Екатеринбург |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А76-18184/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2023 по делу N А76-18184/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление) - Кокшарова И.О. (доверенность от 10.01.2024 N 14, служебное удостоверение, диплом),
учреждения - Хафизов В.Д. (доверенность от 27.12.2023, паспорт, диплом).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконными решения от 07.06.2023 и предписания от 02.06.2023 по делу N 074/06/106-1259/2023 (277-ж/2023) об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - общество "РТС-Тендер"), государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - ГКУ "Центр закупок Челябинской области"), индивидуальный предприниматель Глухов Павел Васильевич (далее - ИП Глухов П.В.).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, направить спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не дана оценка доводам заявителя, изложенным в ходатайстве о приобщении дополнительных документов и объяснений, а также доказательствам, приложенным к нему.
Обращает внимание суда округа, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, являются только исполненный договор или одно доказательство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, отмечает, что суды первой и апелляционной инстанций не указали в оспариваемых судебных актах мотивы их принятия в части установления обстоятельства отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением антимонопольного органа.
Также, по мнению учреждения, учитывая то, что участник, не имеет реального опыта выполнения работ, соответствующего предмету закупки, то в случае признания его победителем закупки имеется риск неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, что может повлечь негативные последствия в виде расторжения контракта в одностороннем порядке.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в Управление 26.05.2023 поступила жалоба ИП Глухова П.В. на неправомерные действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 56А "Улица Александра Шмакова - Железнодорожный вокзал" (изв. 0869200000223004032).
В обоснование настоящей жалобы указано, что отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, не допускается и нарушает права и законные интересы заявителя.
В ходе рассмотрения материалов проверки Управлением установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 56А "Улица Александра Шмакова - Железнодорожный вокзал" (изв. 0869200000223004032) от 22.05.2023, заявка ИП Глухова П.В. (N 114238164) отклонена как несоответствующая требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, по причине непредставления одного договора/свидетельства с количеством и классом транспортных средств, указанных по позиции 38 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
По итогам рассмотрения материалов дела по жалобе Глухова П.В. на основании статьи 99 Закона о контрактной системе управлением принято решение от 07.06.2023 N 074/06/106-1259/2023 (277-ж/2023), которым доводы жалобы Глухова П.В. на действия аукционной комиссии признаны обоснованными; в действиях аукционной комиссии выявлены нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе; а также вынесено предписание от 02.06.2023 по делу N 074/06/106-1259/2023 (277-ж/2023).
Полагая, что решение и предписание управления являются незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых ненормативных актов нормам действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки н участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1,1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке.
Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе: к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 38 Приложения к Постановлению N 2571 при проведении закупок на выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) по регулируемым тарифам должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
При этом дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым или нерегулируемым тарифам.
При выполнении таких работ максимальное количество транспортных средств должно составлять не менее 5-ти процентов количества транспортных средств, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), класс транспортных средств не должен быть ниже класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) или наличие на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок исполнения контракта транспортных средств, количество которых должно составлять не менее количества транспортных средств, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), класс транспортных средств не должен быть ниже класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).
Исходя из указанных положений, суды верно заключили, что опыт, который связан с предметом контракта, принимается аукционной комиссией при соблюдении двух условий: выполнение работ по регулируемым или нерегулируемым тарифам; использование при выполнении работ по осуществлению перевозок определенного количества и класса транспортных средств.
При этом, как верно указали суды, требования к опыту выполнения работ по указанной позиции не связаны с количеством договоров или свидетельств, которые предоставляются в подтверждение такого опыта, так как в графе "дополнительные требования к участникам закупки" не указаны какие-либо условия к тому, что у участника закупки должно быть наличие опыта исполнения участником закупки договора/свидетельства, в том числе не указано, что количество и класс транспортных средств должны подтверждаться одним договором/свидетельством.
Судами правомерно учтено, что графа "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" предполагает установление требований к виду и содержанию документов, которые предоставляются участниками закупки, а не к их количеству.
Вопреки доводам заявителя жалобы о том, что опыт выполнения работ по осуществлению перевозок должен быть сопоставим с предметом контракта, судами правомерно принято во внимание, что требование о сопоставимости с предметом закупки определяется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если заказчик использует в качестве способа определения поставщика открытый конкурс в электронной форме, тогда как в рассматриваемом случае заказчик выбрал в качестве способа определения поставщика электронный аукцион, в связи с чем, оценка опыта выполнения работ должна осуществляться строго в том объеме и в тех пределах, которые предусмотрены Постановлением N 2571.
Истолковав указанные выше нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о закупке) указаны параметры маршрута, в частности, в пунктах 6, 9 описания объекта закупки указано, что для осуществления перевозок максимальное количество транспортных средств - 12 автобусов среднего класса, установив, что участник закупки подтверждает соответствие дополнительным требованиям, в том числе, путем предоставления опыта выполнения работ по осуществлению перевозок при условии использования транспортных средств, количество которых не менее 6 транспортных средств среднего класса либо предоставления документов, подтверждающих наличие у участника закупки транспортных средств в количестве не менее 12 единиц среднего класса на срок исполнения контракта, суды пришли к обоснованному вводу о том, что участник закупки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предъявленным по позиции 38 Приложения N 1 к Постановлению N 2571, может предоставить как один, так и несколько документов, подтверждающих наличие у него опыта выполнения работ по перевозкам с учетом необходимого минимального количества и класса транспортных средств, установленных по указанной позиции.
Установив, что в составе заявки Глухова П.В., направленной оператором электронной площадки, из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, содержатся 6 действующих свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам, в которых указано общее суммарное количество транспортных средств - 8 единиц среднего класса, учитывая, что материалами дела подтверждается наличие у предпринимателя 8 автобусов среднего класса, и указанные транспортные средства используются одновременно на различных маршрутах на основании выданных свидетельств для осуществления перевозок в различных муниципальных образованиях Челябинской области, суды верно заключили, что Глуховым П.В. подтверждено наличие у него опыта выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифа. В связи с чем, суды правомерно поддержали вывод антимонопольного органа о наличии в действиях учреждения нарушения требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Оснований для переоценки данных выводов судов, судом кассационной инстанции не установлено.
Все доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Кроме того, доводы учреждения не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права судами применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.09.2023 по делу N А76-18184/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Организатор перевозок Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о законности предписания антимонопольного органа, установив, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку участника закупки за несоответствие установленным требованиям. Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены предыдущих судебных актов, указав на правильное применение норм материального и процессуального права.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2024 г. N Ф09-1684/24 по делу N А76-18184/2023