Екатеринбург |
|
05 апреля 2024 г. |
Дело N А60-30414/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП - "Эльмаш" (далее - управляющая компания, общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2023 по делу N А60-30414/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - Главное Управление МЧС России по Свердловской области, управление, заинтересованное лицо) в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд удовлетворил его на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Макарова Н.В. (доверенность от 20.12.2022).
Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Орджоникидзевскому району муниципального образования "город Екатеринбург" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области о признании недействительным предписания от 28.04.2023 N 2304/002-66/149П/ПВП.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное Управление МЧС России по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управляющая компания просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы управляющей компании аналогичны доводам, приводимым при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Суть доводов подателя жалобы сводится к неисполнимости предписания ввиду отсутствия конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения; управляющая компания также указывает, что предписание должно быть адресовано собственникам (нанимателям) помещений, поскольку ряд нарушений были допущены именно жильцами (в т.ч. установление внепроектных перегородок в общих коридорах в секциях ряда квартир), а управляющая компания не вправе проводить капитальный ремонт, демонтаж оборудования без согласия собственников и т.д.; кроме того, податель жалобы ссылается на то, что нормативные акты, нарушение которых вменено обществу, на момент ввода дома в эксплуатацию не существовали. Кроме того, общество указывает на нерассмотрение судами его заявления о признании решения вышестоящего органа от 25.05.2023 N ДОК-3105.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Фрезеровщиков, д. 84.
В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения управляющей компанией обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты управлением установлены следующие нарушения:
1.Многоквартирный жилой дом не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушены часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 3, 5, часть 1 статьи 6, пункт 3 статьи 52, часть 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 3.1, таблица 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009), приложение 5 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (постановление N1464);
2.Руководитель организации не обеспечил исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами (частично демонтирован стояк внутреннего противопожарного водопровода, проходящий через этажи многоквартирного жилого дома), чем нарушен пункт 50 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - постановление N 1479);
3.Произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается доступ пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения и уменьшается зона действия систем противопожарной защиты, (противодымной защиты и внутреннего противопожарного водопровода), (установлены внепроектные перегородки в секциях квартир N 2-3, N 94-95, N 69-71, N 21-24, N 62-63, N 29-32, N 18-19, N 21-24, N 54-55), чем нарушен пункт 16(e), пункт 23 постановления N 1479;
4.В лестничных клетках и лифтовых холлах отсутствует остекленные дверей с армированным стеклом или другие виды противоударного остекления, обеспечивающие безопасность людей и соответствующие требованиям стандартов по классу защиты, чем нарушены часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 3, 5, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 7.2.3 СП 54.13330.2016;
5.Люк выхода на кровлю с лестничных клетки не выполнен противопожарным 2-го типа, чем нарушены часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 3, 5, часть 1 статьи 6, часть 1 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 7.5, 7.6, 7.7 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям";
6.В поэтажных коридорах не все запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, чем нарушен пункт 26 постановления N 1479;
7.Система вытяжной противодымной вентиляции (система дымоудаления) эксплуатируется сверх срока службы более 10 лет (фактически 39 лет), применение системы в условиях пожара может не обеспечить работоспособность в течение времени, необходимого для выполнения ее функций и полной эвакуации людей в безопасную зону, чем нарушены часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статья 5, часть 1 статьи 6, статьи 56, 85 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 54 постановления N 1479;
8.Руководитель организации не обеспечил соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены первичных средств пожаротушения (огнетушителями), (помещение электрощитовой), чем нарушен пункт 60 постановления N 1479;
9.Допускается размещение подсобного помещения под лестничным маршем, чем нарушен пункт 16 (к) постановления N 1479;
10.Допускается размещение в общих коридорах на путях эвакуации секций квартир мебели и других предметов, чем нарушен пункт 27(б) постановления N 1479.
По результатам проверки управлением составлен акт от 28.04.2023 N 2304/002-66/149-П/АВП и вынесено предписание от 28.04.2023 N 2304/002-66/149П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением управления от 25.05.2023 N ДОК-3105 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным предписанием и решением, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4 указанного Закона в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 Технического регламента; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи Технического регламента.
Согласно части 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Законом N 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со статьей 52 Закона 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Как следует из положений статьи 16 Закона N 69-ФЗ требования к оснащению автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация, которые направлены на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утверждены постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464.
Согласно статье 53 Закона N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
В обязательном порядке системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре устанавливаются на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей (часть 2 статьи 54 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 56 Закона N 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей (статья 85 Закона N 123-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В силу положений статей 37, 38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статьям 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредставления доказательств, а также совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорное здание является 12-ти этажным многоквартирным жилым домом, введенным в эксплуатацию в 1984 году; при этом объект проверки предусматривает возможность пребывания людей в состоянии сна.
Исходя из анализа представленных в материалы дела документов, суды признали доказанным наличие фактов нарушения части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, статей 3, 5, 6, 52, 54, 56, 85, 88, Закона N 123-ФЗ, пункта 3.1 таблицы 2 СП 3.13130.2009, пункта 50 постановления N1479, пунктов 7.5, 7.6, 7.7 СП 4.13130-2013 "Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах зашиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", пунктов 16 (к), 23, 26, 27 (6), 50, 54, 60 постановления N1479.
Так, по итогам исследования имеющихся в материалах доказательств и доводов сторон, суды первой и апелляционной инстанций констатировали, что факты нарушения правил пожарной безопасности, установленные вышеуказанными нормативными правовыми актами, выразившиеся в необорудовании жилого дома системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; необеспечении исправного состояния, своевременным обслуживанием и ремонтом внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованностью пожарных кранов исправными пожарными рукавами; изменении объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается доступ пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения и уменьшается зона действия систем противопожарной защиты, (противодымной защиты и внутреннего противопожарного водопровода) по причине установки внепроектных перегородок в секциях квартир; отсутствии на лестничных клетках и лифтовых холлах остекления дверей с армированным стеклом или других видов противоударного остекления, обеспечивающих безопасность людей и соответствующих требованиям стандартов по классу защиты; в том, что люк выхода на кровлю с лестничных клетки не выполнен противопожарным 2-го типа; в поэтажных коридорах не все запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; система вытяжной противодымной вентиляции (система дымоудаления) эксплуатируется сверх срока службы более 10 лет (фактически 39 лет), применение системы в условиях пожара может не обеспечить работоспособность в течение времени, необходимого для выполнения ее функций и полной эвакуации людей в безопасную зону; руководитель организации не обеспечил соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены первичных средств пожаротушения (огнетушителями) (помещение электрощитовой); допускается размещение подсобного помещения под лестничным маршем и размещение в общих коридорах на путях эвакуации секций квартир мебели и других предметов, подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами управляющей компанией не опровергнуты.
Вопреки доводам жалобы, период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
Фактическое отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на проверяемом объекте с массовым пребыванием людей создает прямую угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей скорейшего оповещения и безопасной эвакуации. Дальнейшая эксплуатация объекта с выявленными нарушениями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, и потому, принятие Закона N 123-ФЗ, СП 3.13130.2009 и постановления N 1464 после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает заявителя от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с требованиями данных нормативных актов, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей при возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Наличие собственника также не освобождает управляющую организацию от обязанности по соблюдению возложенных на нее договором управления обязанностей, ввиду того, что общество, заключив с собственниками дома договор управления, является субъектом, ответственным за устранение поименованных в предписании нарушений, поскольку собственники помещений, передали ему свои полномочия по содержанию многоквартирного дома.
Организация и обеспечение устранения нарушений и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного жилого дома в силу норм действующего законодательства возложена на управляющую компанию, при этом право выбора способа и условий предоставлено непосредственно управляющей компании.
Тот факт, что внепроектные перегородки в общих коридорах установлены собственниками жилых помещений дома, а управляющая организация без согласия собственников помещений не вправе приводить помещения в прежнее состояние, не свидетельствует о неправомерности предписания, поскольку выбор механизма исполнения предписания оставлен управлением на усмотрение управляющей организации, а демонтаж перегородок не является единственным способом исполнения предписания.
Доводы заявителя жалобы о том, что судами необоснованно отказано в признании недействительными пунктов 4-10 предписания, отражающих вышеописанные нарушения, что представленными доказательствами опровергается несоблюдение требований пожарной безопасности, не принимаются судом округа как противоречащие материалам дела, из которых следует, что данные доводы были рассмотрены судами и мотивированно отклонены с учетом конкретных фактических обстоятельств и исследованных по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств.
Оценивая доводы общества относительно неисполнимости предписания, суды установили, что оспариваемый ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (перечень выявленных нарушений с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, не затрагивает права и законные интересы общества, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения нарушения указанных в предписании нормативных правовых актов. При этом в случае неясности порядка исполнения предписания общество также вправе обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что выявленные управлением нарушения требований пожарной безопасности, факт наличия которых обществом не опровергнут, приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья жильцов многоквартирного дома в случае возникновения пожара, суды обоснованно не установили оснований для выводов о незаконности оспариваемого предписания.
Вопреки позиции заявителя, поскольку в данном случае решением вышестоящего органа от 25.05.2023 N ДОК-3105 по существу выявленных нарушений выводы, изложенные предписании от 28.04.2023 N 2304/002-66/149П/ПВП, поддержаны, то есть решение от 25.05.2023 N ДОК-3105 не является новым, а факт нарушения правил пожарной безопасности, изложенный в предписании, признан доказанным и по существу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано, постольку доводы управляющей компании о нерассмотрении судами заявления о признании недействительным решения от 25.05.2023 N ДОК-3105 не принимаются судом округа во внимание.
То обстоятельство, что в судебных актах не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы и возражения участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2023 по делу N А60-30414/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП - "Эльмаш" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа представленных в материалы дела документов, суды признали доказанным наличие фактов нарушения части 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, статей 3, 5, 6, 52, 54, 56, 85, 88, Закона N 123-ФЗ, пункта 3.1 таблицы 2 СП 3.13130.2009, пункта 50 постановления N1479, пунктов 7.5, 7.6, 7.7 СП 4.13130-2013 "Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах зашиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", пунктов 16 (к), 23, 26, 27 (6), 50, 54, 60 постановления N1479.
...
Фактическое отсутствие систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на проверяемом объекте с массовым пребыванием людей создает прямую угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей скорейшего оповещения и безопасной эвакуации. Дальнейшая эксплуатация объекта с выявленными нарушениями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, и потому, принятие Закона N 123-ФЗ, СП 3.13130.2009 и постановления N 1464 после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает заявителя от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с требованиями данных нормативных актов, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей при возникновении пожара."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2024 г. N Ф09-991/24 по делу N А60-30414/2023