Екатеринбург |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А60-36107/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Лазарев С.В., Гуляевой Е.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Севуралбокситруда" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по делу N А60-36107/2023 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу "Севуралбокситруда" (далее - общество "Севуралбокситруда") о возложении обязанности провести повторные работы по лесовосстановлению на площади 2,3 га в выделе 44 квартала 2 урочища СПК Останинский Липовского участкового лесничества Режевского лесничества в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Леушканов Вадим Витальевич, государственное казенное учреждение Свердловской области "Режевское лесничество".
Решением суда от 14.11.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество "Севуралбокситруда" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, неверное толкование пункта 53 Правил лесовосстановления N 1024. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что зафиксированный в акте от 28.10.2022 процент приживаемости лесных культур в размере 34 % требует дополнения деревьями основной породы. Указанный вывод судом апелляционной инстанции не обоснован. По его мнению, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 53 Правил лесовосстановления N 1024, верно указал, что в согласованном проекте лесовосстановления лесного участка ГКУ СО "Режевское лесничество", Липовское участковое лесничество, урочище СПК "Останинский" квартала N 2 выдела N 44 (площадь участка 2,3 га), конкретный процент приживаемости не установлен, следовательно, довод истца о недостижении ответчиком проектных показателей является несостоятельным. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что проект восстановления ответчика не содержит индивидуальных проектных показателей жизнеспособных растений, поэтому за норматив должен быть принят размер 25%, указанный в пункте 53 Правил лесовосстановления N 1024. Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что пропуск установленного пунктом 14.5 Правил лесовосстановления N 1024 годового срока приемки работ на один месяц не является достаточным основанием для освобождения арендатора от проведения лесовосстановления, поскольку срок не является пресекательным. Суд первой инстанции верно указал, что "не опровергнуто истцом и утверждение ответчика о нарушении срока проверки и не представлено доказательств того, что нарушение срока проверки влияет на выявление процента приживаемости по сравнению с тем, если бы проверка была проведена в установленные сроки (п. 14.5 Общих положений Правил лесовосстановления (приложение N 1 к Правилам N 1024 - уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя))".
В отзыве на кассационную жалобу Министерство с доводами ответчика не согласно, просило рассмотреть кассационную жалобу без его участия.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и обществом "Севуралбокситруда" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 101/16-з от 19.09.2016, согласно которому ответчику передается в аренду лесной участок с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых (для добычи бокситов Черемуховского месторождения).
Подпункт "л" пункта 11 договора содержит положение об обязанности ответчика выполнять работы по лесовосстановлению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления или лесоразведения.
Во исполнение указанного условия между обществом "Севуралбокситруда" и ГКУ СО "Режевское лесничество" согласован проект лесовосстановления лесного участка ГКУ СО "Режевское лесничество", Липовское участковое лесничество, урочище СПК "Останинский" квартала N 2 выдела N 44 (площадь участка 2,3 га).
Согласно пункту 8 Проекта освоения лесов срок проведения мероприятий по лесовосстановлению - весна 2021 г. Количество посадочных мест на 1 га - 4 000 шт.
Арендатор 21.05.2021 направил письмо N СУБР-Исх-21-2279 о согласовании переноса срока выполнения работ лесовосстановления на осенний период 2021 года в 44 выделе, 2 квартала, урочище СПК "Останкинское", Липовского участкового лесничества на площади 2,3 га, без внесения изменений в утвержденный проект по лесовосстановлению.
Письмом N 89 от 26.05.2021 ГКУ СО "Режевское лесничество" согласован перенос срока выполнения работ по лесовосстановлению на осенний период 2021 года в Липовском участковом лесничестве, урочище СПК "Останкинское" квартал 2 выдел 44, площадь 2,3 га.
С целью выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению ответчиком был заключен договор подряда N СУБР-Д-2021-287 от 18.08.2021 с предпринимателем Леушкановым В.В. Соответствующие работы были выполнены в установленные сроки, о чем был составлен акт выполнения работ от 30.09.2021.
По результатам работ между представителем ГКУ СО "Режевское лесничество" и представителем общества "Севуралбокситруда" подписан акт выполнения работ от 30.09.2021.
Письмом N 183 от 20.10.2022 ГКУ "Режевское лесничество" на 28.10.2022 пригласило общество "Севуралбокситруда" на приемку работ по лесовосстановлению, при которых учитываются количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
Между представителем ГКУ СО "Режевское лесничество" и представителем общества "Севуралбокситруда" 28.10.2022 подписан акт приемки, где зафиксировано несоответствие фактических показателей проекту лесовосстановления (приживаемость лесных культур из 4 000 штук посадочных - 1 350 штук, что составляет 34%).
Назначена повторная приемка работ в срок до 01.06.2023, поскольку проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты. Представителем общества "Севуралбокситруда" акт приемки работ подписан с возражениями, что срок принятия работ не соответствует действующему законодательству.
Письмом N 92 от 19.05.2023 ГКУ СО "Режевское лесничество" дополнительно проинформировало о необходимости проведения обществом "Севуралбокситруда" дополнительных работ по лесовосстановлению для достижения количества жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
В письме от 30.05.2023 N СУБР-исх 23-2173 общество "Севуралбокситруда" указало на необоснованность требований по проведению повторных работ по лесовосстановлению.
Неисполнение ответчиком требований Министерства о проведении повторных лесовосстановительных работ послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в согласованном проекте лесовосстановления конкретного процента приживаемости лесных культур, нарушении срока проверки.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 ЛК РФ).
Согласно части 5 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, 7 предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также в силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Положения по вопросу лесовосстановления и обязанностей лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений, изложены в Правилах лесовосстановления N 1024.
Согласно пункту 7.1 Правил лесовосстановления N 1024 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 10 Правил лесовосстановления N 1024 лесовосстановительные мероприятия на землях, предназначенных для лесовосстановления, считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении предупреждается о дате и времени приемки работ за 5 рабочих дней. При приемке работ проводится оценка лесовосстановления, при которой учитывается количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления (пункт 14.5 Правил лесовосстановления N 1024).
Пунктом 14.7 Правил лесовосстановления N 1024 предусмотрено, в случае если при оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты, уполномоченным органом в акте приемки работ указываются причины, по которым работы по лесовосстановлению не приняты.
В соответствии с пунктом 14.8 Правил лесовосстановления N 1024, в случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления.
Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 53 Правил лесовосстановления N 1024 лесные культуры с приживаемостью 25 - 85% от количества деревьев основных пород, определенной при инвентаризации в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил, в которых не обеспечивается количество деревьев основной породы, предусмотренной в таблицах 1 приложений 1 - 41 к Правилам, подлежат дополнению деревьями основной породы.
Оценка приживаемости лесных культур определяется выраженным в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади (пункт 54 Правил лесовосстановления N 1024).
Ответчик не оспаривает наличие у него обязанности по проведению лесовосстановления, однако указывает, что такие работы им проведены, оснований для проведения повторных работ не имеется.
Однако истец настаивает на том, что проектные показатели в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений не достигнуты, что согласно пункту 53 Правил лесовосстановления N 1024 является основанием для проведения повторных работ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что проект лесовосстановления не содержит индивидуальных проектных показателей жизнеспособных растений, учитывая, что актом приемки работ от 28.10.2022 зафиксирована приживаемость лесных культур по лесовосстановлению на площади 2,3 га в выделе 44 квартала 2 урочища СПК Останинский Липовского участкового лесничества Режевского лесничества в размере 34%, суд апелляционной верно указал, что в данном случае следует руководствоваться, установленным пунктом 53 Правил лесовосстановления N 1024 процентом приживаемости растений, в связи с чем пришел к правомерному выводу о том, что зафиксированный в акте от 28.10.2022 процент приживаемости лесных культур в размере 34% требует дополнения деревьями основной породы.
При этом судом апелляционной инстанции необходимым и достаточным сроком для проведения дополнительных лесовосстановительных работ обоснованно с учетом сезонности подлежащих выполнению работ определен 1 год с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, вопреки выводу суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что нарушение годового срока приемки работ на один месяц (пункт 14.5 Правил лесовосстановления N 1024) не является достаточным основанием для освобождения арендатора от проведения лесовосстановления, с учетом того, что срок не является пресекательным, нарушение не является существенным (не более 1 месяца), в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушение срока проверки влияет на выявление процента приживаемости лесных культур.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Министерства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по делу N А60-36107/2023 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Севуралбокситруда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
...
Согласно пункту 7.1 Правил лесовосстановления N 1024 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2024 г. N Ф09-2538/24 по делу N А60-36107/2023