоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно решению Совета муниципального района Туймазинский район от 28.02.2022 N 271 "О внесении изменений в решение Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 26.11.2009 N 177 "Об утверждении "Правил землепользования и застройки городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан" размещение спорного объекта запланировано на земельном участке, расположенном в зоне ОД-1, где видами разрешенного использования не предусмотрено размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания. Указанное решение от 28.02.2022 N 271 принято в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального района Туймазинский район, утвержденного решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 26.07.2018 N 395.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требования общества "СтройКом" о признании отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка N 02:65:000000:1937 для размещения некапитальной опоры связи, изложенного в письме от 28.11.2022 N МОЧТО-05-60 исх. N 2197, незаконным.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод общества "СтройКом", изложенный в кассационной жалобе, о том, что судами применены положения программы "Формирование современной городской среды городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2018-2022 годы", утвержденной постановлением Администрации городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 20.11.2017 N 844, срок действия которой на момент выдачи отказа истек, отклоняется судом кассационной инстанции как ошибочный, учитывая, что оспариваемый отказ принят министерством в 2022 году.
Иные доводы общества "СтройКом", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления, доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют, доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2023 по делу N А07-47/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300). К таким объектам в силу пункта 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
...
Согласно пункту 16 Порядка решение об отказе в выдаче документов на использование принимается в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 названного постановления, в случаях, если размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; размещаемые объекты не соответствуют документам территориального планирования или правилам благоустройства соответствующего муниципального образования Республики Башкортостан; испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации; в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2024 г. N Ф09-1318/24 по делу N А07-47/2023