Екатеринбург |
|
19 апреля 2024 г. |
Дело N А71-223/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Черемных Л.Н., Селивёрстовой Е.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А71-223/2023 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, назначенном на 26.03.2024 и возобновленном после отложения 16.04.2024, приняли участие представители:
общества "Т Плюс" - Сорокин А.С. (доверенность от 05.09.2022 N 66АА7514448),
общества с ограниченной ответственностью "Котельная двадцатого энергорайона" (далее - общество "Котельная 20") - Тестов Ю.С. (решение от 15.10.2020).
Общество "Котельная 20" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с общества "Т Плюс" задолженности в сумме 1 664 519 руб. 92 коп., составляющей переплату за услуги, связанные с поставкой тепловой энергии от общества "Котельная 20", в том числе суммы переплаты по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.02.2016 N 11/ТЭ и суммы корректировки по договору поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь от 15.01.2016 N 10/ТЭ, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 49 251 руб. 55 коп. с последующим их начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.07.2023 исковые требования удовлетворены частично: с общества "Т Плюс" в пользу общества "Котельная 20" взыскана задолженность в сумме 1 327 797 руб. 35 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 39 288 руб. 25 коп. с последующим их начислением на сумму долга, исходя из ключевой ставки Банка России, начиная с 16.05.2023 по день оплаты; а также 24 041 руб. 26 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 указанное решение изменено; исковые требования удовлетворены.
Общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о правомерности расчета тепловой энергии на отопление в неполные месяцы отопительного периода только за дни фактической подачи отопления по домам, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, основан на неверном применении норм материального права. Заявитель указывает, что для полной оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии необходимо применение норматива в течение всего количества месяцев, применение норматива только в течение части периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии. Как полагает заявитель жалобы, поскольку в Удмуртской Республике отопительный период составляет восемь месяцев и норматив определен как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома в течение восьмимесячного отопительного периода, то норматив подлежит применению для определения платы за отопление в течение восьми месяцев.
Общество "Котельная 20" представило письменный мотивированный отзыв и дополнения к отзыву на кассационную жалобу, в которых просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества "Т Плюс". По мнению истца, обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца, ссылаясь на необоснованность доводов общества "Т Плюс", просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Котельная 20", владея котельной, является единой теплоснабжающей организацией в зоне 20 в г. Ижевске в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой теплоснабжения.
Общество "Т Плюс", являясь теплосетевой организацией, осуществляет передачу тепловой энергии, в том числе в целях горячего водоснабжения, по своим сетям конечным потребителям.
Между обществом "Котельная 20" (теплоснабжающая организация) и обществом "Т Плюс" (теплосетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.02.2016 N 11/ТЭ, по условиям которого теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиями, преобразования тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и (или) передачу тепловой энергии от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых договором (пункт 1.1 договора).
В силу пункта 2.2.1 договора теплоснабжающая организация обязуется обеспечивать в точках приема, указанных в приложении N 2 к договору на подачу тепловой энергии, а в точках передачи, указанных в приложении N 2 к договору, прием тепловой энергии, переданных теплосетевой организацией, в соответствии с объемами мощности тепловых сетей и с тепловой нагрузкой, распределенной по каждой точке поставки, согласно приложению N 1 к договору.
Пунктом 2.3.19 договора предусмотрено, что теплосетевая организация обязана приобретать у теплоснабжающей организации тепловую энергию (мощность), теплоноситель для целей компенсации потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях теплосетевой организации в объеме фактических потерь, определяемых в соответствии с приложением N 3 к договору.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора измерения и регистрация параметров теплоносителя, учет и расчет объемов переданной тепловой энергии производятся в соответствии с требованиями действующего законодательства. Учет количества принятой и переданной тепловой энергии теплосетевой организации осуществляется в точках приема и передачи на основании показаний приборов учета теплосетевой организации, теплоснабжающей организации и потребителей теплоснабжающей организации, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих, на основании правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Ежемесячно, в срок с 25 по 28 число текущего месяца теплосетевая организация обязана предоставить теплоснабжающей организации показания приборов учета теплосетевой организации, за подписью уполномоченного представителя теплосетевой организации.
Стоимость услуг теплосетевой организации по данному договору определяется как произведение фактически переданной тепловой энергии и (или) теплоносителя, объем которой определен в соответствии с приложением N 3 к договору, и утвержденного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 4.2 договора).
Также между сторонами заключен договор поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии от 15.01.2016 N 10/ТЭ, по условиям которого общество "Котельная 20" (поставщик) обязуется подавать через присоединенную сеть тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях общества "Т Плюс" (покупатель), а покупатель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Пунктом 3.4 данного договора предусмотрено, что количество тепловой энергии в целях компенсации потерь, потребленной покупателем, определяется поставщиком расчетным или приборно-расчетным методом, в соответствии с порядком, предусмотренном разделом IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 и согласованным сторонами приложением N 7.
Согласно приложению N 7 к договору при наличии узлов учета тепловой энергии в точках приема и передачи количество тепловой энергии в целях компенсации потерь определяется как разница показаний узлов учета, оборудованных в точке приема (котельная) и точках передачи (конечные объекты поставщика) в виде разницы между общим отпущенным количеством тепловой энергии с котельной и суммой потерь по смежным тепловым сетям и тепловым сетям поставщика, суммарного количества тепловой энергии, полученного потребителями поставщика на нужды отопления, определенное в соответствии с показаниями узлов учета, договорными нагрузками объектами и норм действующего законодательства, количества тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, определенное в соответствии с показаниями водомерных узлов организации, осуществляющей горячее водоснабжение и коэффициента нагрева, равного 0,052 Гкал/куб.м. В случае отсутствия показаний приборов учета количество тепловой энергии в целях компенсации потерь определяется в размере десяти процентов от фактического потребления конечных объектов поставщика за расчетный период.
Поскольку конечными потребителями общества "Котельная 20" являются собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также управляющие организации, общество "Котельная 20" при отсутствии иных сведений в период с января по декабрь 2021 года производило расчет полезного отпуска по нормативам потребления. Исходя из суммарного объема предъявленной к оплате потребителям тепловой энергии, рассчитанной исходя из нормативов потребления, также определялся объем услуг общества "Т Плюс" по транспортировке тепловой энергии и производился расчет в целях компенсации потерь тепловой энергии.
По расчетам общества "Котельная 20", учитывая, что объем полезного отпуска обществом "Т Плюс" определялся по тепловой нагрузке, сумма переплаты за услуги по транспортировке тепловой энергии в многоквартирные дома, оборудованные приборами учета, за 2021 год по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии составила 82 204 руб. 62 коп.
Уменьшение цифрового значения объема тепловой энергии, полученного конечными потребителями общества "Котельная 20", повлекло уменьшение объема транспортированной тепловой энергии и соразмерное увеличение количества тепловой энергии в целях компенсации потерь тепловой энергии.
Общество "Котельная 20" произвело корректировки по договору поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь, что по расчету истца составило 1 582 315 руб. 30 коп.
Направленная обществом "Котельная 20" в адрес общества "Т Плюс" претензия от 18.11.2022 с требованием об уплате задолженности оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества "Котельная 20" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции руководствовался нормами статей 309, 310, 395, 539, 544, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 15, 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и исходил из наличия на стороне общества "Т Плюс" задолженности, признав при этом соответствующим нормам действующего законодательства контррасчет ответчика, произведенный с учетом установленных в Удмуртской Республике нормативов потребления и отопительного периода, равного восьми месяцам (с октября по май).
Изменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования в заявленном истцом размере, арбитражный апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и доводами ответчика о том, что спорный отопительный период 2021 года для целей применения нормативов на отопление начинался с октября и включал только полные календарные месяцы (с октября по май).
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.
На основании пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона.
В силу пункта 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Данные нормы основаны на том, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим, эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети. По существу, тепловые сети представляют собой один из объектов энергопотребления с тем лишь различием, что энергия расходуется без пользы, то есть теряется. Для этого теплосетевая организация заключает с теплоснабжающей организацией соответствующий договор на компенсацию потерь. В то же время теплосетевая организация не лишена возможности возместить стоимость этих потерь за счет потребителей, оплачивающих услуги по передаче тепловой энергии по тарифам, установленным органом государственного регулирования цен.
Таким образом, наличие потерь в тепловых сетях в процессе передачи тепловой энергии от источника тепловой энергии до потребителей презюмируется.
По смыслу положений Закона о теплоснабжении обязанность теплосетевых организаций по оплате потерь тепловой энергии является механизмом возмещения теплоснабжающей организации разницы между совокупным объемом тепловой энергии, отпущенным такой теплоснабжающей организацией, и объемом тепловой энергии, поставленной им потребителям на розничном рынке и теплосетевым организациям.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, на теплосетевые организации возложена обязанность по компенсации тепловых потерь, возникающих в сетях при передаче тепловой энергии потребителям.
В связи с этим при рассмотрении настоящего спора суды правомерно исходили из того, что на обществе "Т Плюс" как теплосетевой организации лежит обязанность по оплате обществу "Котельная 20" стоимости тепловых потерь, возникших в его сетях.
Поскольку конечными потребителями общества "Котельная 20", в интересах которых обществом "Т Плюс" осуществлялась передача тепловой энергии, являются собственники помещений многоквартирных домов и управляющие организации, к правоотношениям сторон в части услуги по передаче тепловой энергии подлежат применению положения жилищного законодательства и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05 2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 2(1) приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1).
Из положений пункта 42(1) Правил N 354, пунктов 25.1, 25.2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, следует, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем тепловой энергии, подлежащий оплате в расчетном периоде, должен определяться в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 на территории Удмуртской Республики в 2021 году установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В рассматриваемом случае в спорном периоде 2021 года определение месячного объема и оплата коммунальной услуги потребителями по отоплению осуществлялись обществом "Котельная 20" равномерно в течение календарного года.
Продолжительность отопительного периода, установленного нормативными актами Удмуртской Республики для целей установления норматива коммунальной услуги по отоплению, равного восьми месяцам, сторонами не оспаривается. Разногласия по количеству дней подачи ресурса в каждом месяце отопительного периода в 2021 году и среднесуточному потреблению ресурса, равно как и по определению совокупного годового объема потребленной конечными потребителями тепловой энергии на отопление по спорным многоквартирным домам в 2021 году по нормативу также отсутствуют.
Разногласия сторон по спорным многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета тепловой энергии, касаются порядка помесячного распределения годового объема полезного отпуска в течение отопительного периода в 2021 году. Спорным является определение начала отопительного периода, а также конкретных полных и неполных месяцев, входящих в отопительный период, методики распределения объемов полезного отпуска тепловой энергии на отопление по ним.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554 (далее - Постановление N 554) установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года, то есть исходя из 12 месяцев.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 N 519 указанное Постановление N 554 дополнено пунктом 2.1, которым количество календарных месяцев, в том числе неполных, отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определено равным восьми месяцам.
Пунктом 2.1 Постановления N 554 в редакции от 19.12.2021 определено количество календарных месяцев отопительного периода, в том числе неполных, равным восьми месяцам. Указанной нормой установлено, что в течение восьми месячного отопительного периода, который включал как полные, так и неполные месяцы, были произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии, с целью установления норматива отопления на отопительный период. Положения пункта 2.1 в редакции от 19.12.2021 действовали с 31.12.2016 по 01.03.2023.
Поскольку указанная норма, определяющая продолжительность отопительного периода, в котором были произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов с целью установления нормативов потребления, не устанавливала конкретных наименований и нумерации календарных месяцев, в том числе неполных, входящих в отопительный период, а также не определяла момента начала и окончания такого периода, при этом определенный указанной нормой отопительный период был равен восьми календарным месяцам и включал как полные, так и не полные календарные месяцы, следовательно, его начало и окончание в спорном периоде должны производиться по правилам, установленным статьями 191, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил N 354, нормативными актами уполномоченных органов, с учетом того, что его продолжительность при применении нормативов не должна превышать восьми месяцев. При этом календарные дни мая и сентября 2021 года продолжительностью не более 30 дней могут образовывать полный или неполный месяц отопительного периода (пункт 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлениями Администрации г. Ижевска от 29.04.2021 N 752 и от 07.09.2021 N 1533 окончание отопительного сезона на территории г. Ижевска определено с 06.05.2021, а начало отопительного сезона установлено - с 08.09.2021 соответственно.
Таким образом, отопительный период в 2021 году включал как полные календарные месяцы (с октября по апрель), так и неполные (сентябрь, май), состоящие из календарных дней и образующих неполный месяц, которые в совокупности для целей установления нормативов на отопление в отопительном периоде согласно пункту 2.1 Постановления N 554 составляли период, равный восьми месяцам - 240 дней.
Проверив расчет общества "Котельная 20", в котором совокупный объем годового потребления тепловой энергии многоквартирными домами распределен в рамках восьмимесячного отопительного периода исходя из фактических календарных дней поставки ресурса, при этом начало и окончание отопительного периода в 2021 году определено на основании нормативных актов уполномоченного органа, среднесуточное потребление ресурса определено как отношение годового потребления тепловой энергии в целях отопления по нормативу к количеству дней подачи ресурса в году, соответственно месячный объем потребления тепловой энергии определен как произведение количества дней потребления ресурса в этом месяце и среднесуточного потребления ресурса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исчисленные истцом расчетные месячные объемы потребления тепловой энергии по спорным домам соответствовали дням и месяцам их фактической поставки и потребления, при этом данный способ расчета исходя из фактических дней поставки ресурса в месяце в течение отопительного периода снижает величину погрешности при определении полезного отпуска и не противоречит интересам сторон, в том числе и сетевой организации, поскольку позволяет ответчику получать плату за услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя в периодах их фактической передачи за все время поставки в течение всего отопительного периода, а истцу - получить плату, компенсирующую потери тепловой энергии при передаче тепловой энергии.
С учетом изложенного, признав правильным произведенный обществом "Котельная 20" расчет, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Оснований не согласиться с выводами апелляционного суда в данной части судом округа не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества "Т Плюс", сводящиеся к несогласию с произведенным истцом расчетом, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов.
Примененный обществом "Т Плюс" в контррасчете способ расчета среднемесячного объема тепловой энергии, потребленной спорными домами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, основан на положениях пункта 2.1 Постановления N 554 в редакции от 30.01.2023 N 44.
Между тем данная редакция Постановления N 554 не действовала в спорный период 2021 года. При этом в действующей в спорный период редакции Постановления N 554 (от 19.12.2016 N 519) в пункте 2.1 продолжительность отопительного периода определялась как равная восьми месяцам, включающим полные календарные месяцы, в том числе неполные, без перечисления наименований месяцев, входящих в отопительный период.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что общество "Т Плюс" производит расчет без учета периодов фактической поставки тепловой энергии в спорные дома, что приводит к взиманию ответчиком платы за услуги по передаче тепловой энергии за периоды, в которых поставка фактически не осуществлялась.
В то же время при указанном подходе в период фактического отпуска тепловой энергии общество "Котельная 20" не получает плату за компенсацию потерь, поскольку в такие периоды в расчете общества "Т Плюс" по спорным домам отсутствуют фактические потери тепловой энергии, определяемые как разница между объемом поставленной тепловой энергии (теплоносителя) и объемом полезного отпуска, в результате чего нарушается баланс экономических интересов сторон.
Оснований полагать произведенный истцом расчет не соответствующим нормам жилищного законодательства вопреки доводам заявителя кассационной жалобы не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемого постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу N А71-223/2023 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку указанная норма, определяющая продолжительность отопительного периода, в котором были произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов с целью установления нормативов потребления, не устанавливала конкретных наименований и нумерации календарных месяцев, в том числе неполных, входящих в отопительный период, а также не определяла момента начала и окончания такого периода, при этом определенный указанной нормой отопительный период был равен восьми календарным месяцам и включал как полные, так и не полные календарные месяцы, следовательно, его начало и окончание в спорном периоде должны производиться по правилам, установленным статьями 191, 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил N 354, нормативными актами уполномоченных органов, с учетом того, что его продолжительность при применении нормативов не должна превышать восьми месяцев. При этом календарные дни мая и сентября 2021 года продолжительностью не более 30 дней могут образовывать полный или неполный месяц отопительного периода (пункт 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2024 г. N Ф09-520/24 по делу N А71-223/2023