Екатеринбург |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А50-21882/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Полуяктова А.С., Татариновой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Поповой Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Урал" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А50-21882/2023.
В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа объявлен перерыв по рассмотрению кассационной жалобы до 14.05.2024.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением вебконференц-связи прибыл представитель:
акционерного общества "Россети Урал" - Безденежных Т.Г. (доверенность от 20.12.2022 N ПЭ/35-2023).
Публичное акционерное общество "Россети Урал" (далее - общество "Россети Урал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Департамента, изложенного в письме от 30.06.2023 N 21-01-06-И-4136, которым осуществлен возврат заявления об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации ВЛ 0,4 кВ от КТП-6460, ВЛ 0,4 кВ от ТП 6352, ВЛ 0,4 кВ от ТП 6117 "ЭСК Подстанция 110/10 кВ "Бахаревка" и обязании Департамент вынести решение об установлении публичного сервитута.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.10.2023 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 30.06.2023 N 21-01-06-И-4136, которым осуществлен возврат заявления об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации ВЛ 0,4 кВ от КТП-6460, ВЛ 0,4кВ от КТП-6352, ВЛ 0,4 кВ от ТП 6117 N ЭСК Подстанция 110/10 кВ "Бахаревка". На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть поставленный обществом "Россети Урал" вопрос об установлении публичного сервитута.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований обществу "Россети Урал" отказано.
В кассационной жалобе общество "Россети Урал" просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как утверждает заявитель жалобы, само по себе нахождение объекта электросетевого хозяйства на земельном участке общего пользования не свидетельствует о том, что объект находится в полосе отвода дороги и возлагает на общество "Россети Урал" обязанность заключить соответствующий договор (соглашение) с ее владельцем, а наличие статуса земли общего пользования указанного земельного участка не свидетельствует о том, что там размещена какая-либо автомобильная дорога. Иной подход вступает в прямое противоречие с положениями земельного законодательства.
Общество "Россети Урал" указывает, что в целях эксплуатации существующих объектов электросетевого хозяйства заключение договоров (соглашений) с владельцами автомобильной дороги не требуется. Кроме того, судом не учтено, что общество "Россети Урал" подавало ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в целях, установленных частью 4.2 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах.
По мнению заявителя жалобы, решение Департамента об отказе в установлении публичного сервитута в отдельных целях препятствует обществу "Россети Урал" осуществлять предпринимательскую деятельность, лишает его возможности в рамках проводимой "линейной амнистии" оформить и (или) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а также не соответствует положениям пункта 18 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как утверждает заявитель, оспариваемый отказ противоречит вступившим в законную силу нормам Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" и лишил общество "Россети Урал" возможности в упрощенном порядке оформить права на использование земельных участков, находящихся под линейными объектами, необходимых для их эксплуатации. При указанных обстоятельствах, правовых и законных оснований для отмены решения Арбитражного суда Пермского края от 24.10.2023 у суда апелляционной инстанции не имелось.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу "Россети Урал" на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 кВ от КТП-6460 (введение в эксплуатацию 2008 год), ВЛ 0,4 кВ от ТП 6352 (введение в эксплуатацию 1972 год), ВЛ 0,4 кВ от ТП 6117 (введение в эксплуатацию 1946 год) "ЭСК Подстанция 110/10 кВ "Бахаревка".
19 июня 2023 года заявитель обратился с ходатайством об установлении публичного сервитута сроком на 49 лет в целях эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в отношении 86 земельных участков.
Письмом от 30.06.2023 N 21-01-06-И-4136 Департамент возвратил заявителю ходатайство об установлении публичного сервитута ввиду отсутствия копии договора, заключенного владельцем инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации.
Полагая, что такой возврат заявления нарушает права общества "Россети Урал", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, разрешая данный спор и удовлетворяя заявленные требования, исходил из несоответствия оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и нарушения этим отказом прав и законных интересов общества "Россети Урал".
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что представленное заявителем по делу в уполномоченный орган ходатайство не соответствует требованиям статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 19 Закона N 257-ФЗ, согласно которой, владельцы инженерных коммуникаций, сооружений, расположенных в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, переноса и переустройства в границах полос отвода автомобильных дорог, чего в настоящем случае сделано не было.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из следующего.
Как предусмотрено положениями статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 названного Кодекса (пункт 1); сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2).
При этом в силу пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом, к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 названного Кодекса не применяются.
Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (подпункт 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, состоящая из статей 39.37-39.50, положения которых предусматривают установление публичного сервитута в отдельных целях и регулируют правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия Департаментом оспариваемого решения от 05.10.2022 N 21-01-06-И-6078) публичный сервитут устанавливается в числе прочего для использования земельных участков и (или) земель целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Условия установления публичного сервитута установлены в статье 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации; требования к форме, содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемым к ходатайству об установлении публичного сервитута документам - в статье 39.41 названного Кодекса.
В статье 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута.
По смыслу пункта 2 статьи 39.39 и пункта 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации при установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, следует учитывать особенности, установленные Законом N 257-ФЗ.
Так, в пункте 2 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации законодателем указано, что публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса, в пункте 19 которой - указано на особенность установления сервитута и специальный закон (Закон N 257-ФЗ), который подлежит применению к этому особому случаю, а именно тогда, когда линейные объекты расположены в границах полосы отвода автомобильных дорог, что также не исключает необходимость применения при установлении публичного сервитута помимо специальных норм Закона N 257-ФЗ и общих норм, установленных главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
На необходимость учета специальных положений Закона N 257-ФЗ указывает и судебная практика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2022 N 306-ЭС22-12637).
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд установил, что оспариваемое решение Департамента об отказе в установлении публичного сервитута обосновано непредставлением сведений о договоре, предусмотренном статьей 19 Закона N 257-ФЗ, учитывая, что публичный сервитут в целях размещения данного объекта электросетевого хозяйства испрашивался обществом "Россети Урал" на 49 лет в отношении в том числе земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:90921, на котором расположена улица Бродовский тракт города Перми, включенная в соответствии с Постановлением администрации г. Перми от 02.06.2009 N 298 в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми (пункт 291). На иных земельных участках, в отношении которых заявитель просит установить публичный сервитут, также расположены улицы, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми: ул. Таежная (пункт 713), ул. 4-я Липогорская (пункт 736), ул. Липогорская 2-я (пункт 734), ул. 3-я Липогорская (пункт 735), ул. 1-я Липогорская (пункт 733), ул. 2-я Таежная (пункт 714), ул. 4-я Таежная (пункт 716), ул. 4-я Соболинская (пункт 720), ул. 3-я Таежная (пункт 715).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В актуальной редакции подпункта 7 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации прямо указано на необходимость приведения в ходатайстве об установлении публичного сервитута сведений о договоре, предусмотренном статьей 19 Закона N 257-ФЗ, в случае, если такое ходатайство подано в целях, предусмотренных частью 4.1 статьи 39.37. названного Кодекса (то есть, не только в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, но и их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог).
На момент рассмотрения Департаментом ходатайства общества "Россети Урала" действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденный Постановлением администрации города Перми от 01.12.2021 N 1092 (далее - Административный регламент).
Подпунктом 2.6.1.2 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для установления публичного сервитута в отдельных целях в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, среди которого указано на предоставление копий договоров, заключенных владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации установлено такое основание для отказа в установлении публичного сервитута как отсутствие в ходатайстве об установлении публичного сервитута сведений, предусмотренных статьей 39.41 названного Кодекса, или то, что содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса;
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что общество "Россети Урал" обратилось в уполномоченный орган - Департамент с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации ВЛ 0,4 кВ от КТП-6460, ВЛ 0,4 кВ от ТП 6352, ВЛ 0,4 кВ от ТП 6117 "ЭСК Подстанция 110/10 кВ "Бахаревка", в том числе в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования, через который в числе прочих земельных участков проходит высоковольтная линия, при этом ни на момент обращения в Департамент с заявлением об установлении публичного сервитута, ни на момент вынесения Департаментом оспариваемого решения от 30.06.2023 N 21-01-06-И-4136, ни на момент принятия судом решения по существу спора, предусмотренный частью 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ договор заявителем по делу с владельцем автомобильной дороги заключен не был, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Департамента в установлении публичного сервитута незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы общества "Россети Урал" как собственника объекта электросетевого хозяйства.
Несоблюдение указанного условия является основанием для отказа в установлении публичного сервитута исходя из того, что в пункте 7 части 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, прямо установлено представление сведений о договоре, предусмотренном статьей 19 Закона N 257-ФЗ, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Исключений для каких-либо уже существующих линий электропередачи с учетом года их постройки, класса напряжения, Законом N 257-ФЗ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленное заявителем по делу в уполномоченный орган ходатайство не соответствует требованиям статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение Департамента, изложенного в письме от 30.06.2023 N 21-01-06-И-4136, об отказе в установлении публичного сервитута в отдельных целях, вопреки доводам заявителя жалобы, признано судом соответствующим действующему законодательству.
Совокупности признаков, необходимых для признания такого отказа незаконным, а именно: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, материалами дела не подтверждается, соответственно, достаточные основания для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований отсутствуют.
Поскольку судом установлен факт того, что один из земельных участков, в отношении которого заявлено требование об установлении сервитута, располагается в полосе отвода автодороги и что сетевой организацией не был заключен с владельцем автомобильной дороги договор, предусмотренный статьей 19 Закона N 257-ФЗ, суд апелляционной инстанции верно признал, что в таком случае отказ Департамента в установлении публичного сервитута является правомерным.
Довод жалобы о том, что общество "Россети Урал" подавало ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в целях, установленных частью 4.2 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах, отклоняется судом округа, поскольку в любом случае установление сервитута в данной ситуации противоречило бы нормам действующего земельного законодательства.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемый отказ лишил общество "Россети Урал" возможности в упрощенном порядке оформить права на использование земельных участков, находящихся под линейными объектами, необходимых для их эксплуатации, выводы судов о несоблюдении заявителем правил эксплуатации в границах полосы отвода автомобильной дороги, которые осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права. Несогласие стороны с этими выводами и иное толкование ею норм законодательства не свидетельствуют о неправильном применении их судом или допущенной ошибке и не являются основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Иные доводы заявителя отклоняются судом округа по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления.
Апелляционный суд, устраняя нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных доказательствах в пределах предоставленных апелляционному суду процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А50-21882/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Урал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключений для каких-либо уже существующих линий электропередачи с учетом года их постройки, класса напряжения, Законом N 257-ФЗ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленное заявителем по делу в уполномоченный орган ходатайство не соответствует требованиям статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение Департамента, изложенного в письме от 30.06.2023 N 21-01-06-И-4136, об отказе в установлении публичного сервитута в отдельных целях, вопреки доводам заявителя жалобы, признано судом соответствующим действующему законодательству.
...
Довод жалобы о том, что общество "Россети Урал" подавало ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в целях, установленных частью 4.2 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах, отклоняется судом округа, поскольку в любом случае установление сервитута в данной ситуации противоречило бы нормам действующего земельного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2024 г. N Ф09-2338/24 по делу N А50-21882/2023