Екатеринбург |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А60-52586/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Беляевой Н.Г., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2023 по делу N А60-52586/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент)- Осадчук М.Ю. (доверенность от 03.05.2024).
Общество с ограниченной ответственностью "ГРАНД" (далее - общество "Гранд") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту о признании отказа в выдаче разрешения незаконным.
Решением суда от 27.12.2023 заявленные требования удовлетворены. Судом признаны незаконными отказы Департамента в выдаче обществу "Гранд" разрешений на использование частей земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:184402, изложенные в письмах от 30.06.2023 N 21.11-23/003/4287 и от 10.07.2023 N 21.11-23/003/4463. Суд обязал Департамент в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Гранд" путем выдачи разрешения на использование частей земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:184402 по заявлениям от 07.06.2023 и от 23.06.2023.
Департамент обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение суда от 27.12.2023.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 апелляционная жалоба на указанное решение возвращена Департаменту в связи с пропуском Департаментом процессуального срока подачи апелляционной жалобы (пункт 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Департамент, ссылаясь на Постановление Администрации г.Екатеринбурга от 22.12.2023 N 3953, указал, что испрашиваемая часть земельного участка расположена в границах газона и зеленой зоны по объездной автодороги. Кроме того, Департамент отмечает, что включение земельного участка в муниципальную программу является самостоятельным основанием для отказа на весь период действия такой муниципальной программы и не требует представления доказательств проведения конкретных работ на момент подачи заявления. Программа благоустройства и содержания улично-дорожной сети реализуется поэтапно, при этом конкретные мероприятия могут быть выполнены на протяжении всего срока действия указанной программы. Таким образом, по его мнению, отсутствие доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке расположены инженерные сооружения, газоны, зеленые зоны либо иные элементы благоустройства в доказательство реализации муниципальной программы на момент обращения заявителя, не является основанием для вывода о несоответствии отказа требованиям земельного законодательства. Департамент также обращает внимание на то, что заявителем не представлены согласования использования земельного участка с Комитетом благоустройства Администрации г. Екатеринбурга, а также сведения об утвержденных документах территориального планирования, градостроительного зонирования в отношении испрашиваемой территории.
Из материалов дела следует, что общество "Гранд" 07.06.2023 и 23.06.2023 обратилось в Департамент с заявлениями о выдаче разрешений на использование за плату частей площадью 600 кв.м и 344 кв.м земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:184402, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в пределах территории, указанной в схеме границ предполагаемых к использованию земель (частей земельного участка) на кадастровом плане территории, на срок 7 лет, в целях размещения следующих нестационарных объектов: - пунктов приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
К данным заявлениям обществом "Гранд" были приложены все необходимые документы (схемы границ, копии паспортов директора и представителя, решение, свидетельство, доверенность). В заявлении также указывалось, что размещение объектов капитального строительства на испрашиваемых частях земельного участка обществом "Гранд" не предусматривается, в связи с чем оформление разрешения на строительство не требуется.
Планируемые к размещению объекты включены в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В заявлении общества "Гранд" также указано, что в границах испрашиваемых частей земельного участка зоны с особыми условиями использования территории, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства в границах испрашиваемой части земельного участка также отсутствуют.
Департамент письмами от 30.06.2023 N 21.11-23/003/4287, от 10.07.2023, N 21.11-23/003/4463 отказал заявителю в выдаче испрашиваемых разрешений со ссылкой на подпункт 2 пункта 11 Положения и на абзац 3 подпункта 3 пункта 11 Положения.
Общество "Гранд", не согласившись с отказами Департамента в выдаче разрешений, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отказы Департамента в выдаче разрешений на использование частей земельного участка приняты при отсутствии правовых оснований, нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, предусмотрены пунктом 22 вышеуказанного перечня.
На территории Свердловской области порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, установлен постановлением Правительства Свердловской области от 18.05.2023 г. N 335-ПП.
В письме от 30.06.2023 N 21.11-23/003/4287 в качестве основания отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка указано на отсутствие письменного согласования Комитета благоустройства Администрации г. Екатеринбурга, подтверждающего надлежащее содержание инженерных сооружений и элементов благоустройства территории улично-дорожной сети при размещении пунктов приема вторичного сырья.
При этом Департамент сослался на подпункт 2 пункта 11 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.05.2023 г. N 335- ПП (далее - Положение). В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения место размещения объекта должно соответствовать требованиям правил благоустройства.
Департамент считает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:184402 образован под объездную автомобильную дорогу, находящуюся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", то в соответствии с пунктом 26.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, в данном случае необходимо заключение договора между владельцами сетей инженерно-технического обеспечения и Администрацией города Екатеринбурга. Поскольку муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок заключения указанного договора, в настоящее время не принят, то надлежащее содержание инженерных сооружений и элементом благоустройства территории улично-дорожной сети при размещении сетей инженерно-технического обеспечения может быть подтверждено письменным согласованием Комитета благоустройства Администрации г. Екатеринбурга.
Однако в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом не доказано наличие правовых оснований для принятия данного отказа.
Требования к заявлению о выдаче разрешения, а также перечень прилагаемых документов урегулированы в пунктах 13 и 14 Положения. Требование о необходимости представлять вместе с заявлением письменное согласование Комитета благоустройства Администрации г. Екатеринбурга данными Положениями не предусмотрено.
Согласно пункту 26.1 указанных Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" прокладка, переустройство, перенос сетей инженерно-технического обеспечения, их эксплуатация в границах земельного участка, занимаемого автомобильной дорогой местного значения муниципального образования "город Екатеринбург", должны осуществляться владельцами таких сетей или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких сетей с Администрацией города Екатеринбурга. Договор включает в себя технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, порядок заключения такого договора не принят, необходимость получения согласования от Комитета по благоустройству Администрации г.Екатеринбурга данными Правилами не предусмотрена.
В письме от 10.07.2023 N 21.11- 23/003/4463 в качестве основания для отказа Департамент указал на расположение испрашиваемой части земельного участка площадью 344 кв.м в границах газона и зеленой зоны объездной дороги, наложение границ места размещения объекта на границы земельного участка, благоустройство которого предусмотрено Муниципальной программой "Улучшение благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2021-2025, утвержденной Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 28.10.2020 N2189, предусматривающей мероприятия по содержанию придорожных газонов, в том числе ремонт газонов.
Однако данный довод Департамента не обоснован. Каких - либо доказательств, свидетельствующих о том, что на испрашиваемых обществом "Гранд" частях земельного участка расположены инженерные сооружения, газоны, зеленые зоны либо иные элементы благоустройства, Департаментом не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Департаментом правовых оснований для отказа заявителю в выдаче испрашиваемых разрешений, принятые отказы в выдаче разрешений на использование частей земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:184402 нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2023 по делу N А60-52586/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, предусмотрены пунктом 22 вышеуказанного перечня."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2024 г. N Ф09-1704/24 по делу N А60-52586/2023