Екатеринбург |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А76-28633/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Беляевой Н. Г., Гуляевой Е. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2023 по делу N А76-28633/2021и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Закрытое акционерное общество "Теплосервис" (далее - общество "Теплосервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), в котором просит исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о следующих объектах недвижимости:
- сооружение - теплотрассе от ТК-7 до ТК-16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, кадастровый N 74:35:0000000:1825, инвентарный номер 15778;
- сооружение - теплотрассе от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый N 74:35:0000000:1311, инвентарный номер 15877 (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - общество "Перспектива").
Определением суда от 09.02.2023 Управление привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые им судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Кассатор указал, что единой теплоснабжающей организацией в центральной части г. Троицка Челябинской области, которая осуществляет обслуживание и эксплуатацию объектов снабжения центральной части г. Троицка, являющихся собственностью муниципального образования г. Троицк, переданных по концессионному соглашению от 28.04.2017 является общество "Перспектива". Спор о действительности концессионного соглашения от 28.04.2017, заключенного между обществом "Перспектива", муниципальным образование "город Троицк" и субъектом Российской Федерации в Приложении N 1 к которому определен перечень сетей передаваемых обществу "Перспектива", был предметом рассмотрения Арбитражным судом Челябинской области по делу N А76-3197/2018. Перечень сетей, определенный в приложении N 1 к концессионному соглашению до пункта 52 приложения включительно аналогичен перечню сетей, переданных Управлением по договорам аренды от 01.10.2014 и 18.03.2010 и включает сети с участками, в отношении которых обществом "Теплосервис" заявлено о наличии права. Податель жалобы отметил, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о дубликации спорных объектов, в частности отсутствуют заключения экспертов, в которых содержится информация (выводы) о том, что спорные объекты являются дублирующими по отношению объектам N74:35:0000000:5056, N74:35:0000000:5066. Доводы истца носят предположительный характер. Вместе с тем, как следует из судебного акта по делу 2-420/2023, решение суда было принято лишь об изменении статуса объектов (данные объекты в настоящее время имеют статус бесхозяйных объектов), при этом, в судебном акте отсутствуют выводы о совпадении (дубликации) объектов. По мнению заявителя, ссылка истца на результаты рассмотрения арбитражного дела NА76-39615/2021 как на судебный акт, имеющий преюдициальное значение, также не состоятельна, поскольку, в рамках рассмотрения вышеназванного дела Управлением Росреестра был признан факт дубликации, в отличие от правовой позиции Управления Росреестра по настоящему делу. Таким образом, по мнению Управления, в материалах дела отсутствуют достаточные надлежащие доказательства, подтверждающие дубликацию объектов, что является существенным обстоятельством при рассмотрении указанного дела, которое может повлиять на результат принятия арбитражным судом решения.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Теплосервис" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора купли-продажи от 16.06.2014 обществу "Теплосервис" на праве собственности принадлежат:
- сооружение - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16А в квартале "А", назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 2516,7 метров, кадастровый N 74:35:0000000:5066, условный номер 74-74- 35/033/2007-213, инвентарный номер 15878, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 74 АД N 950791, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2021/410501884 от 11.08.2021;
- сооружение - теплотрасса от ТК станкозавода до ТК-7 и ветинститута, назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 675,6 м, инвентарный номер: 15877, литер: Т, кадастровый номер: 74:35:0000000:5056, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк, что подтверждается свидетельством 74 АД N 950789, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2021/410499400 от 11.08.2021.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2021/398567749 от 16.06.2021 сооружение - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, кадастровый N 74:35:0000000:1825, инвентарный номер 15778, 04.12.2020 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости запись о регистрации N 74:35:0000000:1825-74/140/2020-1У, данные о правообладателе отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2021/398570980 от 16.06.2021 сооружение - теплотрасса от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый N 74:35:0000000:1311, инвентарный номер 15877, 04.12.2020 принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости запись о регистрации N 74:35:0000000:1311-74/140/2020-1У, данные о правообладателе отсутствуют.
Постановлением Администрации города Троицка N 675 от 27.04.2021 утверждена актуализация схемы теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года по состоянию на 2022, согласно которой в перечень бесхозяйных тепловых сетей по состоянию на 08.04.2021 по информации Управления муниципальной собственности администрации города Троицка включены указанные выше объекты.
В материалы дела представлены выписка из технического паспорта на сооружение - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а квартала "А", инвентарный номер 15878, подготовленная Троицким филиалом ОГУП "ОблЦТИ" по Челябинской области 23.05.2007, выписка из технического паспорта на сооружение - теплотрасса от ТК станкозавода до ТК-7 и ветинститута, инвентарный номер 15877, подготовленная Троицким филиалом ОГУП "ОблЦТИ" по Челябинской области 17.05.2007.
Кроме того, в материалы дела представлены технический паспорт на тепловые сети - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16А в квартале "А", инвентарный номер 15878, составленный Троицким филиалом ОГУП "ОблЦТИ" по состоянию на 18.04.2007; технический паспорт на тепловые сети - теплотрасса от ТК станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, инвентарный номер 15877, составленный Троицким филиалом ОГУП "ОблЦТИ" по состоянию на 18.04.2007. На странице 1 указанных технических паспортов содержится указание на принадлежность объектов Троицким электротепловым сетям на основании Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992.
Письмами исх. N 28556/21 от 14.07.2021 г. и исх. N 34658/21 от 27.08.2021 Управление Росреестра сообщило обществу "Теплосервис", что по результатам анализа документов выявлены совпадения технических характеристик объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:5066, 74:35:0000000:5056, по отношению к объектам недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825, 74:35:0000000:1311 (инвентарный номер, литера, протяженность, наименование, год ввода в эксплуатацию, графическое описание), признание дублирующими объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825, 74:35:0000000:1311 и снятие их с государственного кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судами установлено, что из указанных выше писем Управления Росреестра по Челябинской области следует, что сведения о сооружении - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, кадастровый N 74:35:0000000:1825, инвентарный номер 15778 внесены в ЕГРН 10.12.2011 на основании технического паспорта ОГУП "ОблЦТИ" по состоянию на 18.04.2007, а сведения о сооружении - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16А в квартале "А", назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 2516,7 метров, кадастровый N 74:35:0000000:5066, условный номер 74-74- 35/033/2007-213, инвентарный номер 15878, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк внесены в ЕГРП 26.06.2007 на основании выписки от 23.05.2007 из технического паспорта ОГУП "ОблЦТИ" по состоянию на 18.04.2007; сведения о сооружении - теплотрасса от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый N 74:35:0000000:1311, инвентарный номер 15877 внесены в ЕГРН 10.12.2011 на основании технического паспорта Троицкого филиала ОГУП "ОблЦТИ" по состоянию на 18.04.2007, а сведения о сооружении - теплотрасса от ТК станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 675,6 м, инвентарный номер: 15877, литер: Т, кадастровый номер: 74:35:0000000:5056 внесены в ЕГРН на основании выписки из технического паспорта по состоянию на 18.04.2007, выданной Троицким филиалом ОГУП "ОблЦТИ" 17.05.2007.
С учетом разъяснений, содержащихся в Алгоритме действий по исключению из учетной системы ведения государственного кадастра недвижимости в процессе осуществления действий по верификации и гармонизации данных об объектах капитального строительства (далее - Алгоритм), содержащихся в письме Росреестра от 20.12.2013 N 09-исх./11834- ГЕ/13 записи об объектах:
- сооружение - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, кадастровый N 74:35:0000000:1825, инвентарный номер 15778;
- сооружение - теплотрасса от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый N 74:35:0000000:1311, инвентарный номер 15877, возникли в результате ошибки при их постановке на кадастровый учет 10.12.2011 в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в рамках приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" в объеме, переданном органом технической инвентаризации (ОГУП "ОблЦТИ") в составе информационного ресурса в электронном виде.
Согласно пункту 3 Алгоритма при наличии в ЕГРН записей о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на ОКС, приоритет имеет тот ОКС, в отношении которого в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, что определенно свидетельствует о необходимости исключения сведений об объектах с кадастровыми N N 74:35:0000000:1825, 74:35:0000000:1311, в том числе, и с целью публичной достоверности сведений ЕГРН.
Таким образом, сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825 и 74:35:0000000:5066 внесены в ЕГРН на основании одного и того же технического паспорта на теплотрассу, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Троицк, от ТК-7 до ТК-16а в квартале "А", инвентарный номер 15878, составленный по состоянию на 18.04.2007.
Сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1311 и 74:35:0000000:5056 внесены в ЕГРН на основании одного и того же технического паспорта на теплотрассу, расположенную по адресу: Челябинская область, г. Троицк, от ТК Станкозавода до ТК-7и Ветинститута, инвентарный номер 14262, составленный по состоянию на 18.04.2007.
Считая, что в ЕГРН содержатся "дублирующие" сведения в отношении спорных объектов, расположенных в г. Троицке Челябинская область общество "Теплосервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что истцом представлены доказательства наличия правовых оснований для снятия с государственного кадастрового учета и прекращения записи о принятии на учет как бесхозяйных спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1311 и 74:35:0000000:1825, записи о которых содержат в Едином государственном реестре недвижимости "дублирующие" сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825 и 74:35:0000000:5066, принадлежащих на праве собственности обществу "Теплосервис".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Нормами пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип судебной защиты нарушенного права.
Перечень способов защиты нарушенного права установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации).
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ указаны снования для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Указанным законом предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета здания в следующих случаях:
- на основании вступившего в законную силу судебного акта (пункт 5 части 2 статьи 14);
- снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования (часть 7 статьи 40);
- снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41).
В силу части 2 статьи 61 Закона N 218-ФЗ под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по исправлению реестровой ошибки.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Таким образом, недостоверные сведения, содержащие в ЕГРН, могут повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, которые полагаются на достоверность сведений в ЕГРН.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом судами отмечено, что способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае отсутствия правопритязаний других лиц на объект, а также фактического владения истцом данным имуществом.
Отсутствие у муниципального образования статуса собственника либо иного законного владельца спорного имущества исключает возможность материально-правовых притязаний на спорное имущество, в том числе полномочий на оспаривание оснований возникновения прав на владение спорным имуществом иными лицами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.10.2022 Управлением Росреестра по Челябинской области были представлены реестровые дела на сооружение - теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, 8 А76-28633/2021 кадастровый N 74:35:0000000:1825, инвентарный номер 15778 и сооружение - теплотрасса от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый N 74:35:0000000:1311, инвентарный номер 15877, в соответствии с которыми в ЕГРН зарегистрировано право собственности муниципального образования город Троицк Челябинской области на указанные сооружения, при этом основанием для государственной регистрации послужило решение Троицкого городского суда Челябинской области от 25.03.2022 по делу N 2-420/2022.
Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 25.03.2022 по делу N 2-420/2022 за муниципальным образованием "город Троицк" признано право собственности на следующие бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- сооружение - тепловые сети от ТК-7 до ТК-16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, кадастровый N 74:35:0000000:1825, расположенное по адресу: г. Троицк Челябинской области, теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале А;
- сооружение - тепловые сети от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый N 74:35:0000000:1311, расположенное по адресу: г. Троицк Челябинской области, теплотрасса от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута.
Апелляционным определением Челябинского областного суда от 07.02.2023 по делу N 11-1768/2023 решение Троицкого городского суда Челябинской области по делу N 2-420/2022 от 25.03.2022 в части признания за муниципальным образованием "город Троицк" Челябинской области права муниципальной собственности на сооружение - тепловые сети от ТК-7 до ТК16а в квартале А, протяженностью 2 517 м, кадастровый номер 74:35:0000000:1825, расположенное по адресу: г. Троицк Челябинской области, теплотрасса от ТК-7 до ТК-16а в квартале А и сооружение - тепловые сети от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, протяженностью 676 м, кадастровый номер 74:35:0000000:1311, расположенное по адресу: г. Троицк Челябинской области, теплотрасса от ТК Станкозавода до ТК-7 и Ветинститута - отменено, заявление Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области, в указанной части оставлено без рассмотрения, осуществлен поворот исполнения решения Троицкого городского суда Челябинской области от 25.03.2022 по делу N 2-420/2022, исключены из ЕГРН сведения о государственной регистрации права собственности МО г. Троицк на сооружения с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1311 и 74:35:0000000:1825.
Также в процессе рассмотрения настоящего спора Арбитражным судом Челябинской области принято решение от 25.11.2022 по делу N А76- 18755/2020, которым отказано Управлению в удовлетворении иска о признании права собственности на сооружение - теплотрассу от ТК-7 до ТК-16А квартале "А", назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью: 2517 метров, кадастровый номер: 74:35:0000000:5066, условный номер: 74-74-35/033/2007-213, инвентарный 9 А76-28633/2021 номер: 15878, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2022 по делу N А76-18755/2020 оставлено без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по делу N А76-18755/2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.04.2023 по делу N А76-18755/2020.
В процессе рассмотрения дела N А76-18755/2020 судами установлено, что на кадастровом учете стоит теплотрасса с теми же характеристиками, что и спорная, но с присвоением ей кадастрового номера 74:35:0000000:1825. Указанная теплотрасса с кадастровым номером 74:35:0000000:1825 по заявлению органов местного самоуправления поставлена на учет как бесхозяйный объект.
Идентичность объектов с кадастровыми номерами 74:35:0000000:5066 и 74:35:0000000:1825 следует из технических паспортов, послуживших основанием для их постановки на кадастровый учет и выписки из технического паспорта в реестровом деле.
Кроме этого, согласно пояснениям сторон, в городе отсутствует параллельная прокалка магистральных сетей в одном и том же направлении. Наличие в ЕГРН сведений о дублирующем объекте не изменяет вывод суда о том, что Управлением (истец) не доказано возникновения прав на спорную тепловую сеть и владение ею.
Также суды обратили внимание на тот факт, что в техническом паспорте 2007 года имеется указание на принадлежность объекта Троицким электротепловым сетям на основании Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (стр. 1 тех.паспорта).
Как следует из судебных актов по делу N А76-18755/2020, при рассмотрении указанного дела судами установлено, что в концессионное соглашение от 28.04.2017, заключенное с обществом "Перспектива", спорный участок теплотрассы не включался, указанное лицо владение рассматриваемой теплосетью не осуществляло.
Указанные выше выводы судов по делу N А76-18755/2020 также подтверждаются представленными обществом "Теплосервис" в материалы дела N А76-28633/2021 выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении тепловых сетей, переданных обществу "Перспектива" по концессионному соглашению от 28.04.2017.
Доводы Управления о наличии частичных совпадений спорных объектов тепловых сетей с объектами, переданными обществу "Перспектива" по концессионному соглашению от 28.04.2017, обоснованно не приняты судами как не имеющие правового значения, поскольку подтверждают правовую позицию истца о дублировании спорными объектами иных тепловых сетей, расположенных в центральной части города Троицка.
Как правильно указано судами, отражение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о принятии на учет объектов в качестве бесхозяйных объектов недвижимости на основании заявления Управления муниципальной собственности, не влечет безусловных оснований для решения вопроса о признании права муниципальной собственности; способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
Судами установлено, что имеющиеся в деле доказательства достоверно и однозначно свидетельствуют о том, что записи, содержащиеся в ЕГРН об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825 и 74:35:0000000:5066, являются записями в отношении единственного сооружения - теплотрассы от ТК-7 до ТК-16А в квартале "А", назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 2516,7 метров, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк, от ТК-7 до ТК-16А в квартале "А".
Также имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что записи, содержащиеся в ЕГРН об объектах с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1311 и 74:35:0000000:5056, являются записями в отношении единственного сооружения - теплотрассы от ТК станкозавода до ТК-7 и Ветинститута, назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 675,6 м, инвентарный номер: 15877, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк, от ТК станкозавода до ТК-7 и Ветинститута.
Идентичность объектов следует из технических паспортов, послуживших основанием для их постановки на кадастровый учет и выписки из технического паспорта в реестровом деле.
В данном случае, поскольку истцом представлены доказательства наличия правовых оснований для снятия с государственного кадастрового учета и прекращения записи о принятии на учет как бесхозяйных спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1311 и 74:35:0000000:1825, записи о которых содержат в Едином государственном реестре недвижимости "дублирующие" сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825 и 74:35:0000000:5066, принадлежащих на праве собственности обществу "Теплосервис", суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, учитывая то, что вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц.
Как верно отметили суды, наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1825, 74:35:0000000:1311 не позволяет упорядочить взаимоотношения общества "Теплосервис" с иными участниками в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что в настоящее время объекты недвижимости, правообладателем которых является истец, в Едином государственном реестре недвижимости учтены два раза под разными кадастровыми номерами, что противоречит статье 5 Закона N 218-ФЗ. При этом судами учтено, что в ЕГРН в отношении подлежащих исключению из ЕГРН объектов содержатся записи о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных и способ устранения нарушенного права общества "Теплосервис" во внесудебном порядке отсутствует, поскольку исправление технической ошибки возможно только по инициативе Управления Росреестра по Челябинской области и Управления муниципальной собственности администрации города Троицка.
Вопреки доводам заявителя жалобы, Управлением не было представлено доказательств, опровергающих довод о том, что записи, содержащиеся в ЕГРН об объектах с кадастровыми номерами 74:35:0000000:1311 и 74:35:0000000:5056, являются записями в отношении единственного сооружения - теплотрассы от ТК станкозавода до ТК-7 и ветинститута, назначение: инженерно-коммуникационное, общей протяженностью 675,6 м, инвентарный номер: 15877, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Троицк, от ТК станкозавода до ТК-7 и ветинститута.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2023 по делу N А76-28633/2021и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано судами, отражение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о принятии на учет объектов в качестве бесхозяйных объектов недвижимости на основании заявления Управления муниципальной собственности, не влечет безусловных оснований для решения вопроса о признании права муниципальной собственности; способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
...
Судами установлено, что в настоящее время объекты недвижимости, правообладателем которых является истец, в Едином государственном реестре недвижимости учтены два раза под разными кадастровыми номерами, что противоречит статье 5 Закона N 218-ФЗ. При этом судами учтено, что в ЕГРН в отношении подлежащих исключению из ЕГРН объектов содержатся записи о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных и способ устранения нарушенного права общества "Теплосервис" во внесудебном порядке отсутствует, поскольку исправление технической ошибки возможно только по инициативе Управления Росреестра по Челябинской области и Управления муниципальной собственности администрации города Троицка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 апреля 2024 г. N Ф09-101/24 по делу N А76-28633/2021