Екатеринбург |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А71-610/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ивановой С.О., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Энергоконтроль" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.09.2023 по делу N А71-610/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества - Урсегов Д.А. (доверенность от 27.12.2023 N 366, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о признании незаконным приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - министерство) от 25.11.2022 N 01-09/682 "О победителях отбора получателей субсидии из бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" (далее - приказ министерства) в части отклонения представленных им заявок на участие в отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов (подпункт 2 пункт 2 приказа министерства).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.09.2023 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы обществом приведены доводы о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.08.2019 N 383 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах" (с внесенными изменениями от 16.12.2021 N 682; далее - Правила N 383) не содержит требований к периоду проведения работ и срокам введения лифтов в эксплуатацию. При этом указанными Правилами не запрещено субсидировать уже выполненные работы.
Считает, что договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Общество указывает, что все представленные им договоры, заключены не ранее 01.01.2019 и действуют до полного исполнения сторонами обязательств, а не до момента ввода лифтов в эксплуатацию. При этом министерством обязательства по оплате выполнены не в полном объеме.
Отмечает, что в протоколах общих собраний собственников помещений многоквартирных домов (далее также - МКД) указано согласие на долевое финансирование, заказчик определен.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации Правил N 383 министерство объявило прием документов на участие в отборе получателей субсидий для предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в МКД (далее - субсидии).
Для участия в отборе, проводимом способом запроса предложений, на основании заявок, направленных заявителями, для участия в отборе, общество в ноябре 2022 года представило в министерство 15 заявок.
Представленные обществом заявки в целях отбора заявителей для последующего заключения с ними соглашений о предоставлении субсидий рассмотрены на заседании рабочей группы министерства по рассмотрению документов для участия в отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и решению вопроса о размере субсидии.
Результаты заседания рабочей группы оформлены протоколом от 25.11.2022.
Согласно приказу министерства заявки общества отклонены на основании подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 383.
Письмом от 28.11.2022 N 09-02/12/12677 министерство уведомило общество о принятом решении.
Полагая, что приказ министерства является незаконным в части подпункта 2 пункта 2, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным в указанной части.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не установил совокупности оснований для признания оспариваемого акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Цели, условия и порядок предоставления субсидий за счет средств регионального бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в МКД в Удмуртской Республике установлены Правилами N 383.
На основании пункта 2 Правил N 383 заказчиком признается некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", заключившая договор на замену лифтов с подрядчиком, или заключившие указанный договор с подрядчиком товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив, управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирными домами, либо иное лицо, в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченное собственниками помещений в многоквартирном доме на заключение договора на замену лифтов; заявителем - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представивший документы для участия в отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидии на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах и соответствующий требованиям и критериям, установленным настоящими Правилами, заключивший договор на замену лифтов с заказчиком.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 13 Правил N 383, уполномоченный орган отклоняет заявку в случае несоответствия заявителя критериям и (или) требованиям, установленным соответственно пунктами 3, 8 настоящих Правил; несоответствия представленной заявителем заявки и документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, требованиям, указанным в объявлении о проведении отбора.
Пунктом 3 Правил N 383 установлено, что субсидия предоставляется по результатам отбора, проводимого министерством способом запроса предложений, на основании предложений (далее - заявки), направленных заявителями для участия в отборе, исходя из соответствия заявителей критериям и очередности поступления предложений к отбору в целях возмещения части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах.
Критериями отбора заявителей являются:
- наличие действующего договора, заключенного с заказчиком не ранее 01.01.2019 и предусматривающего проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирном доме (многоквартирных домах), расположенном (расположенных) на территории Удмуртской Республики, в срок не позднее 10 декабря текущего года (в случае финансовой поддержки за счет средств Фонда - наличие действующего договора на выполнение работ и (или) оказание услуг по замене в многоквартирном доме (многоквартирных домах) всех лифтов с истекшим назначенным сроком службы, условием которого является ввод лифта (лифтов) в эксплуатацию после 01.01.2021 и не позднее 10 декабря текущего года) (далее - договор);
- наличие действующей записи в реестре квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Согласно подпункту 3 пункта 9 Правил N 383, для участия в отборе заявители представляют в уполномоченный орган в срок, указанный в объявлении о проведении отбора заявку на участие в отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах (далее также - заявка на участие в отборе, заявка) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам и документы, в том числе копию протокола (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего сведения о выборе способа управления многоквартирным домом, определении заказчика, а также сведения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 20 настоящих Правил.
Документы, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по каждому многоквартирному дому, в котором заявитель обязуется провести мероприятия по замене лифтов в соответствии с договором;
В силу подпункта 3 пункта 20 Правил N 383 субсидия предоставляется ее получателю в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме утвержден перечень работ по замене лифтов, их стоимость и принято решение о долевом финансировании работ по замене лифтов в многоквартирном доме, а также в случае, если накопленные на специальном счете средства на проведение капитального ремонта составляют менее 80 процентов от объема финансирования работ по замене лифтов в многоквартирном доме, установлен размер дополнительных взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт, для оплаты работ по замене лифтов в многоквартирном доме, достаточный для заключения договора на выполнение таких работ с учетом привлечения заемных средств или рассрочки платежа.
Следовательно, для признания заявки соответствующей требованиям подпункта 3 пункта 20 Правил N 383 приложенный к ней протокол общего собрания собственников должен содержать указание на принятое собственниками решение о долевом финансировании работ по замене лифтов в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в соответствии с объявленным 07.11.2022 министерством отбором, общество обратилось в министерство с заявками на участие в отборе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах, расположенных по адресам:
- г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 179 (подъезд N 1), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/2;
- г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 179 (подъезд N 6), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/5;
- г. Ижевск, ул. Барышникова, д. 13 (подъезд N 4), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/13;
- г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 21 (подъезд N 1), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/6;
- г. Ижевск, ул. Клубная, д. 67 (подъезд N 1), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/1;
- г. Ижевск, ул. Союзная, д. 7 (подъезд N 3), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/8;
- г. Ижевск, ул. Союзная, д. 89, (подъезды N 1, 5, 6) заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/7;
- г. Ижевск, ул. Восточная, д. 34 (подъезд N 2), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/12;
- г. Ижевск, ул. Клубная, д. 77 (подъезды N 1, 2), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636;
- г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, д. 74 (подъезд N 1), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/3;
- г. Ижевск, ул. Барышникова, д. 11 (подъезды N 1,2,3), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/11;
- г. Ижевск, ул. Ключевой поселок, д. 35 (подъезды N 1, 2), заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/4;
- г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 25, заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/9;
- г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 269, заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/15;
- г. Ижевск, ул. Союзная, д. 71, заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/14.
Рабочей группой министерства рассмотрены заявки и приложенные к ним документы, направленные участниками отбора. Со ссылкой на подпункты "а", "б" пункта 13 Правил N 383 заявки общества отклонены.
Министерством определено, что обществом нарушены положения абзацев 3, 5 пункта 3 Правил N 383, выразившееся в том, что на момент заключения договоров генерального подряда общество не было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Также министерство выявило, что часть заявок общества не соответствует требованиям подпункта 3 пункта 9 Правил N 383, а именно в связи с отсутствием в приложенных протоколах общего собрания собственников решения о долевом финансировании работ либо отсутствия протоколов, представление неподписанной уполномоченным лицом заявки.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что часть протоколов не содержат указание на принятое собственниками решение о долевом финансировании работ по замене лифтов в многоквартирном доме.
При этом часть протоколов, согласно которым собственники проголосовали за финансирование работ по замене лифтов за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств собственников, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении заявок, поскольку, как следует из приложенных самим же обществом к заявкам документов (актов ввода в эксплуатацию) следует, что фактически работы по ремонту лифтов по указанным адресам были выполнены и лифты введены в эксплуатацию в 2020-2021 годах.
Материалами дела также подтверждается, что в некоторых заявках в нарушение подпункта 3 пункта 9 Правил N 383, среди приложенных обществом документов отсутствует копия протокола (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего сведения о выборе способа управления многоквартирным домом, определении заказчика, а также сведения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 20 настоящих Правил.
Судами также учтено, что заявка от 16.11.2022 исх. N 1636/12 по адресу г. Ижевск, ул. Восточная, д. 34 (подъезд N 2) не подписана уполномоченным на то лицом, вследствие чего не может быть одобрена рабочей группой министерства.
Таким образом, руководствуясь представленными в материалы дела доказательствами, в том числе заявками общества и приложенными к ним документами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности отклонения рассмотренных министерством заявок общества на участие в отборе для предоставления субсидий.
Следовательно, заявки общества отклонены министерством со ссылкой на подпункты "а", "б" пункта 13 Правил N 383 законно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.09.2023 по делу N А71-610/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Энергоконтроль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Критериями отбора заявителей являются:
- наличие действующего договора, заключенного с заказчиком не ранее 01.01.2019 и предусматривающего проведение мероприятий по замене лифтов в многоквартирном доме (многоквартирных домах), расположенном (расположенных) на территории Удмуртской Республики, в срок не позднее 10 декабря текущего года (в случае финансовой поддержки за счет средств Фонда - наличие действующего договора на выполнение работ и (или) оказание услуг по замене в многоквартирном доме (многоквартирных домах) всех лифтов с истекшим назначенным сроком службы, условием которого является ввод лифта (лифтов) в эксплуатацию после 01.01.2021 и не позднее 10 декабря текущего года) (далее - договор);
- наличие действующей записи в реестре квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф09-1008/24 по делу N А71-610/2023