Екатеринбург |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А71-16939/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Татариновой И. А., Гуляевой Е. И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терра" (далее - общество "Терра", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.10.2023 по делу N А71-16939/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по тому же делу.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством подключения к электронной системе "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) принял участие представитель общества "Терра" - Баласанян Г.М. (доверенность от 24.08.2022 б/н).
Общество "Терра" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными бездействия муниципального образования "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики, выразившегося в не рассмотрении в установленные сроки заявления общества от 17.05.2021 о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 и действий Администрации муниципального образования "Завьяловский район Удмуртской Республики" (далее - Администрация) по принятию решения по заявлению общества от 20.09.2021 об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 площадью 43 669 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Италмасовское"; признании незаконным решения Администрации об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 площадью 43699 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Италмасовское", принятого по заявлению общества от 20.09.2021; обязании Администрации в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить обществу договор аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 площадью 43699 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Италмасовское" сроком на пять лет (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принятых судом к рассмотрению).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономная некоммерческая организации "Корпорация развития Удмуртской Республики" (в настоящее время - "акционерное общество "Управляющая компания Промпарк"), автономная некоммерческая организации "Центр развития бизнеса Удмуртской Республики" (в настоящее время "Автономная некоммерческая организация "Корпорация Развития Удмуртской Республики"), Администрация главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "Терра" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению кассатора, заявление о предоставлении спорного земельного участка было подано в полном соответствии с положениями подпунктов 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Однако заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка Администрацией рассмотрено не было. Заявитель считает неправомерными выводы судов о том, что заявление о предоставлении в аренду земельного участка не подлежало рассмотрению в связи с тем, что общество обратилось с письмом от 11.06.2023, в котором выразило просьбу - не рассматривать ранее поданное обществом заявление до 01.08.2023. Само по себе обращение общества с указанной выше просьбой не имеет, как полагает, кассатор, правового значения, поскольку положениями Земельного кодекса не предусмотрена возможность приостановления либо отложения рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. Полагает, что материалами дела установлен факт бездействия Администрации, выразившейся в нерассмотрении в установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации срок заявления общества. Считает, что, признавая законным решение Администрации об отказе в заключении договора аренды земельного участка, судами не принято во внимание, что на момент принятия Администрацией оспариваемого решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549, территория, в границах которой находился данный земельный участок, относилась к зоне специального назначения С-3 с основным видом разрешенного использования "Ритуальная деятельность (12.1). Таким образом, основания для отказа в представлении земельного участка отсутствовали, поскольку единственным основанием для такого отказа являлось несоответствие разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении о его предоставлении. Считает, что на момент принятия решения об отказе в заключение договора аренды земельного участка Администрации было известно о соблюдении процедуры проведения порядка публичных слушаний, о незаконности принятого Распоряжения Правительства УР N 1099-р. Также полагает, что после обращения общества с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 уполномоченные органы, в том числе Администрация - предприняли действия по изменению вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Обращает внимание, что Администрация не представила доказательства законности процедуры проведения публичных слушаний. По мнению заявителя, делая выводы о незаконности Распоряжений N 844-р, N6-р, суды вышли за пределы компетенции. Заявитель полагает необоснованным выводы суда о том, что земельный участок отнесен к сельскохозяйственным угодьям. Считает, что принятие решения о создании места погребения - крематория, является не основанием, а возможным следствием внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Италмасовское, и, соответственно, не может освидетельствовать о незаконности внесения изменений как в Генеральный план, так и в Правила землепользования и застройки. По мнению заявителя, в отсутствие установленного порядка принятия решения о создании места погребения в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", принятие данных правовых актов является достаточным для соблюдения указанных положений законодательства в части принятия решения о создании крематория. По мнению кассатора, ссылка судов на негативное отношение населения к строительству крематория противоречит как положениям действующего законодательства, так и фактическим обстоятельствам по делу. Кроме того, заявитель отметил, что сама по себе отмена распоряжения Главы Удмуртской Республики от 14.05.2021 N 118-РГ, на что обратил внимание апелляционный суд, не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.08.2019 между акционерным обществом "Корпорация развития Удмуртской Республики" (далее - Корпорация развития Удмуртской Республики) и обществом с ограниченной ответственностью "Энергосистемы" (далее - общество "Энергосистемы") заключено соглашение о сопровождении инвестиционного проекта по типу "одного окна" на территории Удмуртской Республики по реализации инвестиционного проекта "Строительство крематория", включающее в себя осуществление мероприятий по взаимодействию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Удмуртской Республики; организациями, учрежденными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Удмуртской Республики; иными учреждениями и хозяйствующими субъектами.
По соглашению от 27.07.2020 общество "Энергосистемы" передало все права и обязанности по соглашению о сопровождении инвестиционного проекта обществу.
Далее в связи с передачей функций и полномочий по приведению инвестиций и работе с инвесторами Автономной некоммерческой организации "Центр развития бизнеса Удмуртской Республики" (далее - специализированная организация), с обществом заключено соглашение N 3 о сопровождении инвестиционного проекта "Строительство крематория", в ходе реализации которого специализированной организацией было оказано содействие инвестору в подборе и предоставлении земельного участка без торгов по основаниям, предусмотренным Законом Удмуртской Республики от 12.05.2015 N 24-РЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2020 N 844-р "О внесении изменения в генеральный план МО "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской Республики от 26.12.2013 N 54 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской Республики" (далее - Распоряжение N 844-р) были внесены изменения в генеральный план муниципального образования "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской, которым предполагалось изменение функционального назначения территорий, в том числе, для территории южнее земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:126 площадью 4,2 га установлена зона специального назначения - территория, предназначенная для размещения крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью, инфраструктурой для обслуживания данных объектов, основные параметры функциональной зоны: этажность - 1 этаж, коэффициент застройки территории - не более 0,1.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 15.01.2021 N 6-р "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской Республики от 26.12.2013 N 55 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Италмасовское" Завьяловского, района Удмуртской Республики" (далее - Распоряжение N 6-р), статья 25 Правил землепользования и застройки была дополнена частью третьей следующего содержания:
"3. Зона специального назначения (С-3) - территория, предназначенная для размещения крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью:
1) Перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства представлен в таблице 19.1 (основной вид разрешенного использования земельного участка - ритуальная деятельность (12.1); основной вид объекта капитального строительства - размещение крематория без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью);
таблица 27 была дополнена строками 3 и 4 следующего содержания:
"С-3. Зона специального назначения (основной вид разрешенного использования земельного участка - ритуальная деятельность; минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка, в том числе его площадь:
1) Минимальная площадь земельного участка - 200 кв.м;
2) Максимальная площадь земельного участка - 50 000 кв.м.
Минимальные отступы от границ земельного участка до объектов капитального строительства:
1) От границы, прилегающей к территории общего пользования (улица или проезд) - 5 м. При наличии утвержденной документации по планировке территории минимальный отступ от границ земельных участков до зданий и строений определяется от красных линий улиц и проездов;
2) От границы, не прилегающей к территории общего пользования, - 5 м.
Предельное количество этажей - 1 этаж.
Высота сооружений не более 25 м.
Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 10 процентов.
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 14.05.2021 N 118-РГ для реализации инвестиционного проекта "Строительство и эксплуатация крематория" обществу предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космическое деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 18:08:027002:549 площадью 43669 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование "Италмасовское", с видом разрешенного использования "Ритуальная деятельность (12.1) - размещение крематория без подготовительных и обрядных процессов с одной однокамерной печью; для размещения крематориев". Обществу предписано обратиться в адрес Администрации муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики для оформления договора аренды земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством.
Общество "Терра" 17.05.2021 обратилось в Администрацию с заявлением исх. N КР23/1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 в целях реализации социального проекта "Строительство и эксплуатации крематория" в аренду сроком на пять лет.
В связи с созданием рабочей группы по урегулированию общественного мнения в муниципальном образовании "Италмасовское", общество 11.06.2021 письмом исх. N КР-24 обратилось в Администрацию с просьбой перенести сроки заключения договора аренды на 1 августа 2021 года.
Общество 20.09.2021 повторно обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 34-КР о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:549 в аренду сроком на пять лет.
Письмом от 20.10.2021 исх. N 01-31/8774 Администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка в аренду по причине принятия Правительством Удмуртской Республики распоряжения от 14.10.2021 N 1099-р (далее - Распоряжение N 1099-р) о признании утратившими силу Распоряжения N 844-р и Распоряжение N 6-р, отнесением территории, на которой образован спорный земельный участок, к зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Далее земельный участок с кадастровым номером 18:08:027002:549 снят с кадастрового учета.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 05.12.2022 оставленным без изменения, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.04.2023 и кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2023, Распоряжение N 1099-р признано не действующим с момента принятия.
Спорный земельный участок 26.07.2023 поставлен на кадастровый учет под номером 18:08:027002:562.
Считая бездействие Администрации, выразившееся в не рассмотрении заявления от 17.05.2021 исх. N КР-23/1, и отказ Администрации в предоставлении земельного участка для строительства крематория в аренду, незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды установили отсутствие со стороны Администрации нарушений при рассмотрении заявлений общества о предоставлении в аренду без торгов земельного участка и отсутствие оснований для заключения с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:562.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Как видно из материалов дела, заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами установлено и из материалов дела видно, что заявитель оспаривает правомерность отказа заинтересованного лица в предоставлении земельного участка для строительства крематория в аренду, а также бездействие Администрации, выразившееся в не рассмотрении заявления от 17.05.2021 исх. N КР-23/1 о предоставлении земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 12.05.2015 N 24-РЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" в целях реализации положений подп. 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению переданы органам государственной власти Удмуртской Республики на срок, установленный Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Главы Удмуртской Республики.
Учитывая предусмотренный Законом Удмуртской Республики 28.11.2014 N 69-РЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики" (далее - Закон N 69-РЗ) порядок внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений, суды установили, что на момент принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду по заявлению общества от 20.09.2021 исх. N 34-КР формальные правовые основания у Администрации отсутствовали, в связи с признанием утратившими силу Распоряжений N 844-р, N 6-р.
Действуя в пределах предоставленных ей полномочий, Администрация фактически была лишена возможности принятия положительного решения по обращению общества о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 18:08:027002:562 в соответствии с генеральным планом муниципального образования "Италмасовское" Завьяловского района Удмуртской Республики расположен в границах территориальной зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статья 42 Земельного кодекса содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе ввиду размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для иной цели после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что решения о переводе спорного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию уполномоченным органом в установленном законом порядке не принималось.
Как верно указано судами, само по себе внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки не отменяет необходимости принятия уполномоченным органом акта о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, и в отсутствие такого акта принятые распоряжения от 14.07.2020 N 844-р и от 15.01.2021 N 6-р обоснованно не применены судами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у органа местного самоуправления не имелось ни формальных оснований (распоряжения на тот момент были отменены), ни законных оснований ввиду отсутствия акта о переводе участка из одной категории в другую, для предоставления спорного участка в аренду обществу для заявленной цели.
Кроме того, как верно указано судами, устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N8-ФЗ) определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Согласно статье 4 названного Закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Решение о создании мест погребения (за исключением создания Федерального военного мемориального кладбища) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности государственные и муниципальные (статья 15 Федерального закона N 8-ФЗ).
Федеральным законом N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Между тем в ходе рассмотрения дела судами установлено, что решение о создании места погребения на спорном земельном участке не принималось.
Кроме того, распоряжение о предоставлении участка в аренду в дальнейшем было отменено органом, его принявшим (распоряжение от 11.04.2022 N 89-рг). В то время как наличие такого распоряжения обязательно для заключения договора.
С учетом изложенного и исходя из предусмотренных земельным законодательством особенностей использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, что в настоящем означает невозможность изменения вида разрешенного использования таких земельных участков, учитывая обязательность комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, вопреки положительным результатам легитимных общественных слушаний, принимая во внимание наличие граждан, не согласных с нахождением крематория на спорном земельном участке, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для заключения с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:027002:562.
При таких обстоятельствах отказ Администрации в предоставлении земельного участка для строительства крематория в аренду правомерно признан судами законным, не нарушающим прав и законных интересов заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано.
Довод заявителя о том, что действующим законодательством запрет на установление градостроительных регламентов предусмотрен не для всех земель сельскохозяйственного назначения, а исключительно для сельскохозяйственных угодий, вместе с тем в материалах дела отсутствует информация о том, что спорный земельный участок относится к землям сельхозугодий, судом округа отклоняется как опровергающийся материалами дела, из которых следует, что спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.10.2023 по делу N А71-16939/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терра" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании незаконными действий администрации по отказу в аренде земельного участка для строительства крематория, установив отсутствие правовых оснований для предоставления участка, находящегося в зоне сельскохозяйственных угодий. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2024 г. N Ф09-2008/24 по делу N А71-16939/2021