Екатеринбург |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А47-3471/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сафроновой А.А., Селивёрстовой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Могильниковой А.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 по делу N А47-3471/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Гордеева Т.В. (доверенность от 08.12.2023 N 1505, диплом).
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РВК-Орск" - Рузавина В.Г. (доверенность от 01.01.2024 N 03, диплом, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Орск" (ОГРН: 1195658014485, ИНН: 5614083960, далее - общество "РВК-Орск", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745, далее - учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение по пропускной способности устройств и сооружений за период с 18.05.2022 по 07.06.2022 в сумме 53 547 руб. 27 коп.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.05.2023 на основании норм статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Оренбургской области в лице федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" (ОГРН: 1035605503064, ИНН: 5610036705, далее - военный комиссариат).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 исковые требования удовлетворены, с учреждения "ЦЖКУ" в пользу общества "РВК-Орск" взыскана задолженность в сумме 53 547 руб. 27 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2142 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 решение оставлено без изменения.
Учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что истец не предоставил надлежащих доказательств того, что ответчик осуществлял самовольное пользование централизованными системами водоснабжения в результате не опломбированных врезок. Проверка проводилась в отсутствие представителя абонента, абонент не был извещен о проведении обследования, а сам акт обследования содержит противоречивые сведения.
Истец произвел расчет за период с 19.05.2022 по 07.06.2022, то есть с момента последнего обследования системы водоснабжения до дня подачи заявления и устранения нарушений. Истец указывает, что последнее обследование было проведено 18.05.2022 и подтверждает этот факт актом от 18.05.2022 N 2924, при этом данный акт является актом оказанных услуг по поставке питьевой воды, приему, транспортировке и очистке сточных вод и фиксирует показания приборов учета N 1, N 2, N 3, N 4 по адресам Ленина, 50, 52. На основании сведений, указанных в данном акте, невозможно определить обследование каких систем производилось, так как указано два адреса, а номера приборов учета не совпадают с номерами приборов учета, предусмотренных государственным контрактом, заключенным между сторонами (приложение N 4 к контракту от 29.12.2021 N 2924). Подписи представителя государственного заказчика - учреждения "ЦЖКУ" Минобороны России в акте не имеется. Данный акт содержит информацию только о поставщике услуг - обществе "РВК-Орск", не содержит информацию о контракте, на основании которого проводилось обследование. Акт N 2924 не может подтверждать факт последнего обследования системы водоснабжения применительно к настоящему спору. Других доказательств, подтверждающих обоснованность применяемого периода при расчетах задолженности, истцом не предоставлено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "РВК-Орск" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждением "ЦЖКУ" Минобороны России (заказчик) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 2924 (далее - контракт), согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется: подавать государственном заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод государственного заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку.
Государственный заказчик по контракту обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую воду) установленного качества в сроки и порядке, которые определены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных канализационных сетей и используемых им приборов учета (пункт 1 контракта).
Согласно пункту 2 контракта границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заказчика определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме приложения N 1.
Местом исполнения обязательств по контракту является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности государственного заказчика и организации водопроводно-канализационного хозяйства по адресам указанным в приложении N 1 контракта.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является "01" января 2022 года (пункт 4 контракта).
Согласно пунктам 68, 69 контракта данный контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2022, заключен на срок по 31.12.2023.
Подпунктом "б" пункта 14 указанного контракта определено, что государственный заказчик обязан обеспечивать сохранность пломб и знаков проверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, соблюдать температурный режим в помещении, где расположен узел учета холодной воды (не менее +5 градусов), обеспечивать защиту такого помещения, где расположен узел учета холодной воды и помещений, где проходят водомерные сети, от иных помещений, содержать указанные помещения в чистоте, не допускать вмешательство в работу прибора учета (узла учета) механические, химические, электромагнитные или иные воздействия, которые могут искажать показания приборов учета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 контракта организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения государственного заказчика к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения и принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Письмом от 07.06.2023 общество "РВК-Орск" уведомило учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России о проведении 07.06.2022 комплексного обследования системы водоснабжения и водоотведения объектов ответчика, расположенных по адресу: проспект Ленина, д. 52. Согласно отметке извещение получено ведущим инженером нарочно.
Специалистами общества "РВК-Орск" 07.06.2022 проведено обследование системы водоснабжения и водоотведения объекта ответчика.
По данному адресу выявлено самовольное присоединение и пользование вышеуказанного объекта централизованными сетями водоснабжения, а именно: имеется не опломбированная водомерная врезка с краном ДУ 15 мм в количестве 3 шт., в связи с чем составлен акт о самовольном потреблении водоснабжения и (или) водоотведения и (или) о незаконном подключении к системам водоснабжения и (или) водоотведения, о несанкционированном подключении и (или) несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета от 07.06.2022 N 171.
От подписания акта от 07.06.2022 представитель учреждения отказался, также в акте от 07.06.2022 указано на запрет на фотосъемки.
Военным комиссариатом направлено письмо обществу "РВК-Орск" от 07.06.2022 N ОСПО,ФЭ/3399, в котором военный комиссариат просит направить представителя общества "РВК-Орск" для опломбировки прибора учета холодной воды по адресу: пр. Ленина, дом 52.
Между сторонами подписан акт о приемки в эксплуатацию прибора учета воды (опломбировки) от 08.06.2022.
В связи с обнаруженным самовольным присоединением и пользованием централизованными сетями водоснабжения обществом "РВК-Орск" на основании тарифов, установленных постановлением Администрации города Орска Оренбургской области от 15.12.2021 N 263-п, произведено начисление платы за водопотребление и водоотведение в сумме 53 547 руб. 27 коп. за период с 19.05.2022 по 07.06.2022, составлен акт оказанных услуг по поставке питьевой воды, приему, транспортировке и очистке сточных вод от 18.05.2022 N 2924
Для оплаты обществом "РВК-Орск" составлен счет на оплату от 04.07.2022 N 5889.
Претензией от 25.07.2022 N ИОР-25072022-004 общество "РВК-Орск" предложило оплатить учреждению "ЦЖКУ" задолженность в добровольном порядке.
Отсутствие оплаты задолженности в досудебном порядке послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из надлежащего уведомления учреждения "ЦЖКУ" о проведении проверки, составления акта от 07.06.2022 обществом "РВК-Орск" без нарушений, доказанности факта наличия не опломбированной доводомерной врезки с краном ДУ 15 мм в количестве 3 шт., правильности расчета обществом "РВК-Орск" суммы задолженности.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения суда, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Отношения по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Одним из принципов законодательства в сфере ресурсоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета ресурса предполагает необходимость исчисления количества потребленного ресурса по показаниям такого прибора учета.
Определение количества переданного ресурса расчетными способами является исключением из общего правила, и законодательство предусматривает два принципиально различных вида таких способов.
Первый из них является способом подсчета ресурсов, переданных по сетям, которые в силу тех или иных допустимых законодательством причин не оборудованы приборами учета. Расчет производится по утвержденным нормативам, нагрузкам, как правило, несколько превышающим возможное количество ресурса, потребленного при сходных обстоятельствах, рассчитанное приборным способом.
Указанное потребление само по себе не признается неправомерным, но потребитель стимулируется к установлению приборов учета, поскольку применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета.
Второй расчетный способ является карательным, поскольку является реакцией на правонарушение, заключающееся в несанкционированном отборе ресурса из сети путем самовольного подключения к ней либо отборе ресурса помимо предназначенного для его исчисления прибора учета, и потому является не стимулом, а наказанием, устанавливающим обязанность по оплате количества ресурса, которое явно не было потреблено фактически, но является максимально теоретически возможным для передачи, исходя из пропускной способности сети.
Для отношений водоснабжения и водоотведения такая норма содержится в части 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ.
Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (абзац 12 пункта 2 Правил N 644).
Таким образом, для вывода о самовольном пользовании централизованной системой водоснабжения и применения расчетного способа определения стоимости оказанных услуг необходимо установление факта отсутствия у потребителя соответствующего договора, либо нарушения им сохранности пломб, либо установление факта врезки в водопроводную сеть до прибора учета.
Пунктом 35 Правил N 644 установлено, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил N 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в частности, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В силу подпункта "а" пункта 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе государственный контракт, уведомление от 07.06.2023, акт от 07.06.2022, учитывая нахождение неопломбированной доводомерной врезки с краном ДУ 15 мм в количестве 3 штук в зоне ответственности учреждения "ЦЖКУ" Минобороны России, доказанность факта самовольного водопотребления в спорный период, обоснованность применения истцом при расчетах метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты ответчиком стоимости ресурса, определенного расчетным способом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований общества "РВК-Орск".
Проверив расчет объема предъявленного к оплате ресурса, произведенный обществом "РВК-Орск" исходя из тарифов, установленных на питьевое водоснабжение и водоотведения для общества "РВК-Орск" на 2021-2023 года постановлением Администрации города Орска Оренбургской области от 15.12.2021 N 263-п, признав недоказанным ответчиком потребление ресурса в меньшем размере, суды правомерно удовлетворили исковые требования в заявленной сумме.
Отклоняя доводы учреждения о необходимости признать акт от 07.06.2022 ненадлежащим доказательством, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что представитель общества "РВК-Орск" фактически был допущен к проведению проверки на объект абонента. По результатам проверки составлен акт от 07.06.2022, от подписания представитель абонента, который обеспечил доступ к прибору учета, отказался, фотосъемка запрещена потребителем.
Поскольку представитель общества "РВК-Орск" допущен на объект со строгой системой фиксации лиц, проходящих на территорию объекта, у суда отсутствовали основания сомневаться в наличии извещения учреждения "ЦЖКУ" о проводимой проверке.
Довод учреждения о том, что лицо, подписавшее уведомление, не являлось сотрудником учреждения, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции на основании статей 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вне зависимости от наличия или отсутствия трудовых отношений, лицо, участвующее в проведении проверки, хоть и отказавшееся от подписания акта от 07.06.2022, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации действовало как представитель учреждения "ЦЖКУ".
Довод учреждения "ЦЖКУ" Минобороны России о неправильном определении периода начала начисления задолженности также исследован судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку вывод суда первой инстанции в части определения периода самовольного присоединения к централизованным системам водоснабжения в полной мере соответствуют порядку, предусмотренному подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2023 по делу
N А47-3471/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод учреждения "ЦЖКУ" Минобороны России о неправильном определении периода начала начисления задолженности также исследован судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку вывод суда первой инстанции в части определения периода самовольного присоединения к централизованным системам водоснабжения в полной мере соответствуют порядку, предусмотренному подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 апреля 2024 г. N Ф09-1213/24 по делу N А47-3471/2023