Екатеринбург |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А47-7649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Черкезова Е. О., Поротниковой Е. А.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соседи" (далее - общество "УК "Соседи", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2023 по делу N А47-7649/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Оренбургской области приняли участие представители:
общества "УК "Соседи" - Алексеева Ю.А. (доверенность от 01.11.2023, паспорт, диплом),
Администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (далее - Администрация) - Ильина А.В. (доверенность от 11.11.2023, паспорт, диплом).
Общество "УК "Соседи" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене решения от 20.04.2023 по делу N 056/10/18.1-373/2023 и об обязании устранить допущенные нарушения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Созвездие" (далее - общество "УК "Созвездие"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лига" (далее - общество "УК "Лига"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Патриот" (далее - общество "УК "Патриот"), общество с ограниченной ответственностью "ДОМРУС100" (далее - общество "ДОМРУС100").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Соседи" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств и доказательств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75), устанавливающие обязательные требования к претендентам на участие в конкурсе.
Общество "УК "Соседи" считает, что вопреки выводам судов, общество "УК "Созвездие" и общество "ДОМРУС100" не представили акты сверки с ресурсоснабжающими организациями либо решения суда, вступившие в законную силу, подтверждающие отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
В обоснование доводов заявитель приводит судебную практику и полагает, что вынесенные судебные решения привели к конфликту судебных актов и правовую неопределенность в применении норм права в рамках одинаковых правоотношений.
Кроме того, ссылается на неправомерность принятия организатором торгов в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ общества "УК "Патриот", полученной в электронной форме с электронной подписью, поскольку следовало представить оригинал указанной выписки.
Заявитель полагает, что судами необоснованно приняты доводы Управления об отсутствии необходимости предоставления обществом "УК "Патриот" и обществом "ДОМРУС100" копий лицензий.
Общество "УК "Соседи" обращает внимание суда округа на наличие задолженности у общества "Лига" перед ресурсоснабжающей организацией на момент рассмотрения заявок (31.03.2023) и принятия решений о допуске претендентов к участию в конкурсе, однако, судами не дана правовая оценка данным доказательствам.
Также отмечает, что суды вышли за пределы рассматриваемого спора, поскольку рассмотрели доводы, которые обществом "УК "Соседи" не заявлялись.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба общества "УК "Соседи" на действия Администрации при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение от 27.02.2023 N 23000010940000000001).
Согласно прилагаемому и размещенному на официальном сайте протоколу рассмотрения заявок от 31.03.2023 N 2 к участию в конкурсе были допущены пять претендентов - общество "УК "Соседи", общество "УК "Созвездие", общество "УК "Лига", общество "УК "Патриот" и общество "ДОМРУС100".
Заявитель, обращаясь в Управление, полагал, что организатор торгов незаконно допустил претендентов общество "УК "Созвездие", общество "УК "Лига", общество "УК "Патриот" и общество "ДОМРУС100" к участию в конкурсе, и просил признать недействительными и аннулировать результаты рассмотрения заявок, оформленные протоколом N 2 от 31.03.2023, извещения N23000010940000000001 от 27.02.2023, обязать Администрацию повторно рассмотреть заявки претендентов извещения от 27.03.2023 открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Решением Управления от 20.04.2023 N 3509 N 056/10/18.1-373/2023 жалоба общества УК "Соседи" на действия Администрации пи проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, Обществ УК "Соседи" обратилось в суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о правомерности оспариваемого решения и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регулируется Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Согласно пункту 15 Правил N 75 при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам: 1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; 2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; 3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу; 5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента; 6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации; 7) отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу; 8) отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Указанный перечень является закрытым.
Пункты 16, 17 Правил N 75 устанавливают, что требования, указанные в пункте 15 Правил N 75, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.
Проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2-8 пункта 15 Правил N 75, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
В силу пункта 18 Правил N 75 основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 названных Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53 Правил N 75.
Согласно пункту 19 Правил N 75, в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 Правил N 75, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к Правилам N 75. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. При подаче заявки на участие в конкурсе заинтересованное лицо дает согласие на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 53 Правил N 75 заявка на участие в конкурсе включает в себя: 1) сведения и документы о претенденте: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя; номер телефона; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе; реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; 2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов: документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период; 3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; 4) согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 названных Правил.
Пунктом 54 Правил N 75 установлено, что требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 указанных Правил N 75, не допускается.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 4.3 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе включает в себя: реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 Правил N 75.
В соответствии с пунктом 1 пункта 4.3 Конкурсной документации в составе заявки необходимо предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица.
Подпунктом 1 пункта 4.3 Конкурсной документации установлено, что в составе заявке необходимо представить копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Согласно пункту 4.10 Конкурсной документации, все документы, входящие в заявку на участие в открытом конкурсе, должны быть надлежащим образом оформлены, иметь необходимые для их идентификации реквизиты (исходящий номер, дата выдачи, должность и подпись подписавшего лица с расшифровкой, печать - в необходимых случаях). При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Сведения могут быть впечатаны в формы, допускается заполнять формы от руки печатными буквами синими, черными или фиолетовыми чернилами.
Истолковав указанные выше нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что общество "УК "Созвездие", общество "УК "Патриот", общество "УК "Лига" представили необходимые в составе заявке документы, учитывая, что доказательств, подтверждающих несоответствие указанных претендентов требованиям Правил N 75 и Конкурсной документации, обществом "УК Соседи" не представлено, принимая во внимание, что в исчерпывающем перечне оснований для отказа допуска к участию в конкурсе отсутствует основание, позволяющее отклонить заявку претендента в связи с ненадлежащим оформлением документов, входящих в состав заявки, суды не установили оснований для признания незаконным оспариваемого решения.
Кроме того, судами учтено, что само по себе признание протокола рассмотрения заявок от 31.03.2023 N 2 и торгов недействительными, не может обеспечить восстановление какого-либо права общества УК "Соседи", а приведет к правовой неопределенности участников гражданских правоотношений по вопросу управляющей организации дома.
Кроме того, признание оспариваемого решения Комиссии Оренбургского УФАС России недействительным и отмена протокола конкурса не может привести к восстановлению прав заявителя, поскольку конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям. А доводы заявителя не свидетельствуют о том, что они могли бы повлиять на результаты конкурса и о наличие существенных нарушений процедуры проведения открытого конкурса, в связи с чем, оснований для признания нарушения процедуры проведения конкурса не имелось.
Суды верно исходили из того, что границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.03.2011 N 2-п, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение сектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав, а также недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения и злоупотребления правом.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, заявителем кассационной жалобы не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы, вновь приведенные обществом "УК "Соседи" в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.09.2023 по делу N А47-7649/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соседи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам 3, 4 пункта 4.3 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе включает в себя: реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 Правил N 75.
...
Суды верно исходили из того, что границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.03.2011 N 2-п, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение сектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав, а также недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения и злоупотребления правом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2024 г. N Ф09-1123/24 по делу N А47-7649/2023
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1123/2024
13.12.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15099/2023
20.09.2023 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7649/2023
06.07.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8872/2023