Екатеринбург |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А60-44409/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2023 по делу N А60-44409/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Жижина А.А. (доверенность от 03.04.2024 N 304, диплом).
Публичное акционерное общество "Россети Урал" в лице филиала "Челябэнерго" (далее - общество, ПАО "Россети Урал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 19.07.2022 по делу N 066/04/9.21-2102/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Абдрахманова Елена Юрьевна (далее - Абдрахманова Е.Ю.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2023 заявленные требования удовлетворены, постановление управления от 19.07.2022 N 066/04/9.21-2102/2023 признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы административный орган указывает на то, что в рассматриваемом случае в отношении ПАО "Россети Урала" установлена объективная сторона двух составов административных правонарушений, а именно: постановлением управления от 22.05.2023 по делу N 066/04/9.21-1470/2023 общество привлечено к административной ответственности за бездействие, выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению, в срок, установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), который по договору N 6100082214 составляет 6 месяцев, то есть до 21.12.2022; постановлением управления от 19.07.2022 по делу N 066/04/9.21-2102/2023 общество привлечено к административной ответственности за действия, выразившиеся в продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (заключении дополнительного соглашения от 26.10.2022 со сроком выполнения технологического присоединения до 31.01.2023, при этом срок осуществления мероприятий по договору N 6100082214 составляет 6 месяцев, то есть до 21.12.2022), превышающий максимально допустимый срок, предусмотренный Правилами N 861. В связи с этим считает, что допущенные обществом деяния не совпадают по объективной стороне, следовательно, не являются одним составом правонарушения. Антимонопольный орган отмечает также, что в рассматриваемом случае не проводилось контрольного мероприятия. Указывает, что поводом к возбуждению дела N 066/04/9.21-2102/2023 согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение должностным лицом управления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, тогда как поводом к возбуждению дела N 066/04/9.21-1470/2023 явилось заявление Абдрахмановой Е.Ю. (от 18.04.2023 peг. N 8569-ЭП/23) в порядке пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ. В связи с этим полагает, что имеет место два состава административного правонарушения, поводами к возбуждению которых явились различные обстоятельства. Ссылаясь на то, что управление не проводило контрольное мероприятие по данному делу, административный орган полагает, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежит применению в рассматриваемом случае.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении ПАО "Россети Урал" вынесено постановление от 19.07.2022 по делу N 066/04/9.21-2102/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Согласно постановлению, поводом к возбуждению дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом управления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении дела N 066/04/9.21-1470/2023, возбужденного по заявлению Абдрахмановой Е.Ю. (от 18.04.2023 peг. N 8569-ЭП/23) в порядке пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Полагая, что постановление от 19.07.2022 по делу N 066/04/9.21-2102/2023 является незаконным, ПАО "Россети Урал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Установив, что при проведении одного контрольного мероприятия административным органом выявлено два административных правонарушения, ответственность за которые установлена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, судом сделан вывод о применении к рассматриваемому случаю части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признав незаконным и отменив постановление управления от 19.07.2022 по делу N 066/04/9.21-2102/2023.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, оставив судебный акт без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены Правилами N 861, в пункте 3 которого сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил.
Пунктом 6 Правил N 861 предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 названных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данное требование (срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению) имеет императивный характер, установлено государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.
Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является пресекательным и начинает исчисляться с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (после смены наименования - ПАО "Россети Урал"; далее - ОАО "МРСК Урала") и Абдрахмановой Е.Ю. заключен договор от 21.06.2022 N 6100082214 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор N 6100082214).
Судами установлено, что Абдрахманова Е.Ю. относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику).
Судами установлено также, что при рассмотрении дела N 066/04/9.21-1470/2023 управлением выявлено направление ОАО "МРСК Урала" в адрес Абдрахмановой Е.Ю. дополнительного соглашения от 26.10.2022 к договору N 6100082214 о продлении срока выполнения работ по технологическому присоединению энергопринимающих устройств до 31.01.2023, срок осуществления мероприятий по договору N 6100082214 составляет 6 месяцев, то есть до 21.12.2022. В связи с этим, постановлением от 22.05.2023 по делу N 066/04/9.21-1470/2023 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за неосуществление мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в дополнительном соглашении от 26.10.2022 обществом определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению до границ объекта, в целях энергоснабжения которого осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств Абдрахмановой Е.Ю., превышающий срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, обоснованно посчитав что данное нарушение образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Судами установлено также, что ПАО "Россети Урал" в период с 22.03.2022 по 16.05.2023 считалось подвергнутым административному наказанию вступившим в законную силу 22.03.2022 постановлением управления по делу N 066/04/9.21-411/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, исполненным обществом 16.05.2022.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о подтверждении материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды правомерно посчитали доказанным материалами дела вины ПАО "Россети Урал" во вмененном ему административном правонарушению, которая состоит в том, что обществом не предпринято всех своевременных и достаточных мер, направленных на выполнение требований, установленных действующим законодательством, при наличии реальной к этому возможности.
Доказательств, подтверждающих, что ПАО "Россети Урал" предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды обоснованно сделали вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, управлением соблюдены, существенных нарушений процессуальных требований судами не установлено.
Суды не усмотрели также правовых оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд округа соглашается с выводами судов о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным исходя из следующего.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судами из материалов дела установлено, что вступившим в законную силу постановлением управления от 22.05.2023 по делу N 066/04/9.21-1470/2023 ПАО "Россети Урал" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. за нарушения, выразившиеся в бездействии общества по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению до границ объекта, в целях энергоснабжения которого осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств Абдрахмановой Е.Ю. в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 (а именно не позднее 21.12.2022).
В рассматриваемом деле об оспаривании постановления ПАО "Россети Урал" признано виновным по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за установление в дополнительном соглашении от 26.10.2022 срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, превышающего срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
Судами из материалов дела установлено, что административные дела N 066/04/9.21-2102/2023 и N 066/04/9.21-1470/2023 возбуждены на основании одного заявления Абдрахмановой Е.Ю. (от 18.04.2023 рег. N 8569-ЭП/23) в отношении одного договора на технологическое присоединение принадлежащего ей энергопринимающего устройства, с одним и тем же абонентом за нарушение подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, что могло быть установлено управлением при вынесении постановления от 22.05.2023, поскольку и нарушение сроков подключения (05.05.2023 вместо 21.12.2022), направление дополнительного соглашения, которым сроки продлены (соглашением от 26.10.2022 срок продлен до 31.03.2023) на момент принятия первого постановления (22.05.2023) уже состоялись как факты; по результатам рассмотрения административным органом вынесено два постановления о назначении административного наказания за нарушение указанной нормы.
С учетом установленных обстоятельств суды сделали обоснованный вывод, что при проведении одного контрольного мероприятия управлением выявлены два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, в связи с чем фактически ПАО "Россети Урал" дважды привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ при реализации одного договора.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, суды обоснованно заключили, что, поскольку составляющие предмет рассматриваемого спора правонарушения по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ выявлены административным органом в рамках одного контрольного мероприятия, по результатам которого вынесено постановление от 22.05.2023 по делу N 066/04/9.21-1470/2023, постановление от 19.07.2022 по делу N 066/04/9.21-2102/2023 не может быть признано законным.
Оснований для переоценки данных выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
С учетом установленного, все доводы ПАО "Россети Урал", приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Повторяют доводы, которым судами дана оценка, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2023 по делу N А60-44409/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности за нарушение сроков технологического присоединения, так как установлено, что два правонарушения были выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, что противоречит нормам законодательства. Суд первой инстанции и апелляционный суд поддержали выводы о недопустимости двойного наказания за одно и то же нарушение.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2024 г. N Ф09-1868/24 по делу N А60-44409/2023