Екатеринбург |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А71-4599/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Черкезова Е. О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратьевой К.А. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Прокуратуры Устиновского района г. Ижевска и Прокуратуры Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.10.2023 по делу N А71-4599/2023 постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, приняли участие представители:
Прокуратуры Устиновского района г. Ижевска - Ураськина Т.В. (служебное удостоверение);
акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Лукас Е.П. (доверенность от 05.09.2022, паспорт, диплом).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного разбирательства от Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала (далее - общество "ЭнергосбыТ Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Устиновского района г. Ижевска от 21.12.2022 N 46/Прдп521-22-20940028 об устранении нарушений федерального законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Удмуртской Республики, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Мустафина И.Р. и Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска.
Решением суда от 19.10.2023 (судья Сидорова М. С.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 (судьи Шаламова Ю.В., Васильева Е.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Выражая несогласие с указанными решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, Прокуратура Устиновского района г. Ижевска и Прокуратура Удмуртской Республики обратились с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам дела, просят указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению заявителей жалоб, узел учета, установленный в спорном многоквартирном жилом доме (далее - МКД), нельзя считать общедомовым и использовать его показания для определения объема потребленной тепловой энергии и расчете платы за неё, поскольку часть помещений в этом доме в эксплуатацию не введена и является объектами незавершенного строительства. Полагают, что спорный МКД следует рассматривать как необорудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и производить расчет размера платы его жителям за коммунальную услугу "отопление" исходя из нормативов потребления этой услуги.
Общество "ЭнергосбыТ Плюс" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Изучив доводы кассационных жалоб и возражений на них, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по факту поступившего обращения председателя и совета МКД расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Петрова, 47 "А", Мустафиной И.Р. Прокуратурой Устиновского района г. Ижевска проведена проверка соблюдения Удмуртским филиалом общества "ЭнергосбыТ Плюс" действующего законодательства при расчете размера платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
В ходе проверки установлено, что МКД, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Петрова, 47 "А", является двенадцатиэтажным 4-х секционным жилым домом со встроенными офисными помещениями на первом этаже. Жилая часть указанного МКД со 2-го по 12 этажи введена в эксплуатацию в соответствии с разрешением от 12.04.2017 N 18-RU18303000-34-2017; при этом нежилые помещения МКД в эксплуатацию не ведены и поставлены на учет как объекты незавершенного строительства.
Также, установлено, что МКД оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии, который учитывает потребление тепловой энергии домом в целом, без разделения на секции, жилые и нежилые помещения. Руководствуясь данными указанного прибора учета, общество произвело корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" жителям МКД за период с января 2021 года по декабрь 2021 года.
Оценивая правомерность произведенной обществом корректировки, с учетом того, что по состоянию на июнь 2022 года нежилые помещения многоквартирного дома находились в стадии незавершенного строительства, Прокуратура Устиновского района г. Ижевска признала невозможным считать узел учета, учитывающий потребление всех помещений дома, общедомовым и использовать его данные при расчетах платы за коммунальную услугу "отопление" между потребителями и исполнителем, придя к выводу о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из нормативов потребления названной коммунальной услуги.
На основании изложенного Прокуратура Устиновского района г. Ижевска выдала обществу оспариваемое представление, в котором обязала последнего принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона о рассмотрении обращений потребителей коммунальных услуг.
Несогласие заявителя с указанным представлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования и признали представление недействительным, не обнаружив в действиях заявителя и произведенной им корректировке платы за коммунальную услугу "отопление" в спорном МКД за 2021 год признаков нарушения действующего законодательства и прав жителей МКД.
Суд кассационной инстанции признает указанные выводы соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии со статьей 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами (абзац 3 пункта 7 Правил N 354).
В силу пунктов 80, 81 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях, в помещениях, входящих в состав общего имущества, определенной температуры воздуха.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
В силу пункта 42.1 Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, расчет платы за коммунальную услугу "отопление" производится с применением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению только в многоквартирных домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Также расчет платы за коммунальную услугу "отопление" по нормативу предусмотрен в случае, если вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации (пункт 59(1) Правил N 354).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорный МКД оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии на отопление и БГВС, допущенным к эксплуатации, в том числе на спорный период - 2021 году, и прошедшим поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Доказательств того, что в течение 2021 года прибор являлся вышедшим из строя или утраченным, а равно доказательств некорректности его показаний и невозможности их учета при определении размера платы за коммунальную услугу "отопление" в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, учитывая то, что способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным, суды пришли к верному выводу об отсутствии у общества оснований производить расчет размера платы за коммунальную услугу "отопление" жителям спорного МКД в 2021 году с применением нормативов потребления этой коммунальной услуги.
Наличие у части помещений, расположенных в спорном МКД, статуса объектов незавершенного строительства, судами обоснованно во внимание не принято, в связи с недоказанностью влияния этого обстоятельства на достоверность и пригодность показаний узла учета тепловой энергии, установленного на вводе в дом и учитывающего фактическое потребление тепловой энергии в МКД в целом (без разделения на секции и помещения).
Отклоняя соответствующие доводы заинтересованных лиц, суды установили, что наличие нежилых помещений в стадии незавершенного строительства связано исключительно с тем, что застройщик - ООО "Инвест-Проект", который должен был обратиться за получением разрешения на их ввод в эксплуатацию, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.10.2017 по делу N А71-2091/2016 был признан банкротом, в связи с чем собственникам данных нежилых помещений приходится самостоятельно узаконивать ввод их в эксплуатацию через суд и регистрировать в установленном порядке право собственности.
К началу проверяемого периода эти нежилые помещения были признаны объектами завершенными строительством, введены в эксплуатацию, зарегистрированы, собственники данных помещений производили оплату за коммунальные услуги; количество не вошедших в их число Прокуратура Устиновского района г. Ижевска при вынесении представления не установила, не проверила факт эксплуатации данных помещений, наличие или отсутствие договоров теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, тем самым не доказала, что наличие незавершенных строительством объектов в составе МКД повлияло (в сторону увеличения) на размер платы за коммунальную услугу "отопление", начисляемой жителям указанного МКД, либо иным образом ущемило их права, сделав необходимым применение расчетного способа определения объемов потребленной тепловой энергии.
Между тем, расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами обеспечивает необходимость соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, сохранения природы и окружающей среды, основывается на вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55, часть 3) принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями отдельных помещений в МКД коммунального ресурса (коммунальной услуги) и взимаемой за него платы.
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, не обнаружив оснований для непринятия к расчету показаний установленного в доме коллективного прибора учета, а также доказательств, подтверждающих неправомерность расчетов, произведенных обществом при корректировке размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2021 год, суды правомерно признали оспариваемое представление незаконным и удовлетворили требования заявителя.
Доводы заинтересованных лиц, изложенные в кассационных жалобах, повторяют ранее заявленную ими позицию по делу, детально рассматривались в судах первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Будучи основанными на неверном понимании норм жилищного законодательства данные доводы не содержат в себе оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.10.2023 по делу N А71-4599/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Прокуратуры Устиновского района г. Ижевска, Прокуратуры Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным представление прокуратуры о необходимости устранения нарушений в расчетах платы за отопление, поскольку многоквартирный дом был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Суд установил, что корректировка платы за коммунальную услугу была произведена законно, и отсутствие некоторых помещений в эксплуатации не влияло на правильность расчетов. Кассационные жалобы прокуратуры оставлены без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2024 г. N Ф09-2024/24 по делу N А71-4599/2023