Екатеринбург |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А60-27794/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С.В., Полуяктова А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2023 по делу N А60-27794/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Медянкиной О.Н. (далее - предприниматель) - Абраменко Е. И. (онлайн; доверенность от 01.12.2023 N 1):
министерства - Михайлова С.В. (онлайн; доверенность от 22.12.2023 N 07-03-03/14);
Прокуратуры Свердловской области - Балюр М.С. (доверенность от 14.02.2024; удостоверение).
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными актов министерства от 27.04.2023 N 07-19-02/147, от 27.04.2023N 07-19-02/152; обязании министерства осуществить действия по перечислению субсидии предпринимателю за социальные услуги, оказанные получателям социальных услуг в феврале, марте 2023 года на основании документов, поданных заявителем 10.03.2023 в отношении 49 получателей социальных услуг, 10.04.2023 в отношении 56 получателей социальных услуг (с учетом уточнения заявления, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Свердловской области, Прокуратура Свердловской области.
Решением суда от 30.10.2023 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые акты министерства признаны недействительными. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что вывод судов об отсутствии у министерства права проводить проверку представленных документов для перечисления субсидии на соответствие их стандартам социальных услуг, утвержденных приказом министерства от 11.08.2015 N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг" (далее - Стандарты), противоречит положениям Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - Порядок предоставления субсидий). Заявитель не согласен с выводом судов о доказанности факта оказания услуг получателям, основанным только на подписанных законными представителями получателей социальных услуг актах о предоставлении социальных услуг. По мнению министерства, в силу возраста получателей социальных услуг (дети) предприниматель не могла в течение месяца предоставить социальные услуги в объеме, указанном в актах о предоставлении социальных услуг по месту жительства несовершеннолетних получателей социальных услуг. Министерство поясняет, что в актах о результатах проверки им указаны конкретные нарушения, которые необходимо устранить, при этом предприниматель представил документы для перечисления субсидии за социальные услуги, предоставленные в апреле 2023 года, уже с учетом устраненных нарушений. Таким образом, заявитель полагает, что оснований для удовлетворения требований не имелось.
В отзывах на кассационную жалобу Прокуратура Свердловской области, предприниматель просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель включена в реестр поставщиков социальных услуг в Свердловской области на основании приказа министерства от 04.05.2022 N 140.
Приказом Министерства от 16.12.2022 N 487 "О признании юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей получателями субсидии из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан" предприниматель признана получателем субсидии.
Предприниматель 10.03.2023 представила в министерство документы для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в феврале 2023 года, 10.04.2023 - за предоставленные социальные услуги в марте 2023 года.
Министерством проведена проверка представленных предпринимателем документов для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в феврале и марте 2023 года, в результате которой выявлены неточности и ошибки в представленных документах.
На основании части 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий предпринимателю направлены копии актов о результатах проверки от 27.04.2023 N 07-19-02/147, от 27.04.2023 N 07-19-02/152 с приложением информации о выявленных нарушениях, в которых указано на неточности, ошибки по документам на 49 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в феврале 2023 года) и на 56 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в марте 2023 года).
Не согласившись с выводами министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 20 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 108-03 "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", регулирующим отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, полномочия по установлению порядка выплаты указанной компенсации и ее размера возложены на Правительство Свердловской области.
В целях исполнения указанных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - постановление N 885-ПП).
Пунктом 1 постановления N 885-ПП установлено, что выплата компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществляется за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан.
Пунктом 2 постановления N 885-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий.
Порядок предоставления субсидий устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату.
Субсидия предоставляется по результатам отбора (пункт 5 Порядка предоставления субсидий).
Для перечисления субсидии организация, индивидуальный предприниматель, признанные министерством получателем субсидии, ежемесячно с 1 по 12 число представляют в министерство документы согласно перечню, указанному в пункте 15 Порядка предоставления субсидий, в числе которых акты о предоставлении социальных услуг (далее - документы для перечисления субсидии).
Согласно части первой пункта 17 Порядка предоставления субсидий министерство: - в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации документов для перечисления субсидии, осуществляет проверку документов для перечисления субсидии на предмет: наличия неточностей, ошибок; соответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг; правильности взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату); - в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о предоставлении субсидии, которое оформляется актом о результатах такой проверки с указанием размера субсидии, подлежащей перечислению получателю субсидии.
В соответствии с частью 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий при выявлении министерством в представленных документах для перечисления субсидии неточностей, ошибок, несоответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, несоответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг, неправильного взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату) получателю субсидии направляется копия акта о результатах проверки и информация о выявленных нарушениях в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
В случае устранения нарушений, выявленных министерством при проверке документов для перечисления субсидии, получатель субсидии представляет в министерство документы для перечисления субсидии в соответствии с требованиями Порядка, в свою очередь министерство принимает решение о предоставлении субсидии в установленном порядке (подпункт 3 пункта 17 Порядка).
Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии в случаях неполноты предоставления документов и представление документов для перечисления субсидии до истечения срока, установленного Порядком (пункт 16, абзац 1 пункта 15 Порядка).
При этом, как верно отмечено судами, основания отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии Порядком не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что предпринимателем 10.03.2023 и 10.04.2023 в министерство представлен пакет документов для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за февраль 2023 года и за март 2023 года соответственно.
Министерством в ходе проверки документов выявлены неточности, ошибки, несоответствия объемов оказанных социальных услуг, о чем составлены акты от 27.04.2023 N 07-19-02/147, N 07-19-02/152.
Вместе с тем, как установлено судами, в актах о результатах проверки документов для перечисления субсидии министерством не указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению.
Согласно пояснениям представителя министерства, представленные документы проверялись на соответствие договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг.
Между тем информация о выявленных нарушениях не содержит таких оснований.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ установлено, что индивидуальные программы для поставщика социальных услуг имеют обязательный характер.
Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.
Индивидуальные программы сохраняют свое действие с установленной в них периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (пункт 2 статьи 14 Закона Свердловской области N 108-03).
Доказательств наличия несоответствий представленных документов договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что выявленные министерством нарушения связаны с несоблюдением предпринимателем Стандартов, обязанность по соблюдению которых установлена для поставщиков социальных услуг пунктом 20 Порядка N 1149-ПП "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области". Также обязанность поставщиков социальных услуг соблюдать условия предоставления социальных услуг в соответствии со Стандартами социальных услуг предусмотрена пунктом 11 индивидуальной программы предоставления социальных услуг, являющейся согласно части 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ обязательной для поставщиков социальных услуг.
В информации о выявленных недостатках (приложение к акту) Министерство указывает на то, что получателем социальных услуг ежедневно предоставлялись услуги в объеме, значительно превышающем количество и периодичность социальных услуг, установленные Стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства от 11.08.2015 N 482 (с 21.01.2023 вступили изменения, которыми установлены отграничения по объемам и периодичности предоставления услуг получателям).
Суды выявили, что из оспариваемых актов не представляется возможным установить какие документы, представленные предпринимателем, не соответствуют конкретным пунктам Стандартов социальных услуг и в какой редакции, применяемой министерством.
Порядок предоставления субсидии не содержит условие о проведении министерством проверки документов для перечисления субсидий на соответствие Стандартам.
Поставщик социальных услуг в соответствии со статьей 16 Закона N 442-
ФЗ оказывал услуги в соответствии с индивидуальной программой получателя социальной услуги.
Учитывая социальную направленность деятельности предпринимателя, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных предпринимателем
затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям, является недопустимым.
Как верно отмечено судом, целью получения субсидии является возмещение недополученных доходов поставщику социальных услуг. При этом установленный Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии, однако не предусматривает оснований для отказа в получении субсидии. Для реализации права поставщика, ему в любом случае предоставляется возможность, в случае выявления каких-либо неточностей в предоставленных документах, устранить выявленные нарушения и повторно обратиться за получением компенсации.
Не указывая конкретных нарушений в актах возврата документов, министерство лишает заявителя возможности повторно обратиться за получением субсидии.
Установив, что оспариваемые акты нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя не опровергают выводов судов, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2023 по делу N А60-27794/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В.Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что выявленные министерством нарушения связаны с несоблюдением предпринимателем Стандартов, обязанность по соблюдению которых установлена для поставщиков социальных услуг пунктом 20 Порядка N 1149-ПП "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области". Также обязанность поставщиков социальных услуг соблюдать условия предоставления социальных услуг в соответствии со Стандартами социальных услуг предусмотрена пунктом 11 индивидуальной программы предоставления социальных услуг, являющейся согласно части 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ обязательной для поставщиков социальных услуг.
В информации о выявленных недостатках (приложение к акту) Министерство указывает на то, что получателем социальных услуг ежедневно предоставлялись услуги в объеме, значительно превышающем количество и периодичность социальных услуг, установленные Стандартам социальных услуг, утвержденных приказом Министерства от 11.08.2015 N 482 (с 21.01.2023 вступили изменения, которыми установлены отграничения по объемам и периодичности предоставления услуг получателям)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2024 г. N Ф09-1809/24 по делу N А60-27794/2023