Екатеринбург |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А07-38735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Краснобаевой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2023 по делу N А07-38735/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество "Учалинский ГОК") - Тулебаева Г.Р. (доверенность от 10.01.2022 N 110), Ягудин Р.Р. (доверенность от 04.09.2023 N 273).
Общество "Учалинский ГОК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо - Министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в письме N МО4О-05-61-СХ-1067 от 16.11.2022, в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 земельных участков с кадастровыми номерами 02:48:090402:170, 02:48:090402:171, 02:48:090402:3 в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках и об обязании в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения направить проекты дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Департамент по недропользованию по приволжскому федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, публично-правовая компания "Роскадастр".
Решением суда от 09.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Министерства, выраженный в письме N МО4О-05-61-СХ-1067 от 16.11.2022, в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 земельных участков с кадастровыми номерами 02:48:090402:170, 02:48:090402:3 в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках. Обязал Министерство в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда, направить в адрес общества "Учалинский ГОК" проекты дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:090402:170 площадью 35471 кв. м и договору аренды N 16-10-61зем от 22.01.2010 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:090402:3 общей площадью 505000 кв. м в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, полагая, что регулирование вопросов в части рубки деревьев не относиться к полномочиям и функциям Минземимущества РБ согласно Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 31.01.2014 N 35. Заявитель жалобы указывает, что поскольку в указанных договорах аренды, положения, разрешающие рубку деревьев на земельном участке, отсутствуют, то в целях надлежащего и единообразного применения положений законодательства Республики Башкортостан, исполнения сущности и смысла, заложенного законодателем, к отношениям, возникшим из договора аренды, но аналогии закона применяются нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244, то есть заявителю необходимо было согласовать рубку деревьев на предоставленном в аренду для целей недропользования на земельном участке с компетентным органом в соответствии с установленной законом процедурой. Решением Совета Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 350 утверждено Положение о порядке вырубки деревьев и кустарников на земельных участках, находящихся в ведении муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, не входящих в земли государственного лесного фонда Российской Федерации. Положение регулирует отношения, возникающие при вырубке деревьев и кустарников на территории муниципального района Учалинский район и обязательно для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от права пользования земельным участком, то есть Положение распространяется и на договоры аренды земельных участков, заключенных с обществом "Учалинский ГОК". Таким образом, действие положения распространяется на вырубку деревьев, произрастающих на спорных земельных участках, соответственно, органом, ответственным за выдачу такого разрешения, является Администрация МР Учалинский район; кроме того, заявитель жалобы отмечает, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.04.2016 N 153 "Об утверждении типового (рекомендованного) перечня муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в Республике Башкортостан" предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников включено в перечень муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в Республике Башкортостан.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Учалинский ГОК" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и АО "Учалинский ГОК" (арендатор) заключен договор аренды от 22.11.2021 N 529-21-61зем находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно условий, которого арендатору предоставлены земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: РБ, Учалинский район, Кунакбаевский сельсовет (Юлдашевский карьер) с видом разрешенного использования: недропользование, общей площадью 235048 кв. м, в том числе:
- 35471 кв. м, с кадастровым номером N 02:48:090402:170;
- 199577 кв. м, с кадастровым номером N 02:48:090402:171.
Между обществом "Учалинский ГОК" и администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в лице председателя Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Учалинскому району и г. Учалы 22.01.2010 заключен договор аренды N 16-10-61зем, находящегося в государственной собственности земельного участка (далее - договор аренды 2) с кадастровым номером 02:48:090402:3, находящейся по адресу: РБ, Учалинский район, Кунакбаевский сельсовет (Юлдашевский карьер) с видом разрешенного использования: недропользование, общей площадью 505 000 кв. м.
Земельные участки предоставлены обществу "Учалинский ГОК" в целях недропользования для добычи известняков открытым способом на Юлдашевском месторождении, согласно лицензии от 24.04.2000 серии УФА 00784 ТЭ (зарегистрирована Управлением по недрам РБ 24.04.2000 в реестре за N 784), сроком действия - 31.12.2027.
Согласно пункту 6.5 Лицензии общество по охране окружающей среды обязано обеспечить строительство и эксплуатацию очистных сооружений, пылеулавливающих устройств и иных защитных сооружений, препятствующих попаданию вредных веществ, образующихся на производстве, в окружающую среду.
В целях исполнения вышеуказанного пункта Лицензии обществом разработана проектно-сметная документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз, получено разрешение на строительство северного пруда испарителя, заключены договоры для строительства северного пруда испарителя на арендуемых землях.
Однако на вышеуказанных земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, которую необходимо вырубить для строительства объектов. Договором аренды право на вырубку лесных насаждений прямо не предусмотрено.
Письмами от 21.10.2022 исход. N 23-490, 23-491 общество "Учалинский ГОК" обратилось в Отдел по Учалинскому району и городу Учалы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с просьбой предоставить разрешение на рубку лесных насаждений на арендуемых земельных участках путем внесения соответствующих изменений в действующие договора аренды 1, 2.
Письмом Министерства N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 обществу "Учалинский ГОК" отказано в заключении дополнительных соглашений со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению. Этим же письмом заявителю рекомендовано обратиться в администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в соответствии с порядком вырубки деревьев и кустарников, утвержденным решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 350.
Однако, как следует из материалов дела, ранее общество обращалось в администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Письмом от 16.07.2021 N 01-19/4159 администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан отказала в выдаче разрешения, сославшись на то, что зеленые насаждения, находящиеся на вышеуказанных земельных участках и не относящиеся к лесному фонду на балансе администрации не состоят, соответственно выдать разрешение на вырубку деревьев (порослей) не имеет права.
Полагая, что решение Министерства, изложенное в письме N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 об отказе в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 нарушает права общества "Учалинский ГОК" на использование земельного участка, общество "Учалинский ГОК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что отказ Министерства в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010, изложенный в письме N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022, противоречит положениям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Статья 39.35 ЗК РФ предусматривает, что в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: 1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; 2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.
Подпунктом в) пункта 8 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244) установлено, что решение о выдаче разрешения должно содержать согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте "з" пункта 3 настоящих Правил).
Из положений указанных норм следует, что вопросы, связанные с порядком использования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, разрешаются в выдаваемом уполномоченным органом разрешении, которое должно содержать согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка из состава земель промышленности.
Использование земельного участка, в том числе рубка деревьев, кустарников, осуществляемые на основании разрешений, выдаваемых на основании Правил N 1244, влекут обязанности пользователя по выполнению работ по рекультивации земель или земельных участков.
Ограничения согласования в разрешении рубки вновь связаны законодателем с наличием прямого запрета в законодательстве Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на рубку и (или) ограничение рубки на земельном участке из состава земель промышленности.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что в аналогичных отношениях - использование земельного участка из состава земель промышленности в целях, предусмотренных законом, в случае необходимости осуществления рубок деревьев и кустарников, расположенных в границах земельных участков указанной категории, согласование такой возможности ограничено наличием проекта рекультивации, возложением на пользователя обязанности по рекультивации, отсутствием предусмотренного в законодательстве запрета на рубку.
Судами установлено, что спорный земельный участок, предоставленный обществу в аренду, не относится к землям лесного фонда, право собственности на него не разграничено. Препятствием для урегулирования спорных правоотношений является отсутствие предусмотренных законодательством полномочий Минземимущества РБ и порядка выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях промышленности.
Постановлением Правительства от 26.04.2019 N 516 федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование предложено предусматривать в соответствующих договорах возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель признает необходимость и возможность урегулирования спорных правоотношений по рубке лесных насаждений для обеспечения использования земель промышленности в соответствии с их разрешенным использованием, при отсутствии прямо установленного запрета в законодательстве Российской Федерации или субъекта Российской Федерации
Кроме того, системное толкование статей 328, 611 и 614 ГК РФ свидетельствует о том, что договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользоваться арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Поскольку арендодатель в момент невозможности использования арендованного имущества не осуществляет какого-либо предоставления, то он теряет право на получение арендной платы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 302- ЭС-14-735, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
В данном случае необходимо учитывать, что основной обязанностью арендодателя является обеспечение арендатору пользования вещью в соответствии с ее назначением. Невозможность обеспечения со стороны арендодателя пользования земельным участком в целях, согласованных договором аренды, при наличии выданной в установленном законом порядке лицензии на право недропользования, безусловно, нарушает права арендатора.
При этом бездействие собственника земельного участка, в том числе связанное с тем, что он не может обеспечить такое пользование, но не предпринимает действий, направленных на прекращение отношений с арендатором, получая выгоды от предоставления объекта аренды, порождает недопустимую правовую неопределенность для арендатора, что не отвечает конституционным принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Изложенное не должно приводить к правовой неопределенности арендатора и недропользователя, имеющего разумные ожидания относительно согласованности, а не противоречивости действий собственника земельного участка, оценившего его как соответствующего условиям договора аренды и выдавшего соответствующую лицензию.
Судами установлено, что заявителю выдано разрешение на строительство N 02-RU03548000-15-2021 объекта капитального строительства на доработку Юлдашевского месторождения известняка открытым способом, строительство Северного пруда-испарителя, автомобильной дороги на спорных земельных участках, что подразумевает под собой очистку спорных земельных участков от деревьев и кустарников с последующим снятием почвенного слоя.
По условиям пунктов 1.1 спорных договоров аренды общество "Учалинский ГОК" обязано использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами, не причиняющими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, спорные земельные участки предоставлены обществу для целей недропользования - под Юлдашевский известняковый карьер, по лицензии, что прямо следует из пункта 1.1 договора аренды.
По условиям пункта 5.5 договора аренды и примечания 1 к нему прямо следует, что общество "Учалинский ГОК" вправе осуществить указанные действия, но по окончании работ, связанных с пользованием недрами, обязано провести рекультивацию.
Между тем договором аренды право на рубку лесных насаждений прямо не предусмотрено.
Соответственно, общество "Учалинский ГОК" является лицом, обязанным по внесению арендной платы, которая установлена для него как для недропользователя.
Судами принят во внимание факт обращения заявителя к Администрации как к лицу, непосредственно заключившему договор аренды, с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Кроме того, судами принят во внимание факт обращения общества "Учалинский ГОК" в Отдел по Учалинскому району и городу Учалы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с просьбой предоставить разрешение на рубку лесных насаждений на арендуемых земельных участках, путем внесения соответствующих изменений в действующие договора аренды 1,2.
В рассматриваемом случае собственник земельного участка в лице уполномоченного органа не предпринимает действия, которые позволят устранить для арендатора правовую неопределенность и использовать земельный участок для целей, согласованных в договоре аренды, и при этом не прекращает правоотношения, получает от арендатора выгоду от предоставления земельного участка в аренду. Уклонение Министерства от внесения изменений в договоры аренды земельных участков, уполномочивающих арендатора осуществлять рубку деревьев, кустарников, произрастающих на участках, нарушает права и законные интересы арендатора, поскольку такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.
С учетом изложенного суды правомерно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Министерства в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках. Суды обоснованно указали, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя является возложение на Министерство обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем направления в адрес общества "Учалинский ГОК" проектов дополнительных соглашений к договорам аренды в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что обществу "Учалинский ГОК" необходимо было согласовать рубку деревьев на предоставленном в аренду для целей недропользования земельном участке с компетентным органом в соответствии с установленной законом процедурой, судами рассмотрены и обоснованно отклонены со ссылкой на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516, которым установлена обязанность исполнительных органов власти при заключении договора аренды земельных участков предусматривать в договоре возможность осуществления рубок деревьев, при этом из материалов дела следует, что общество предлагало министерству урегулировать данный вопрос, а также разрешить вопрос относительно реализации древесины путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды. Однако от заключения дополнительного соглашения Министерство отказалось, от разрешения поставленных обществом вопросов уклонилось.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы Управления не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2023 по делу N А07-38735/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства от 26.04.2019 N 516 федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование предложено предусматривать в соответствующих договорах возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель признает необходимость и возможность урегулирования спорных правоотношений по рубке лесных насаждений для обеспечения использования земель промышленности в соответствии с их разрешенным использованием, при отсутствии прямо установленного запрета в законодательстве Российской Федерации или субъекта Российской Федерации
Кроме того, системное толкование статей 328, 611 и 614 ГК РФ свидетельствует о том, что договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользоваться арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Поскольку арендодатель в момент невозможности использования арендованного имущества не осуществляет какого-либо предоставления, то он теряет право на получение арендной платы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 302- ЭС-14-735, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что обществу "Учалинский ГОК" необходимо было согласовать рубку деревьев на предоставленном в аренду для целей недропользования земельном участке с компетентным органом в соответствии с установленной законом процедурой, судами рассмотрены и обоснованно отклонены со ссылкой на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516, которым установлена обязанность исполнительных органов власти при заключении договора аренды земельных участков предусматривать в договоре возможность осуществления рубок деревьев, при этом из материалов дела следует, что общество предлагало министерству урегулировать данный вопрос, а также разрешить вопрос относительно реализации древесины путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды. Однако от заключения дополнительного соглашения Министерство отказалось, от разрешения поставленных обществом вопросов уклонилось."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф09-1304/24 по делу N А07-38735/2022