Екатеринбург |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А71-4441/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Сидоровой А. В., Селивёрстовой Е. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2023 по делу N А71-4441/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания" (далее - общество "Городская УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Публичному акционерному обществу "Т Плюс" филиал "Удмуртский" (далее - общество "Т Плюс") о взыскании 182 937 руб. 23 коп. убытков.
Определением от 22.05.2023 судом объединены в одно производство судебные дела N А71-4898/2023, N А71-4441/2023 для их совместного рассмотрения с присвоением единого номера дела N А71- 4441/2023 (часть 2.1 статья 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 решение оставлено без изменения.
Общество "Городская УК" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названные решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение Арбитражный суд Удмуртской Республики.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно применены статьи 469, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения пункта 50 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92, подпункта "б" пункта 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", (далее - Правила N 1034), пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", далее - Правила N 808, в соответствии с которыми на теплоснабжающей организации лежит обязанность по соблюдению температурных графиков на вводе в дома и поставке такого количество тепловой энергии, которое необходимо потребителю.
Общество "Городская УК" полагает, что несоответствие объема поставленной тепловой энергии в точке поставки согласованным сторонами требованиям свидетельствует о поставке излишней тепловой энергии в январе 2023 года; факт подачи тепловой энергии с превышением температуры теплоносителя подтверждается отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу, общество "Т Плюс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между обществом "Городская УК" и обществом "Т Плюс" заключен договор от 21.03.2016 N К2531 в редакции постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 по делу N А41- 44405/2016.
Истец, ссылаясь на пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Далее - Правила N 354, полагает, что температура теплоносителя при движении от центрального теплового пункта (далее - ЦТП) до многоквартирного дома (далее - МКД) повышаться не может, возможно лишь ее понижение, следовательно, на вводе в МКД температура теплоносителя не должна быть выше температуры, соответствующей в зависимости от температуры наружного воздуха температурному графику на источнике тепловой энергии, при этом, согласно ведомости потребления тепловой энергии в период с января 2021 года по май 2022 года температура теплоносителя превышала соответствующую температуру по температурному графику.
Превышение температуры на вводе в МКД, а соответственно и на источнике тепловой энергии, автоматически ведет к поставке тепловой энергии, превышающей потребности МКД в тепловой энергии и к нарушению условий договора теплоснабжения.
Возможность постоянно регулировать температуру теплоносителя с помощью смены сопел каждый раз при подаче теплоносителя с нарушением графика температур у истца отсутствует, в результате МКД получает больше тепла, чем предусмотрено договором теплоснабжения.
Стоимость этой тепловой энергии является прямыми убытками общества "Городская УК", завышение температуры теплоносителя сверх предусмотренной температурным графиком и завышение температуры в квартирах не связаны с нарушением качества коммунальной услуги отопление, а является только нарушением условий договора теплоснабжения и излишней поставкой товара, который истец не может не принять.
Истцом произведен расчет стоимости излишне поставленной тепловой энергии за январь 2021 года - май 2022 года, согласно которому отклонение температуры теплоносителя в руб. составляет - 182 937 руб. 23 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что для расчета снижения платы за некачественную услугу отопления необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствами и нормам права.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пункту 12 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с РСО договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, (далее - Правила N 124), в договоре ресурсоснабжения в числе прочего предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, РСО несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД.
Пунктом 2 статьи 13, пунктами 1, 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что потребление тепловой энергии осуществляется на основании договоров теплоснабжения, в которых стороны согласовывают объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставке снабжающей организацией и приобретению потребителем; параметры качества теплоснабжения и ответственность за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила N 354 устанавливают обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт а) пункта 31 данных Правил).
Утверждение общества "Городская УК" о поставке теплоносителя температурой выше предусмотренной договором и определенной законодательно, свидетельствует о предъявлении им претензий именно в отношении качества поставляемого истцом ресурса по критерию температуры теплоносителя.
Согласно подпункту "д" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами N 354 к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях МКД.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - +20 (+22) °C; в других помещениях - в соответствии с ГОСТ Р 51617-2000 (ГОСТ утратил силу, но в норме указан). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00.00 до 05.00 часов) - не более 3° C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4° C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.
Необходимым фактором для квалификации услуги "отопление" как некачественной является температура внутри жилого помещения, при этом Правила регламентируют порядок замера температуры и соответствие измерительных приборов требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96) - тоже утратил силу, принят "ГОСТ 30494-2011".
Согласно пункту 3 Правил N 1034 под качеством тепловой энергии следует понимать совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением.
В соответствии с пунктом 105 названных Правил контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем.
Разделом X Правил N 354 определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В пункте 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в пункте 14 и 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 104 Правил N 354 в случае обнаружения коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 105 Постановления N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
Согласно пункту 108 Постановления N 354 в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Время проверки назначается не позднее 2-х часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
В соответствии с пунктом 109 Постановления N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указывается дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, используемые в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Между тем, истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, и установив, что акты замера температур в течение искового периода в каждом МКД потребителем представлены, при этом ни об одном факте нарушения качества отопления управляющая компания в нарушение пункта 108 Правил N 354 ресурсоснабжающую организацию не уведомляла, суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание пояснения представителя общества "Городская УК" о том, что перерасчет платы за некачественный коммунальный ресурс населению им не производился и расчетные документы предъявлены населению с учетом фактического объема теплопотребления МКД, суды нижестоящих инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела факта причинения истцу убытков.
Вопреки доводам заявителя жалобы, оснований полагать, что судами нарушены правила оценки доказательств, установленные статьей 71 АПК РФ, у окружного суда не имеется, а каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами, доказательства заявителем кассационной жалобы не приведено.
Суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из того, что показателем качества коммунальной услуги отопления являются параметры температуры воздуха в жилом помещении, а не температура теплоносителя в подающем трубопроводе системы теплоснабжения, при этом для расчета снижения платы за некачественную услугу необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Надлежащих доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и свидетельствующих о нарушении качества коммунальной услуги отопления внутри квартир в связи с ненадлежащим исполнением обязательств обществом "Т Плюс", при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций представлено не было (статьи 8, 9, 65, 66 АПК РФ).
Суды обосновано отметили, что сам по себе факт превышения температуры теплоносителя температурному графику не является достаточным основанием для снижения размера платы за отопление, нарушение согласованного сторонами графика (в сторону увеличения) подтверждает лишь причину перетопа, последствия данного обстоятельства не безусловны, в зависимости от технического и иного состояния отапливаемых помещений перетоп может как привести, так и не привести к превышению температуры воздуха внутри помещений.Ориентируясь только на несоответствие параметров теплоносителя на отопление утвержденному графику, оснований сделать вывод о том, что температурный режим всех помещений был одинаково нарушен, что позволяет рассчитать стоимость снижения платы за отопление применительно ко всему объему теплоэнергии, поставленной в МКД в соответствующий день, не имеется.
Иного заявителем жалобы не доказано (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, в условиях недоказанности ответчиком совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных для признания обоснованным требования о возмещении убытков, суд кассационной инстанции считает отказ в удовлетворении иска по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку сводятся к простому несогласию заявителя жалобы с результатами исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, тогда как переоценка таковых выходит за рамки компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных нормами статей 286 - 288 АПК РФ, а потому является недопустимой (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2023 по делу N А71-4441/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 109 Постановления N 354 по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указывается дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, используемые в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Между тем, истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, и установив, что акты замера температур в течение искового периода в каждом МКД потребителем представлены, при этом ни об одном факте нарушения качества отопления управляющая компания в нарушение пункта 108 Правил N 354 ресурсоснабжающую организацию не уведомляла, суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание пояснения представителя общества "Городская УК" о том, что перерасчет платы за некачественный коммунальный ресурс населению им не производился и расчетные документы предъявлены населению с учетом фактического объема теплопотребления МКД, суды нижестоящих инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела факта причинения истцу убытков.
...
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку сводятся к простому несогласию заявителя жалобы с результатами исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, тогда как переоценка таковых выходит за рамки компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных нормами статей 286 - 288 АПК РФ, а потому является недопустимой (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 апреля 2024 г. N Ф09-9656/23 по делу N А71-4441/2023