Екатеринбург |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А60-56042/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2023 по делу N А60-56042/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента - Корольков Е.А. (доверенность от 28.12.2023 N 29-05-06-93, паспорт, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Фонд Радомир" (далее - заявитель, общество "Фонд Радомир") - Сысолятина А.В. (доверенность от 01.06.2023 N 21-ю, свидетельство о заключении брака, диплом).
Общество "Фонд Радомир" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.10.2023 N 29-05-33-76 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сирин Вячеслав Викторович (далее - Сирин В.В.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2023 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод судов о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, настаивая на том, что днем обнаружения правонарушения является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, то есть 11.08.2023. Кроме того, считает, что вменяемые нарушения носят длящийся характер.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения гражданина Департаментом в отношении общества "Фонд Радомир" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) по улице Мичурина, дом 40 в городе Екатеринбурге в помещении N 38, а именно: подпункта "е" пункта 31, подпункта "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), подпункта "б" пункта 29 (2), пункта 29(3) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), формулы 12 Приложения N 2 к Правилам N 354, выразившиеся в не проведении ежемесячного снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ) и не занесении полученных (достоверных) показаний в журнал учета показаний коллективных ОДПУ за период с ноября 2022 года по март 2023 года, в неиспользовании данной информации при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании МКД, в непредставлении потребителю информации о накопленных показаниях электрической энергии ОДПУ электрической энергии за период с ноября 2022 года по март 2023 года; в предоставлении в платежных документах недостоверной информации о показаниях коллективного ОДПУ электрической энергии (в платежном документе за ноябрь 2022 года), в непредставлении информации (в платежных документах за декабрь 2022 года, январь, февраль, март 2023 года), в том числе потребителю (кв. N 38 МКД); проведении перерасчета платы за КР на СОИ исходя из объемов электрической энергии, исчисленных исходя из показаний ОДПУ электрической энергии за ноябрь, декабрь 2022 года, зафиксированных в Журнале показаний ОДПУ электрической энергии, отличных от переданных ресурсоснабжающей организации, отличных от показаний ОДПУ, размещенных в платежных документах, проведении нескольких перерасчетов размера платы за КР на СОИ (Электрическая энергия) за расчетный период - 2022 год (не равными долями).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 11.08.2023 N 29-09-25-17.
По фактам выявленных нарушений Департаментом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.09.2023 N 29-09-30-8 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 03.10.2023 N 29-05-33-76 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено с существенными нарушениями порядка привлечения к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из пропуска срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Выводы судов являются верными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и нормам права на основании следующего.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "е" пункта 31 Правил N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 названных Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354, в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Согласно подпункту "б" пункта 29 (2) Правил N 491, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 29 (3) Правил N 491, в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) названных Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к названным Правилам при наступлении обстоятельств, указанных данным пунктом 29 (3) Правил N 491.
Формула перерасчета платы в пункте 2 приложения к Правилам N 491 связана по ее содержанию с применением формулы, указанной подпунктом "б" и "в" пункта 29(2) Правил N 491, в частности формулы 12 Приложения N 2 к Правилам N 354, которая среди прочих показателей формулы предусматривает показатель VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
Неисполнение Правил N 354 и Правил N 491 влечет нарушение части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110 и, соответственно, лицензионных требований.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет 2 месяца.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Установив, что выявленные административные правонарушения были совершены в период с ноября 2022 года по март 2023 года, исходя из объективной стороны, на основании статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления N 5, суды пришли к верному выводу о том, что вмененное обществу правонарушение длящимся не является, в связи с чем, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности, подлежащий исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения, на момент вынесения оспариваемого постановления истек.
При этом, ошибочное указание судом первой инстанции в решении на истечение срока давности привлечения ввиду обнаружения и фиксации правонарушения актом проверки от 07.06.2023 N 29-29-25-17, не привело к принятию неправильного решения, поскольку срок давности исчисляется по настоящему делу со дня совершения правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2023 по делу N А60-56042/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Установив, что выявленные административные правонарушения были совершены в период с ноября 2022 года по март 2023 года, исходя из объективной стороны, на основании статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления N 5, суды пришли к верному выводу о том, что вмененное обществу правонарушение длящимся не является, в связи с чем, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности, подлежащий исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения, на момент вынесения оспариваемого постановления истек."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф09-1065/24 по делу N А60-56042/2023