Екатеринбург |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А60-48748/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д. И.,
судей Гайдука А. А., Беляева К. П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2023 по делу N А60-48748/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России - Задорожнев Е.М. (доверенность от 15.05.2024);
Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство) - Задорожнев Е.М. (доверенность от 03.10.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Солидарность" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России о взыскании 86 335 руб. коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство, федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными судебными актами, учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России указывает на то, что соответствующие лимиты на оплату коммунальных услуг в отношении спорного помещения ему не выделены.
По мнению учреждения "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, надлежащим ответчиком по настоящему делу является учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России, которое, в отличие от заявителя кассационной жалобы, имеет полномочия на заключение договоров на оказание коммунальных услуг, несение эксплуатационных расходов.
Министерство представило пояснения к кассационной жалобе, в которых поддержало изложенные в ней доводы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Самара, ул. Ново-Молодежный пер., д. 28 (далее - МКД).
Российская Федерация является собственником нежилого помещения, находящегося в данном МКД.
Указанное помещение 26.08.2021 передано в оперативное управление учреждению "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Наличие задолженности по оплате оказанных коммунальных услуг в отношении указанного помещения за период с 26.08.2021 по 11.04.2023 в сумме 86 335 руб. 10 коп. послужило основанием для обращения общества в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России как лицо, являющееся правообладателем нежилого помещения на праве оперативного управления (согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости), в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию указанного помещения, оплате коммунальных услуг. Наличие у ответчика права оперативного управления им не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции, рассматривавший дело в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержал позицию суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения лица, обеспечившего явку в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Арбитражный суд Уральского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергоснабжающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из положений статей 120, 210 ГК РФ следует, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственником.
По смыслу положений статей 210, 296, 123.21 ГК РФ право оперативного управления, имея вещный характер, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 2 указанного Постановления Минобороны в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.
Судами установлено, что ответчик создан в соответствии с приказом Минобороны от 02.03.2017 N 155, согласно пункту 3 которого основной целью деятельности ответчика является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, суды верно признали, что ответчик как лицо, владеющее на праве оперативного управления рассматриваемым нежилым помещением, расположенным в МКД, в силу закона и возложенных на него полномочий обязан нести расходы по содержанию данного помещения.
Вопреки доводам подателя жалобы, суды обоснованно исходили из того, что в данном случае обязанным лицом по оплате задолженности за потребленные коммунальные услуги перед истцом является ответчик, который, в отличие от учреждения "ЦЖКУ" Минобороны России, является правообладателем рассматриваемого нежилого помещения на праве оперативного управления. При этом сведений о заключении между истцом и учреждением "ЦЖКУ" Минобороны России договора, предусматривающего обязанность последнего нести соответствующие расходы, в материалах дела не имеется.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали надлежащую правовую оценку доводам и возражениям участвующих в деле лиц, в том числе приведенным в кассационной жалобе.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2023 по делу N А60-48748/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания задолженности за коммунальные услуги с учреждения, управляющего нежилым помещением на праве оперативного управления. Установлено, что ответчик обязан нести расходы по содержанию помещения, несмотря на отсутствие выделенных лимитов на оплату. Кассационная жалоба оспаривала это решение, но суды первой и апелляционной инстанций оставили его без изменений.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2024 г. N Ф09-2744/24 по делу N А60-48748/2023