Екатеринбург |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А71-20801/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.,
при ведении протокола помощником судьи Кондратьевой К.А. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" (далее - фонд, заявитель) и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2023 по делу N А71-20801/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики и веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", приняли участие представители:
фонда - Хасанова О.Г. (паспорт, доверенность 09.01.2023), Ситник А.Н. (паспорт, доверенность 09.01.2023, диплом);
учреждения - Сибгатуллин Р.Р. (паспорт, доверенность от 22.12.2023 N 05-07/419), Евсеева О.И. (паспорт, доверенность от 25.12.2023 N 54-02-19/26), Гильмутдинов Р.Р. (паспорт, доверенность от 25.12.2023 N 54-02-19/28), Шафигуллина Н.М. (паспорт, доверенность от 09.01.2024 N 55-02-14/29, диплом);
Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике - Гривкова Н.А., (паспорт, доверенность от 15.08.2022), Глазырин О.В. (паспорт, доверенность от 05.04.2024);
Правительства Удмуртской Республики - Ломаева Л.М., (паспорт, доверенность от 13.03.2023, диплом).
Фонд обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее - Управление, казначейство) о признании недействительным пунктов 3, 5, 6, 8 резолютивной части представления от 01.11.2022 N 13-19-08/8 (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: учреждение, Правительство Удмуртской Республики (далее - правительство), общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - общество "Союз"), общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - общество "Лидер").
Решением суда от 29.08.2023 (судья Бушуева Е.А.) требования заявителя удовлетворены частично, пункты 3 и 6 оспариваемого представления признан недействительными, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 (судьи Шаламова Ю.В., Герасименко Т.С., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд выражает несогласие с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований и просит об их отмене, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам дела.
Настаивая на доводах, ранее озвученных в судах первой и апелляционной инстанции, фонд считает необоснованным вменение ему факта оплаты работ, объем которых не соответствует фактически выполненным (пункт 5), а также ограничение его в возможности заимствования денежных средств, внесенных собственниками одних домов для проведения капитального ремонта в других домах, включенных в данный момент в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную в субъекте РФ (пункт 8).
Оспаривая вмененный факт расхождения в объемах материалов, фактически использованных при проведении работ по устройству разряженной обрешетки, с предусмотренными в сметной документации, утверждает о том, что акты КС-2 по многоквартирным домам, явившимся предметом проверки, не содержат информацию о фактически использованных материалах в кубических метрах по обрешетке с прозорами; акты КС-2 в соответствии с примененной Федеральной единичной расценкой на вид работ "Смена обрешетки с прозорами: из брусков толщиной 50 мм и выше" ФЭРр58-18-3 содержат исключительно информацию о стоимости смены обрешетки с прозорами с единицей измерения - 100 квадратных метров.
В связи с этим фонд полагает, что выводы по контрольным обмерам разряженной обрешетки с прозорами из бруска толщиной 50 мм и выше сделаны специалистами учреждения с нарушениями норм действующего законодательства.
Ссылается на неясность формулировок резолютивной части пункта 8 предписания и выражает непонимание того, какие действия фонду следует предпринять для устранения нарушения. Вывод учреждения и судов о том, что заимствованные денежные средства не будут возвращены в фонд до окончания срока действия региональной программы считает предположительными.
Учреждение также обращается с кассационной жалобой, в которой выражает несогласие с решением суда и постановлением апелляционного суда, принятыми по настоящему делу, полагая необходимым их отменить в части удовлетворения требований заявителя.
По мнению учреждения, пункт 3 оспариваемого предписания является законным, поскольку заявитель нарушил порядок формирования цен в проектно-сметной документации, допустив использование в локальных сметных расчетах индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ в текущие цены, утвержденные протоколами Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, вместо индексов изменения стоимости строительства, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, а также не обеспечил проверку экономической обоснованности и разумности цен, заложенных подрядчиком в документацию инженерных и технических решений, что привело к неэффективному расходованию средств фонда.
Полагает, что стоимость работ, указанных в локально сметных расчетах должна определяться с учетом индексов, рекомендованных в письме Минстроя России от 14.06.2021 N 24532-ИФ/09.
Правительство представило отзыв на кассационные жалобы фонда и учреждения, в котором поддержало доводы заявителя относительно пунктов 5 и 8 представления, выразив сомнения в достоверности полученных учреждением результатов замера и расчета объема материалов, фактически использованных при проведения ремонтных работ и указав на недоказанность того, что достижение результата возможно было с применением меньшего объема материалов.
Фонд также представил отзыв на кассационную жалобу учреждения, в которой поддержал выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах и касающиеся пункта 3 оспариваемого представления, просил в этой части оставить решение суда и постановление апелляционного суда без изменения, жалобу учреждения - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 23.05.2022 по 22.09.2022 казначейством проведена выездная проверка предоставления и использования фондом средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2021 году.
По результатам проверки казначейством составлен акт от 01.11.2022, и вынесено оспариваемое представление, в соответствии с которым фонду предписано:
- принять меры по возврату подрядными организациями суммы переплат в размере 9 672 181,04 руб. (из них: обществом "Союз" - 106 844,80 руб.; обществом "Лидер" - 9 565 336,24 руб.) за выполненные в 2021 году работы, стоимость которых завышена в результате неверного применения индексов перевода в текущие цены, на счета фонда, открытые в целях формирования фонда капитального ремонта, и представить в казначейству документы, подтверждающие возврат средств, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения, в срок до 22 сентября 2023 года (пункт 3);
- усилить контроль за соответствием объемов фактически используемых материалов объемам материалов, отраженным в актах выполненных работ в составе расценок, принять меры по устранению причин и условий нарушения, в срок до 22 сентября 2023 года (пункт 5);
- не допускать приемку и оплату выполненных работ в многоквартирных домах, относящихся к текущему ремонту, за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт, принять меры по устранению причин и условий нарушений, в срок до 22 сентября 2023 года (пункт 6);
- обеспечить контроль за соблюдением предельного срока возвратности задолженности за капитальный ремонт, образованной в результате заимствования средств взносов собственников других многоквартирных домов, не допускать в дальнейшем образование задолженности многоквартирных домов, которую собственники не смогут возместить региональному оператору за счет последующих взносов на капитальный ремонт, принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 22 сентября 2023 года (пункт 8).
Несогласие заявителя с указанными пунктами представления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суды частично удовлетворили требования, признав недействительным представление в части пунктов 3 и 6, поскольку пришли к выводу о законности действий фонда по оплате работ исходя из сметных нормативов и расценок, установленных проектно-сметной документацией, утвержденной при проведении конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и прошедшей соответствующую экспертизу достоверности.
По остальным пунктам суды поддержали позицию учреждения, посчитав факты нарушения доказанными, а обязательства, возложенные на фонд с целью их устранения - законными и не нарушающими прав последнего.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах и возражениях на них, полагает, что основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 186 ЖК РФ контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансовобюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение) является Федеральное казначейство.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092), в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, и в случае выявления нарушений - направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 68 Правил N 1092).
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ фонд являясь региональным оператором осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
При этом в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).
Фонд заключает договоры и привлекает подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
Фонд несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными им (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, фонд осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту МКД, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ.
По результатам проверки в пункте 3 оспариваемого представления казначейство пришло к выводу о неэффективном расходовании фондом средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, оплате работ в завышенных размерах, в связи с использованием в проектно-сметной документации индексов пересчета стоимости строительно-монтажных работ в текущие цены, предусмотренных протоколам Минстроя Удмуртской Республики от 25.03.2021 N 01-21 и от 25.06.2021 N 02-21 и не включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметные нормативы - это сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
В силу части 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
Пунктом 4 Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 24.10.2017 N 1470/пр, предусмотрено, что реестр формируется посредством включения в него сведений и справочной информации, необходимых для определения сметной стоимости строительства, включая сведения об утвержденных сметных нормативах, о внесении изменений в такие нормативы, о признании сметных нормативов не подлежащих применению, информацию об индексах изменения сметной стоимости строительства (далее - сведения о сметных нормативах, справочная информация).
Исходя из вышеуказанных правовых норм, суды правомерно заключили, что индексы изменения сметной стоимости строительства являются справочной информацией и предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 - 1.3 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу пункта 21 Методических рекомендаций по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (приложение к письму Казначейства России от 27.06.2018 N 07- 04-05/21-13279), наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что перед проведением конкурсов на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональную программу, проектно-сметная документация, разработанная фондом, прошла негосударственную экспертизу своей достоверности, в том числе в части определения стоимости строительно-монтажных работ, которая включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов. С соответствующей целью фондом привлекалась автономная некоммерческая организация "Удмуртский региональный центр ценообразования в строительстве", которая по результатам проведенных экспертиз представила заключения о достоверности определения сметной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 49 ГрК РФ и общим правилом неизменности цены договора о проведении капитального ремонта, закрепленным гражданским законодательством и Положением N 615, принимая во внимание разъяснения Союза инженеров-сметчиков от 17.12.2018 Nб/н, суды пришли к верному выводу о том, что при наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, у казначейства отсутствовали основания для проведения дополнительной проверки правильности применения сметных нормативов, в связи с чем пункт 3 представления является недействительным.
При этом оценивая данный пункт по существу и отклоняя доводы казначейства о необходимости применения индексов перевода цен в текущие, предусмотренные Письмами Минстроя России от 12.02.2021 N 5363-ИФ/09 и от 14.06.2021 N 24532-ИФ/09, суды, обращая внимание на то, что согласно приказам Министерства строительства и ЖКХ РФ от 13.04.2017 N 710/пр, от 13.01.2020 N 2/пр сметные нормативы подлежат утверждению приказами Министерства, признали индексы изменения сметной стоимости строительства, содержащиеся в письмах Министерства, не относящимися к сметным нормативам.
Кроме того, суды отметили, что федеральный реестр сметных нормативов содержит укрупненные индексы и не содержит индексов для расчета стоимости работ по отдельным статьям затрат, в связи с чем их применение при расчетах может привести к искажению стоимости, не соответствию полученных результатов динамике роста цен на рынке строительных услуг.
При таких обстоятельствах, удовлетворение судами требований заявителя в этой части является правомерным.
В остальной части, касающейся пунктов 5 и 8 оспариваемого представления, суд округа полагает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы и требований фонда отсутствуют.
Пунктом 5 фонду вменяется оплата работ в завышенном размере по причине несоответствия между объемом материала, фактически примененного подрядчиками при устройстве обрешетки с прозорами (деревянных брусков с размерами в сечении 50x50мм), и объемом материала, принятого к оплате фондом по актам выполненных работ.
Учреждением в ходе контрольного обмера обнаружено, что на единицу измерения обрешетки с прозорами (кв.м.) объем использованного подрядчиками материала - деревянных брусков с размерами в сечении 50x50мм (куб.м) меньше объема, предусмотренного сметными нормами и оплаченного фондом.
Доводы заявителя о нарушении учреждением порядка проведения контрольных замеров и недостоверности полученных результатов, суды признали документально неподтвержденными, в связи с чем согласились с выводом заинтересованного лица о том, что фонд допустил оплату материала фактически отсутствующего на объектах.
Оценивая характер обязательств, возложенных на фонд в связи с выявлением данного нарушения, выраженных в необходимости усилить контроль за соответствием объемов фактически используемых материалов объемам материалов, отраженным в актах выполненных работ в составе расценок, суды сочли их не нарушающими прав заявителя и не порождающими для него каких-либо негативных последствий, поскольку контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации и так является прямой обязанностью фонда в силу статьи 180 ЖК РФ, а обжалуемым пунктом фонду по сути предлагается выбрать наиболее эффективные способы осуществления такого контроля. Кроме того суды учли, что до настоящего момента меры ответственности за неисполнение указанной обязанности к фонду не применялись.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о понуждении фондом заявителя к совершению каких-либо конкретных активных действий или воздержания от них, суды в материалах дела не обнаружили.
Пунктом 8 оспариваемого представления фонду вменяется невыполнение условия о возвратности средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, и заимствованных для проведения капитального ремонта в других домах, в сумме 93 575 330,96 руб.
Суды, признавая данный пункт законным, а нарушение - установленным, руководствовались частью 4 статьи 179 ЖК РФ и исходили из того, что до конца 2048 г. - окончания срока реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186 денежные средства в указанной сумме, которые были внесены собственниками одних домов, а потрачены на ремонт других, фактически останутся невозмещенными; при условии неизменности размера взносов на капитальный ремонт и отсутствия других работ по капитальному ремонту указанных 82 домов их собственники не смогут произвести погашение указанной задолженности.
Кроме того 15 их 82 домов к моменту проверки исключены из Региональной программы капитального ремонта в связи с признанием аварийными, соответственно уплата жителями данных домов взносов на капитальный ремонт не производится. Таким образом, 3 493 898,68 руб., заимствованные для ремонта этих домов, никогда не будут возвращены его жителями в фонд.
В соответствии с частью 4 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Согласно пункту 10.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" часть 4 статьи 179 ЖК РФ, по своему буквальному смыслу, не обязывает регионального оператора получать согласие на распоряжение средствами фонда капитального ремонта у собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих его на счете, счетах этого регионального оператора, - иное не соответствовало бы экономическим принципам, лежащим в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями.
Вместе в тем, как следует из ее положений, региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 ЖК РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 ЖК РФ, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В части 1 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики. Срок реализации программы установлен на 2014-2048 гг. В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта утверждаются краткосрочные (сроком на три календарных года) планы реализации Программы.
Принцип возвратности средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, использованных для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, установлен Законом Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике; согласно его положениям предельный срок возвратности составляет 10 лет.
Тем не менее данные положения фондом при реализации программы проведения капитального ремонта не учтены, доказательств, подтверждающих принятие мер, способствующих будущему возмещению изъятых средств и создающих условия для этого фонд судам не представил.
В представлении казначейство предложило заявителю обеспечить контроль за соблюдением своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счетах регионального оператора, и выполнения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике. Принять меры по устранению причин и условий нарушений.
Признавая данный пункт призывающим фонд к соблюдению в своей деятельности норм законодательства в дальнейшем, суды также сочли его не нарушающим прав и законных интересов заявителя, исполнимым и предоставляющим последнему широкую дискрецию в выборе способов и механизмов исполнения, тем самым не нашли оснований считать его незаконным.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подробно были рассмотрены и оценены нижестоящими судами; результаты оценки, а также мотивированные обоснования отклонения этих доводов отражены в судебных актах.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2023 по делу N А71-20801/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В части 1 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2024 г. N Ф09-919/24 по делу N А71-20801/2022