Екатеринбург |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А60-45456/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора, заявитель, страхователь) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2023 по делу N А60-45456/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, фонд, страховщик) - Кондовина А.Н. (доверенность от 20.01.2023).
Управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к фонду о признании недействительным решения от 24.07.2023N 075S19230018145.
Фонд обратился с встречным заявлением о взыскании с Управления Росприроднадзора финансовых санкций в сумме 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2023 в удовлетворении первоначальных требований отказано; встречные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе страхователь просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку им самостоятельно выявлена ошибка в представленной отчетности СЗВ-М и устранена в установленные сроки. Представление дополняющей формы СЗВ-М за ноябрь 2021 года на 6 застрахованных лиц не связано с направлением фондом уведомления от 06.12.2022 N 10-05-144448, поскольку электронное письмо от 13.12.2022 с вложенным уведомлением от 06.12.2022 N 10-05-144448 не содержало требований о внесении изменений в спорную форму.
Кроме того полагает, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях до их обнаружения Фондом и представить достоверные сведения, не установлен.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник вследствие принятия страховщиком решения от 24.07.2023 N 075S19230018145 о применении финансовых санкций к страхователю за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2021 года в виде штрафа в размере 3000 руб.
Управление Росприроднадзора с решением фонда не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Неисполнение в добровольном порядке требования от 17.08.2023 N 075S01230021035 об уплате финансовых санкций в срок до 20.09.2023, явилось основанием для обращения Фонда в суд с встречным исковым требованием о взыскании суммы штрафа.
Суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с чем в удовлетворении первоначальных требований отказали, удовлетворив встречные требования о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений.
Арбитражный суд Уральского округа такие выводы судов поддерживает, исходя при этом из следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2023) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России N 211н от 22.04.2020 в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
При этом, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела, страхователь первоначально представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года на 239 застрахованных лиц в установленный срок - 06.12.2021.
Фондом проведена сверка представленных страхователем сведений по формам СЗВ-ТД и СЗВ-М за 2021 год, в том числе, по форме СЗВ-М за период ноябрь 2021 года, в результате которой выявлены несоответствия между формами СЗВ-ТД и СЗВ-М по 11 работникам.
Соответствующее уведомление от 06.12.2022 N 10-05-144448 с приложением списка лиц, в отношении которых выявлено нарушение, получено Управлением Росприроднадзора 08.12.2021.
Как установлено судами нижестоящих инстанций, 22.02.2023, после получения от фонда уведомления от 06.12.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями имеющимися у страховщика, представлена форма СЗВ-М за ноябрь 2021 года с типом формы "дополняющая" в отношении 6 застрахованных лиц (указанных в уведомлении об устранении ошибок от 06.12.2022).
Поскольку страхователем форма отчетности СЗВ-М "дополняющая" подана в связи с выявлением ошибок страховщиком и после получения уведомления об этом, то есть ошибки выявлены страхователем не самостоятельно, судами нижестоящих инстанций правомерно отказано в удовлетворении первоначальных требований, а встречные требования удовлетворены.
Довод заявителя жалобы о том, что электронное письмо от 13.12.2022 с вложенным уведомлением от 06.12.2022 N 10-05-144448 не содержало требований о внесении изменений в СЗВ-М за ноябрь 2021 года, судами рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку опровергается материалами дела.
Так, в названном уведомлении страхователю предложено представить исправленную отчетность либо по форме СЗВ-ТД, либо за соответствующие периоды 2021 года по формам СЗВ-М.
Судами также учтено, что страхователь имел возможность представить данные сведения до направления фондом уведомления от 06.12.2022, учитывая, что с момента представления исходной формы СЗВ-М за ноябрь 2021 года до представления дополняющей формы СЗВ-М за ноябрь 2021 года прошло более года.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2023 по делу N А60-45456/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России N 211н от 22.04.2020 в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2024 г. N Ф09-1961/24 по делу N А60-45456/2023