Екатеринбург |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А60-55594/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Поротниковой Е.А., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Урал" (далее - общество "Россети Урал", ответчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А60-55594/2023 Арбитражного суда Свердловской области.
Определением суда от 15.04.2024 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Определением от 03.05.2024 суд произвел замену судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н., находящихся в отпуске, на судей Поротникову Е.А. и Иванову С.О., рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 06.05.2024 приняли участие представители: общества "Россети Урал" - Попова А.М. (доверенность от 21.12.2023);
общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Гарантия" (далее - общество "ПО "Гарантия") - Ренгач Р.Ю. (доверенность от 29.08.2023).
Общество "ПО "Гарантия" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Россети Урал" о взыскании задолженности, в том числе по договорам поставки от 30.07.2019 N N ДЛиМТО/ЕР/49/2019, ДЛиМТО/ЕР/50/2019, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Арбитражный суд Свердловской области определением от 26.01.2024 оставил иск в указанной части без рассмотрения.
Семнадцатый арбитражный апелляционной суд постановлением от 28.02.2024 отменил определение от 26.01.2024 и направил дело в Арбитражный суд Свердловской области для рассмотрения по существу.
Общество "Россети Урал", ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
Податель кассационной жалобы полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о неарбитрабельности спора противоречат разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным, в том числе в Определении от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240; заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" договоры и возникшие из них правоотношения носили частно-правовой характер, общество "Россети Урал" использовало собственные средства, поскольку не является получателем бюджетных средств и не осваивает их. Оспаривая выводы суда о нарушении принципа автономии воли при согласовании порядка рассмотрения споров в третейском суде, ответчик указывает, что истец имел возможность в рамках закупочной процедуры выразить собственное волеизъявление в отношении любого из условий договора, размещенного в составе закупочной документации, включая условие о рассмотрении споров, возникших их договора, третейским судом, но не выразил его, напротив, однозначно заявил о полном согласии с условиями проекта договора, что подтверждается офертой и протоколом разногласий к проекту договора "без разногласий".
Общество "ПО "Гарантия" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, между обществом "ПО "Гарантия" (поставщик) и обществом "Россети Урал" (покупатель) возник спор, связанный с исполнением обязательств, предусмотренных договорами от 30.07.2019 N N ДЛиМТО/ЕР/49/2019, ДЛиМТО/ЕР/50/2019 (далее - договоры), заключенными в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7.3 договоров стороны согласовали, что в случае невозможности урегулировать спор путем переговоров и (или) в претензионном порядке, все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора и связанные с его заключением, исполнением, нарушением и действительностью подлежат разрешению в Арбитражном центре при Российском союзе промышленников и предпринимателей (Арбитражный центр при РСПП) (место нахождения - г. Москва) в соответствии с его правилами, действующими на дату подачи искового заявления; изменением, расторжением и прекращением подлежат разрешению в Арбитражном суде.
Суд первой инстанции, проанализировав положения указанного пункта спорных договоров, пришел к выводу о наличии действительной и исполнимой арбитражной оговорки и, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставил исковое заявление общества "ПО "Гарантия" в данной части без рассмотрения.
Апелляционный суд посчитал вывод суда первой инстанции ошибочным, сделанным с неправильным применением норм процессуального права, отменил определение суда первой инстанции и направил дело на рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. Апелляционная коллегия исходила из того, что третейская оговорка в спорных договорах не соответствует принципу автономии воли при принятии сторонами на себя обязательств по рассмотрению споров в третейском суде, поскольку положения конкурсной документации не позволяют внести изменения в проект договора через протокол разногласий по причине несогласия с соглашением о рассмотрении спора третейским судом. Суд отметил, что спорные договоры заключены в публичных интересах в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на положения гражданского законодательства о договорах присоединения, а также на положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), апелляционная коллегия указала, что в настоящем случае третейское соглашение не может быть признано действительным, поскольку оно не было заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
Суд округа признает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными с учетом следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон арбитраже) арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, правоотношения сторон основаны на договорах, заключенных в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, в пункте 7.3 которых содержится третейская оговорка о рассмотрении вытекающих из договоров споров, связанных, в том числе, с их исполнением и нарушением, в Арбитражном центре при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Верховным Судом Российской Федерации выработан правовой подход, согласно которому споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми (пункт 16 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (далее - Обзор), Определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240, от 25.02.2020 N 305-ЭС19-19555 др.).
При реформировании законодательства о третейском разбирательстве в 2014 - 2016 годах федеральный законодатель закрепил следующий подход к регулированию вопроса о наличии (отсутствии) компетенции третейских судов на рассмотрение споров: общий критерий - гражданско-правовой характер отношений (часть 3 статьи 1 Закона об арбитраже, часть 6 статьи 4, часть 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (пункты 1 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также условную компетенцию третейских судов на рассмотрение споров - споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 6 части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в данном перечне не указаны, иных законов, закрепляющих нормы об отсутствии компетенции третейских судов на рассмотрение таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно относящихся к компетенции третейских судов.
Так к спорам, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитража), относятся споры, вытекающие из публичных правоотношений (пункт 13 Обзора), споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (пункт 14 Обзора), споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 Обзора).
В пункте 16 Обзора Верховный Суд Российской Федерации, признавая, что споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми, указал на возможность разрешения гражданско-правовых споров с помощью третейского разбирательства, закрепленную в гражданском законодательстве.
Таким образом, прямо установленный федеральным законом запрет на рассмотрение гражданско-правовых споров, возникающих из договоров, заключенных по процедуре Закона N 223-ФЗ, отсутствует.
Более того, до заключения сторонами спорных договоров Федеральным законом от 27.12.2018 N 531-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в статью 45 Закона об арбитраже введена часть 10, которая предусматривает, что если местом арбитража является Российская Федерация, споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, или в связи с ними, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.
В этой связи у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для вывода о том, что споры, вытекающие из договоров, заключенных на основании Закона N 223-ФЗ, в силу их публичного характера не могут быть переданы на рассмотрение арбитража в порядке третейского разбирательства.
Этот вывод суда противоречит нормам материального и процессуального права, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре, а также в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240, от 25.02.2020 N 305-ЭС19-19555.
Доказательств нарушения иных элементов публичного порядка, в том числе расходование бюджетных средств, общество "ПО "Гарантия" в настоящем деле не представило (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что в рассматриваемом случае договор, содержащий третейское соглашение, заключен по итогам конкурентной закупочной процедуры. При этом проект договора являлся частью закупочной документации, а потому общество "ПО "Гарантия", подавая заявку на участие в отрытом конкурсе в электронной форме, должно было оценить все условия закупочной процедуры и принять решение, согласившись со всеми условиями, в том числе в части третейского соглашения.
Доказательств понуждения общества "ПО "Гарантия" к участию конкурентной закупочной процедуре, равно как и разногласий по условиям договоров материалы дела не содержат (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 5 Закона о третейских судах), не имеют значения для определения подсудности данного спора, так как положения пункта 3 статьи 5 Закона о третейских судах не применяются с 01.09.2016, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Закона об арбитраже.
Договоры заключены сторонами в 2019 году по результатам процедуры закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в связи с чем к ним не подлежат применению нормы Закона о третейских судах, утратившего силу.
Истолковав условия договоров по правилам статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что при рассмотрении дела ответчиком заявлено ходатайство об оставлении искового заявления общества "ПО "Гарантия" без рассмотрения в указанной части в связи с наличием между сторонами соглашения о рассмотрении споров путем арбитража, администрируемого Арбитражным центром при Российском союзе промышленников и предпринимателей, установив, что указанное арбитражное соглашение является заключенным и действительным, не утратило силу и может быть исполнено, а также то, что в рассматриваемом случае арбитражное соглашение (оговорка) не признано недействительным компетентным судом, иным образом не оспорено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии основания для оставления иска в оспариваемой части без рассмотрения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции об обратном основаны на неправильном применении норм права.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам верно, выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, определение суда первой инстанции следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А60-55594/2023 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2024 об оставлении искового заявления без рассмотрения в части по делу N А60-55594/2023 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Гарантия" в пользу публичного акционерного общества "Россети Урал" 3 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы суда апелляционной инстанции о том, что третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 5 Закона о третейских судах), не имеют значения для определения подсудности данного спора, так как положения пункта 3 статьи 5 Закона о третейских судах не применяются с 01.09.2016, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Закона об арбитраже.
Договоры заключены сторонами в 2019 году по результатам процедуры закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в связи с чем к ним не подлежат применению нормы Закона о третейских судах, утратившего силу.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А60-55594/2023 Арбитражного суда Свердловской области отменить."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2024 г. N Ф09-2319/24 по делу N А60-55594/2023