г. Челябинск |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А07-38735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2023 по делу N А07-38735/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" - Тулебаева Гузель Рамановна (паспорт, доверенность от 10.01.2022, срок действия три года, диплом),
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Шайдуллин Вадим Фирдаусович (паспорт, доверенность от 12.12.2023, срок действия до 31.12.2024, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель АО "Учалинский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо - Министерство, Минземимущество РБ) о признании незаконным отказа, выраженного в письме N МО4О-05-61-СХ-1067 от 16.11.2022, в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 земельных участков с кадастровыми номерами 02:48:090402:170, 02:48:090402:171, 02:48:090402:3 в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участка и об обязании в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения направить проекты дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 132-133).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Департамент по недропользованию по приволжскому федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2023 (резолютивная часть от 2.10.2023) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме N МО4О-05-61-СХ-1067 от 16.11.2022 в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 земельных участков с кадастровыми номерами 02:48:090402:170, 02:48:090402:3 в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участков.
Обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда направить в адрес акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" проекты дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:090402:170 площадью 35471 кв.м. и договору аренды N 16-10-61зем от 22.01.2010 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:090402:3 общей площадью 505000 кв.м. в части включения условий о вырубке деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что к основным полномочиям и функциям Минземимущества РБ согласно Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства РБ от 31.01.2014 N 35 не относится регулирование отношений по рубке деревьев. Податель жалобы также указывает, что поскольку в указанных договорах аренды, положения, разрешающие рубку деревьев на земельном участке, отсутствуют, Минземимущество РБ считает, что в целях надлежащего и единообразного применения положений законодательства РБ, исполнения сущности и смысла, заложенного законодателем, к отношениям, возникшим из договора аренды, но аналогии закона применяются нормы Постановления Правительства РФ от 27.1 1.2014 N 1244, то есть заявителю необходимо было согласовать рубку деревьев на предоставленном в аренду для целей недропользования на земельном участке с компетентным органом в соответствии с установленной законом процедурой. Решением Совета Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 350 утверждено Положение о порядке вырубки деревьев и кустарников на земельных участках, находящихся в ведении муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, не входящих в земли государственного лесного фонда Российской Федерации. Положение регулирует отношения, возникающие при вырубке деревьев и кустарников на территории муниципального района Учалинский район и обязательно для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от права пользования земельным участком, то есть Положение распространяется и на договоры аренды земельных участков, заключенных с АО "Учалинский ГОК". Таким образом, действие положения распространяется на вырубку деревьев, произрастающих на спорных земельных участках, соответственно, органом, ответственным за выдачу такого разрешения, является Администрация MP Учалинский район; кроме того, податель жалобы отмечает, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.04.2016 N 153 "Об утверждении типового (рекомендованного) перечня муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в Республике Башкортостан" предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников включено в перечень муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в Республике Башкортостан.
От Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От АО "Учалинский ГОК" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представленные отзывы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством (далее - Арендодатель) и АО "Учалинский ГОК" (Арендатор) заключен договор аренды от 22.11.2021 N 529-21-61зем (далее - договор аренды 1) находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно условий, которого арендатору предоставлены земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: РБ, Учалинский район, Кунакбаевский сельсовет (Юлдашевский карьер) с видом разрешенного использования: недропользование, общей площадью 235048 кв.м., в том числе:
- 35471 кв.м, с кадастровым номером N 02:48:090402:170;
-199577 кв.м, с кадастровым номером N 02:48:090402:171.
22.01.2010 между АО "Учалинский ГОК" и администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в лице председателя Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Учалинскому району и г. Учалы заключен договор аренды N 16-10-61зем, находящегося в государственной собственности земельного участка (далее - договор аренды 2) с кадастровым номером 02:48:090402:3, находящейся по адресу: РБ, Учалинский район, Кунакбаевский сельсовет (Юлдашевский карьер) с видом разрешенного использования: недропользование, общей площадью 505 000 кв.м.
Земельные участки предоставлены АО "Учалинский ГОК" в целях недропользования для добычи известняков открытым способом на Юлдашевском месторождении, согласно лицензии от 24.04.2000 серии УФА 00784 ТЭ (зарегистрирована Управлением по недрам РБ 24.04.2000 в реестре за N 784), сроком действия - 31.12.2027.
Согласно п. 6.5 Лицензии, общество по охране окружающей среды обязано обеспечить строительство и эксплуатацию очистных сооружений, пылеулавливающих устройств и иных защитных сооружений, препятствующих попаданию вредных веществ, образующихся на производстве, в окружающую среду.
В целях исполнения вышеуказанного пункта Лицензии, обществом разработана проектно-сметная документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз, получено разрешение на строительство северного пруда испарителя, заключены договора для строительства северного пруда испарителя на арендуемых землях.
Однако, на вышеуказанных земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, которую необходимо вырубить для строительства объектов. Договором аренды право на вырубку лесных насаждений прямо не предусмотрено.
В связи с чем, письмами от 21.10.2022 исход. N 23-490, 23-491 Заявитель обратился в Отдел по Учалинскому району и городу Учалы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с просьбой предоставить разрешение на рубку лесных насаждений на арендуемых земельных участках, путем внесения соответствующих изменений в действующие Договора аренды 1, 2.
Письмом Минземимущества РБ N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 АО "Учалинский ГОК" отказано в заключении дополнительных соглашений со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению. Этим же письмом заявителю рекомендовано обратиться в администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в соответствии с порядком вырубки деревьев и кустарников, утвержденным решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 350.
Однако, как следует из материалов дела, ранее общество обращалось в администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Письмом от 16.07.2021 N 01-19/4159 администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан отказала в выдаче разрешения, сославшись на то, что зеленые насаждения, находящиеся на вышеуказанных земельных участках и не относящиеся к лесному фонду на балансе администрации не состоят, соответственно выдать разрешение на вырубку деревьев (порослей) не имеет права.
Полагая, что решение Минземимущества РБ, изложенное в письме N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 об отказе в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 нарушает права Общества на использование земельного участка, АО "Учалинский ГОК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Министерства в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010, изложенный в письме N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022, противоречит положениям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В статье 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентирован порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 утверждены правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила N 1244), пунктом 1 которых предусмотрено, что они устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение) в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
Использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Указанные нормы регулируют правоотношения сторон, предусматривая случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Статья 39.35 ЗК РФ предусматривает, что в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: 1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; 2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.
Подпунктом в) пункта 8 Правил N 1244 установлено, что решение о выдаче разрешения должно содержать согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте "з" пункта 3 настоящих Правил).
Из положений указанных норм следует, что вопросы, связанные с порядком использования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, разрешаются в выдаваемом уполномоченным органом разрешении, которое должно содержать согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка из состава земель промышленности.
Использование земельного участка, в том числе рубка деревьев, кустарников, осуществляемые на основании разрешений, выдаваемых на основании Правил N 1244 влекут обязанности пользователя по выполнению работ по рекультивации земель или земельных участков.
Ограничения согласования в разрешении рубки вновь связаны законодателем с наличием прямого запрета в законодательстве Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на рубку и (или) ограничение рубки на земельном участке из состава земель промышленности.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что в аналогичных отношениях - использование земельного участка из состава земель промышленности в целях, предусмотренных законом, в случае необходимости осуществления рубок деревьев и кустарников, расположенных в границах земельных участков указанной категории, согласование такой возможности ограничено наличием проекта рекультивации, возложением на пользователя обязанности по рекультивации, отсутствием предусмотренного в законодательстве запрета на рубку.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду (пункт 2 статьи 43 ЛК РФ), при этом использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса, согласно части 5 которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в целях осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила).
Согласно пункту 14 Правил на лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции спорный земельный участок, предоставленный обществу в аренду, не относится к землям лесного фонда, право собственности на него не разграничено. Препятствием для урегулирования спорных правоотношений является отсутствие предусмотренных законодательством полномочий Минземимущества РБ и порядка выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях промышленности.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 ЛК РФ) в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий необходимо предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Соответствующие условия могут быть включены в заключаемые указанными федеральными органами исполнительной власти соглашения об установлении сервитута в отношении таких земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ осуществление имущественных прав от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации делегировано органам государственной власти в рамках их компетенции, установленной соответствующими нормативно-правовыми актами.
Согласно пункту 3.8 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 (далее - Положение), предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции Министерства.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения одной из основных задач министерства является приватизация, управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом установлено, что заявителю выдано разрешение на строительство N 02-RU03548000-15-2021 - объекта капитального строительства - на доработку Юлдашевского месторождения известняка открытым способом, строительство Северного пруда-испарителя, автомобильной дороги на спорных земельных участках, что подразумевает под собой очистку спорных земельных участков от деревьев и кустарников с последующим снятием почвенного слоя.
По условиям пунктов 1.1. спорных договоров аренды АО "Учалинский ГОК" обязано использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами, не причиняющими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, спорные земельные участки предоставлены обществу для целей недропользования - под Юлдашевский известняковый карьер, по лицензии, что прямо следует из п. 1.1 договора аренды.
По условиям пункта 5.5 договора аренды и примечания 1 к нему прямо следует, что АО "Учалинский ГОК" вправе осуществить указанные действия, но по окончании работ, связанных с пользованием недрами, обязано провести рекультивацию.
Кроме того, материалами дела подтверждается факт обращения заявителя к Администрации, как к лицу, непосредственно заключившему договор аренды, с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Между тем договором аренды право на рубку лесных насаждений прямо не предусмотрено.
В связи с чем, письмами от 21.10.2022 Исход. N 23-490, 23-491 Заявитель обратился в Отдел по Учалинскому району и городу Учалы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с просьбой предоставить разрешение на рубку лесных насаждений на арендуемых земельных участках, путем внесения соответствующих изменений в действующие Договора аренды 1,2.
Письмом Минземимущества РБ N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 АО "Учалинский ГОК" отказано в заключении дополнительных соглашений со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению. Этим же письмом заявителю рекомендовано обратиться в администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в соответствии с порядком вырубки деревьев и кустарников, утвержденным решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 350.
Однако, ранее общество обращалось в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Письмом от 16.07.2021 N 01-19/4159 Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан отказала в выдаче разрешения.
Решение Минземимущества РБ, изложенное в письме N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 об отказе в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 нарушает права Общества на использование земельного участка, также оно не соответствует пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 (ред. от 30.07.2020) "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
По спорным земельным участкам имеются проекты рекультивации земель, которые устанавливают порядок выполнения работ по восстановлению земельных участков после добычи полезных ископаемых и являются обязательными документами в составе проектной документации по разработке месторождения полезных ископаемых.
Наличие прямо установленного законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации запрета на осуществление рубок зеленых насаждений на спорном земельном участке, Минземимуществом РБ не обосновано.
АО "Учалинский ГОК" является лицом, обязанным по внесению арендной платы, которая установлена для него как для недропользователя в соответствии с подпунктом д) пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (2% от кадастровой стоимости).
Срок действия лицензии от 24.04.2000 серии УФА 00784 ТЭ (зарегистрирована Управлением по недрам РБ 24.04.2000 в реестре за N 784 до - 31.12.2027, срок договора аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021 - до 31.12.2029 (пункт 3.1 договора), срок договора аренды N 16-10-61зем от 22.01.2010 - до 29.12.2058.
Согласно пункту 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Арендные отношения подчиняются правилам встречного исполнения обязательства.
К встречным обязательствам арендатора законом в числе прочих отнесена обязанность своевременно вносить арендную плату (статья 614 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" разъяснено, что нарушение предусмотренной в пункте 1 статьи 611 ГК РФ обязанности арендодателя передать арендатору имущество, повлекшее невозможность использования его по назначению, является основанием для отказа во взыскании арендной платы.
Аналогичная правовая позиция была сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 13689/12.
Системное толкование статей 328, 611 и 614 ГК РФ свидетельствует о том, что договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользоваться арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Поскольку арендодатель в момент невозможности использования арендованного имущества не осуществляет какого-либо предоставления, то он теряет право на получение арендной платы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 302-ЭС-14-735, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
В данном случае необходимо учитывать, что основной обязанностью арендодателя является обеспечение арендатору пользования вещью в соответствии с ее назначением.
Невозможность обеспечения со стороны арендодателя пользования земельным участком в целях, согласованных договором аренды, при наличии выданной в установленном законом порядке лицензии на право недропользования, безусловно, нарушает права арендатора.
При этом бездействие собственника земельного участка, в том числе связанное с тем, что он не может обеспечить такое пользование, но не предпринимает действий, направленных на прекращение отношений с арендатором, получая выгоды от предоставления объекта аренды, порождает недопустимую правовую неопределенность для арендатора, что не отвечает конституционным принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Изложенное, по мнению судебной коллегии, не должно ввергать в правовую неопределенность арендатора и недропользователя, имеющего разумные ожидания относительно согласованности, а не противоречивости действий собственника земельного участка, оценившего его как соответствующего условиям договора аренды и выдавшего соответствующую лицензию.
Учитывая все вышеуказанное, поскольку: Министерство не доказало, что зеленые насаждения не подлежат рубке не в силу отсутствия норм, регулирующих порядок выдачи разрешения, или потому, что прямо не предусмотрены полномочия Управления на выдачу разрешения, но имеются установленные законом основания для запрета рубки; не обосновало наличие иных непреодолимых препятствий для решения спорного вопроса в пользу АО "Учалинский ГОК", являющегося добросовестным арендатором и недропользователем (в соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются); учитывая, что заявитель доказал наличие у него законного интереса, требующего судебной защиты; поскольку возможность реализации прав и законных интересов заявителя при наличии пробела в правовом регулировании является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти; учитывая, что посредством применения аналогии судом могут быть преодолены пробелы, связанные с отсутствием подзаконных актов; предусмотренная дополнительным соглашением к договору аренды возможность рубки зеленых насаждений может выступить аналогом разрешения уполномоченного органа; бездействие Управления основано на выполнении формальных требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности и обоснованности судебного акта и отсутствии оснований для его отмены.
Апелляционная коллегия, рассмотрев довод Министерства о том, что обществу АО "Учалинский ГОК" необходимо было согласовать рубку деревьев на предоставленном в аренду для целей недропользования земельном участке с компетентным органом в соответствии с установленной законом процедурой, учитывает следующее.
Принимая во внимание условия пункта 5.5 договора аренды и примечания 1 к нему прямо следует, что АО "Учалинский ГОК" вправе осуществить указанные действия, но по окончании работ, связанных с пользованием недрами, обязано провести рекультивацию. Кроме того, материалами дела подтверждается факт обращения заявителя к Администрации, как к лицу, непосредственно заключившему договор аренды, с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Кроме того, апелляционный суд приняли во внимание факт обращения АО "Учалинский ГОК" в Отдел по Учалинскому району и городу Учалы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с просьбой предоставить разрешение на рубку лесных насаждений на арендуемых земельных участках, путем внесения соответствующих изменений в действующие Договора аренды 1,2.
Письмом Минземимущества РБ N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 АО "Учалинский ГОК" отказано в заключении дополнительных соглашений со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению. Этим же письмом заявителю рекомендовано обратиться в администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, в соответствии с порядком вырубки деревьев и кустарников, утвержденным решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 350.
Однако, ранее общество обращалось в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с письмом от 13.07.2021 N 19-657 по оформлению разрешения на вырубку лесных насаждений.
Письмом от 16.07.2021 N 01-19/4159 Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан отказала в выдаче разрешения.
В письме N МО4ТО-05-61-ИСХ-Ю67 от 16.11.2022 Министерство отказало АО "Учалинский ГОК" в заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 529-21-61зем от 22.11.2021, N 16-10-61зем от 22.01.2010 АО "Учалинский ГОК" (со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению). При этом возражений относительно вырубки деревьев не высказало, на необходимость получения обществом порубочного билета либо иного согласования вырубки не указывало.
Указанные возражения появились у министерства только в период рассмотрения настоящего дела.
Так пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 установлена обязанность исполнительных органов власти при заключении договора аренды земельных участков предусматривать в договоре возможность осуществления рубок деревьев, при этом из материалов дела следует, что общество предлагало министерству урегулировать данный вопрос, а также разрешить вопрос относительно реализации древесины путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, вместе с тем от заключения дополнительного соглашения министерство отказалось, от разрешения поставленных обществом вопросов уклонилось.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2023 по делу N А07-38735/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-38735/2022
Истец: АО "УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений по РБ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН