Екатеринбург |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А07-22609/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем веб-конференции кассационную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2023 по делу N А07-22609/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Аристов И.А. (доверенность от 01.11.2022 N 55, паспорт, диплом);
Муниципального казенного учреждения "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Комяков Д.Ф. (доверенность от 09.01.2024 N 4, паспорт, диплом).
Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее -Управление коммунального хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление) о признании незаконным решения от 13.04.2023 N ТО 002/06/106-643/2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное казенное учреждение "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Транс-Строй" (далее -общество "Транс-Строй").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2023 по делу N А07- 22609/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление коммунального хозяйства просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель настаивает на том, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие соответствие общества "Транс-Строй" дополнительным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что представленный обществом "Транс-Строй" является договором субподряда, по которому общество "Транс-Строй" является подрядчиком.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение поддерживает позицию заявителя кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение от 23.03.2023 N 0301300247623000212 на "Выполнение работ по нанесению дорожной разметки по улицам и дорогам городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В адрес Управления поступила жалоба от общества "Транс строй" на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300247623000212 "Выполнение работ по нанесению дорожной разметки по улицам и дорогам городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В обоснование жалобы заявителем указано, что заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерно отклонена заявка общества.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 13.04.2023 N ТО002/06/106-643/2023, согласно которому жалоба общества "Транс строй" признана обоснованной.
Полагая, что названное решение Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Управление коммунального хозяйства обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил отсутствия оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 названного Закона (часть 1).
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 названной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 названного Закона (подпункт "а" пункта 1 части 5).
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1); Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 3 части 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, участник закупки должен обладать следующим опытом выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2, - исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2, - исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о закупках (абзац 6 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571).
Указанные требования содержались в извещении о проведении закупки.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, установив, что в составе заявки на участие в закупке обществом "Транс строй" представлен договор субподряда от 13.05.2020 N 20-13/17с-АСМП20, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, согласно которому Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" является генподрядчиком, а участник закупки субподрядчиком, указанный договор заключен в целях исполнения обязательств по государственному контракту от 29.12.2019 N 14/02-144 на выполнение работ по нанесению и восстановлению горизонтальной дорожной разметки в рамках содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области в 2020-2022 годах, представлены акты выполненных работ, суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении обществом "Транс строй" наличия опыта выполнения работ по нанесению дорожной разметки и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно невозможности подтверждения наличия необходимого опыта договорами субподряда был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен со ссылками на правовую позицию, изложенную в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2019 N 301-ЭС19-11536, от 14.04.2022 N 309-ЭС22-3291 в соответствии с которой действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ, исключительно в качестве генерального подрядчика, и для определения наличия у участника закупки опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика, иное следует рассматривать как ограничение конкуренции.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2023 по делу N А07-22609/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о законности действий антимонопольной службы, признав отклонение заявки участника закупки обоснованным. Суд установил, что представленные документы не подтверждают соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в извещении о закупке, и указал, что опыт выполнения работ может быть подтвержден как генеральным подрядчиком, так и субподрядчиком.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2024 г. N Ф09-2404/24 по делу N А07-22609/2023