Екатеринбург |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А60-41438/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС), Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 по делу N А60-41438/2023 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Анисимов Р.Г. (доверенность от 15.08.2023 N 282, паспорт, диплом);
акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" (далее - общество) - Миронова Е.И. (доверенность от 01.01.2024 N 119/5-45, паспорт, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконным постановления от 26.05.2022 (далее - оспариваемое постановление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным решения от 09.11.2022 N 09/114984/22.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2023 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 300 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационных жалобах ФАС и Управление просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Управление полагает, что при вынесении оспариваемого постановления Семнадцатым арбитражным апелляционным судом неверно истолкованы и применены нормы права, а именно: часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы, административный орган указывает, что, несмотря на идентичность квалификации, правонарушение содержит самостоятельный оконченный состав в связи с разностью объективной стороны, а различие объективной стороны деяний формирует множественность однородных административных правонарушений, но не повторность привлечения к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом отмечает, что антимонопольный орган установил несколько деяний, каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, в связи с чем были проведены отдельные административные расследования без проведения контрольных (надзорных) мероприятий и составлены протоколы, дела рассмотрены в отдельных производствах с принятием решений по каждому совершенному правонарушению.
Обращает внимание суда округа на судебную практику.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Управлением вынесено постановление от 26.05.2022 о назначении административного наказания по делу N 066/04/9.21-973/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 700 000 руб. 00 коп.
Поводом к возбуждению дела явилось непосредственное обнаружение при рассмотрении дела N 066/04/9.21-4601/2021 об административном правонарушении должностным лицом Управления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Решением ФАС России от 09.11.2022 постановление Свердловского УФАС России от 26.05.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-973/2022 об административном правонарушении было оставлено без изменения, а жалоба АО "ЕЭСК" - без удовлетворения.
Полагая, что данное постановление, а также решение по жалобе на постановление являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения по делу суд первой инстанции исходил из подтверждения наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, суд посчитал возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до 300 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил N 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 названных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Данное требование (срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению) имеет императивный характер, установлено государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.
Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является пресекательным и начинает исчисляться с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
В соответствии с пунктом 108 Правил N 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил N 861).
Согласно подпункту "в" пункта 16 Правил N 861 при технологическом присоединении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже ответственность за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению возлагается только на сетевую организацию.
На основании пункта 110 Правил N 861 по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, - сетевой организацией и таким заявителем) сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к Правилам N 861, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам N 861, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Таким образом, из пункта 110 Правил N 861 следует, что если напряжение не превышает 0,4 кВ, то по результатам выполнения именно сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями, сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий и акт об осуществлений технологического присоединения, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Проведение проверки выполнения технических условий заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, технологическое присоединение которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, в обязанности сетевой организации не входит (подпункт "д" пункта 18 Правил N 861), следовательно, независимо от выполнения заявителем технических условий сетевая организация обязана составить и разместить в личном кабинете документы об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами N 861.
Из представленных в антимонопольный орган обществом "ЕЭСК" сведений (документов); следует, что 09.03.2021 Бочкаревым В.Ф. подана заявка на технологическое присоединение в электронном виде на Портал-ТП.РФ через личный кабинет.
Бочкарев В.Ф. относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику).
Судами установлено, что между обществом и Бочкаревым В.Ф. 31.03.2021 заключен договор об осуществлении технологического присоединения, что подтверждается документом об оплате 31.03.2021 счета за технологическое присоединение, Бочкареву В.Ф. выданы технические условия N 218-224-289-2021, согласно которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то есть со дня заключения договора - 31.03.2021 по 30.09.2021.
В письменных объяснениях от 22.12.2021, представленных в рамках дела N 066/04/9.21-4601/2021, общество "ЕЭСК" сообщило, что выполнило со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению, о чем уведомила заявителя письмом N 122/43720-2021 от 14.12.2021, в котором, в том числе указало, что для завершения процедуры технологического присоединения заявителю необходимо подать уведомление о выполнении технических условий для подготовки акта выполнения технических условий, инструкции по оперативным взаимоотношениям, акта технологического присоединения в общество "ЕЭСК".
Вступившим в законную силу 18.01.2021 постановлением Свердловского УФАС России по делу N 066/04/9.21-3863/2020 общество "ЕЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Указанное постановление было исполнено обществом "ЕЭСК" 12.03.2021.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Признавая наличие вины общества в совершенном правонарушении, в соответствии с положениями статей 1.5, 2.1 КоАП РФ суды исходили из наличия у общества возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, суд округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным исходя из следующего.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением от 16.02.2022 по делу N 006/04/9.21-4601/2021 об административном правонарушении общество "ЕЭСК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Основанием для привлечения послужили обстоятельства не выполнения обществом "ЕЭСК" мероприятий по технологическому присоединению по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 31.03.2021 N 43720, в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил N 861 и публичным договором.
Поводом к возбуждению дела N 006/04/9.21-4601/2021 согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ являлись заявления Бочкарева В.Ф. от 13.10.2021 N 01-28113, от 13.10.2021 N01-28125.
При этом, поводом к возбуждению дела N 066/04/9.21-973/2022, в рамках которого вынесено оспариваемое в настоящем деле постановление согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение достаточных данных при рассмотрении дела N 066/04/9.21-4601/2021 об административном правонарушении.
Таким образом, при проведении одного контрольного мероприятия Управлением выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ.
Соответственно, как правомерно заключил апелляционный суд, поскольку составляющие предмет настоящего спора правонарушения по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ выявлены антимонопольным органом в рамках одного контрольного мероприятия, по результатам которого вынесено постановление от 16.02.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 006/04/9.21-4601/2021, постольку постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-973/2022 об административном правонарушении от 26.05.2022 и решение N 09/114984/22 от 09.11.2022 о рассмотрении жалобы на постановление антимонопольного органа от 26.05.2022 по делу N066/04/9.21-973/2022 об административном правонарушении не могут быть признаны законными.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что согласно пункту 15 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ его положения не применяются к организации и осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с чем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом N 70-ФЗ, в рассматриваемом случае применению не подлежит, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом, по смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Устраняя нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, апелляционный суд с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных названным судом доказательствах, в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 АПК РФ).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе по существу спора, отклоняются судом округа в полном объеме, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и норм процессуального права и сводятся лишь к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 по делу N А60-41438/2023 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной антимонопольной службы, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что согласно пункту 15 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ его положения не применяются к организации и осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с чем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом N 70-ФЗ, в рассматриваемом случае применению не подлежит, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом, по смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2024 г. N Ф09-1265/24 по делу N А60-41438/2023