Екатеринбург |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А07-24970/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.09.2023 по делу N А07-24970/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон Молодежный" (далее - общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, административный орган) о признании недействительным постановления от 12.07.2023 о назначении административного наказания по делу N 23-1273-529 (далее - постановление), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.09.2023 требования удовлетворены, суд признал незаконным и отменил постановление.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить, полагая, что они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы комитетом приведены доводы о том, что в ходе документарной проверки в отношении общества выявлены нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Джалиля Киекбаева, д. 17 (далее - МКД), что подтверждается актом проверки от 08.06.2023 N 02230942000006318396.
Указывает, что в период подготовки к зимнему отопительному сезону 2022-2023 годов управляющая организация не приняла мер для допуска узла учета тепловой энергии в МКД до коммерческого учета. Представленные акты от 09.11.2022 свидетельствуют о том, что узлы учета тепловой энергии приняты до коммерческого учета, лишь в ноябре 2022 года, тогда как отопительный сезон начался в сентябре 2022 года.
Комитет считает, что датой совершения правонарушения является день, когда лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, выявлено указанное правонарушение. Следовательно, срок привлечения общества к административной ответственности комитетом солюден.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1150280011860, основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Общество осуществляет, в том числе управление спорным МКД.
В связи с поступившими обращениями граждан комитетом на основании решения от 30.05.2023 N ГК02-1273Р в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена документарная проверка в отношении общества. Результаты проверки отражены в акте от 08.06.2023, которым зафиксировано нарушение обществом требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), поскольку в период подготовки к зимнему отопительному сезону 2022-2023 годов узел учета тепловой энергии указанного находящегося в управлении общества МКД не допущен до коммерческого учета.
Проверкой также установлено, что МКД оборудован тремя узлами учета тепловой энергии, общедомовыми приборами учета тепловой энергии ТСРВ-024 (заводской номер N 80356). Согласно актов периодической проверки (первичный) от 09.11.2022, от 29.11.2022:
- первый узел учета тепловой энергии - приборы, оборудование, техническая документация узла учета соответствует проекту от 2013 года N ПРС/320775285, согласованному с энергоснабжающей организацией письмом (штампом) от 24.03.2014 N 156-1950, действующим правилам, нормам, техническим условиям, узел допущен в эксплуатацию до 09.11.2023;
- второй узел учета тепловой энергии - приборы, оборудование, техническая документация узла учета соответствует проекту от 2013 года N ПРС/320775283, согласованному с энергоснабжающей организацией письмом (штампом) от 24.03.2014 N 156-1950, действующим правилам, нормам, техническим условиям, узел допущен в эксплуатацию до 29.11.2023;
- третий узел учета тепловой энергии - приборы, оборудование, техническая документация узла учета соответствует проекту от 2013 года N ПРС/320775283, согласованному с энергоснабжающей организацией письмом (штампом) от 24.03.2014 N 156-1950, действующим правилам, нормам, техническим условиям, узел допущен в эксплуатацию до 09.11.2023.
Ресурсоснабжающей организацией является общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети".
В период подготовки к зимнему отопительному сезону 2022-2023 годов общество не приняло мер для допуска узла учета тепловой энергии указанного многоквартирного дома до коммерческого учета. В связи с указанным размер платы за отопление определялся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса и нормативу.
Уведомлением от 08.06.2023 общество извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 09.06.2023 для участия в составлении протокола об административном правонарушении по факту выявленного нарушения.
Комитетом 09.06.2023 в отношении общества в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении по делу N 23-1273-529 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Определением от 19.06.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 12.07.2023.
Комитетом 12.07.2023, в присутствии представителя общества, вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Несогласие общества с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отменяя постановление комитета, исходил из доказанности состава вменяемого правонарушения в действиях (бездействии) общества, но установления также и того факта, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ., в кассационном порядке указанные обстоятельства не опровергнуты.
Между тем, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вменяемое административное правонарушение не является длящимся. Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения комитетом дела об административном правонарушении истек.
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
На основании абзаца 2 пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем 3 настоящего пункта.
В силу абзаца 3 пункта 19 указанного постановления административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
В рассматриваемом случае обществу вменено в вину неисполнение обязанности по постановке на коммерческий учет узлов учета тепловой энергии многоквартирного дома до начала отопительного сезона 2022-2023 годов (сентябрь 2022 года).
Судами установлено и административным органом не опровергнуто, что узлы учета МКД допущены к коммерческому учету актами от 09.11.2022, от 29.11.2022.
В соответствии с указанными нормами суды верно указали, что оснований для признания общества нарушившим указанные административным органом нормативные требования после указанных дат не имеется в силу того, что рассматриваемое нарушение не является длящимся, так как окончено 29.11.2022.
Соответственно, на момент вынесения постановления 12.07.2023 установленный законом двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного в вину обществу правонарушения истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
В связи с указанным, выводы судов о том, что постановление является незаконным и подлежит отмене, являются правильными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы комитета не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.09.2023 по делу N А07-24970/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
На основании абзаца 2 пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем 3 настоящего пункта."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2024 г. N Ф09-2032/24 по делу N А07-24970/2023