Екатеринбург |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А60-37466/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания путешествий "Александрия" (далее - на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2023 по делу N А60-37466/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие:
- представитель общества - Алентьев М.Г. (доверенность от 03.10.2021, диплом);
- представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Жижина А.А. (доверенность от 03.04.2024 N 304, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 05.04.2023 по жалобе N 066/06/106-1150/2023 (далее - решение).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты в части разрешения вопроса присутствия (наличия) участника закупки в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестр) изменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы обществом приведены доводы о том, что предоставление путевок - это деятельность и санатория/санаторно-курортной организации, и посредническая деятельность, осуществляемая, например, туроператором. При этом наличие в реестре - требование лишь к санаторно-курортной организации, а не ко всем лицам, которые могут быть участниками названной закупки.
Считает, что требования о том, что участник закупки должен быть включен в реестр, противоречит законодательству о контрактной системе и складывающимся по результатам закупки правоотношениям. Сделанные судами выводы в обжалуемой части противоречат действующему законодательству, судебной практике.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.03.2023 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0162300000423000029 на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 263 120,00 рублей.
Требованиями документации к закупке установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Извещением запроса котировок в электронной форме определено, что организации отдыха детей и их оздоровления должны быть включены в реестр, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области в 2023 году, что подтверждается копией решения уполномоченного органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей о включении организации - участника закупки в реестр или выпиской из реестра, подтверждающую наличие организации - участника закупки в соответствующем реестре.
В управление 31.03.2023 поступила жалоба общества вх. N 7008-ЭП/23 о нарушении заказчиком в лице Управления образования Ирбитского муниципального образования при осуществлении процедуры запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Свердловской области (извещение N 0162300000423000029) Закона N 44-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией управления принято решение, которым жалоба общества признана необоснованной. В действиях заказчика в лице Управления образования Ирбитского муниципального образования, уполномоченного органа в лице Администрации Ирбитского муниципального образования, закупочной комиссии нарушений Закона N 44-ФЗ не выявлено.
Общество полагая, что решение вынесено незаконно и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Закона, заказчик устанавливает, в том числе, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуга, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ) в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана:
- создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
- исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 Закона N 124-ФЗ организации, не включенные в реестр, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
На основании указанного судами верно сделан вывод о том, что участники закупки должны быть включены в реестр организаций, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей, независимо от объема обязательств, которые они будут выполнять по контракту, так как такие участники закупки, в последующем, являясь стороной контракта, задействованы непосредственно в оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей. Из положений части 2.1 статьи 12 Закона N 124-ФЗ прямо следует, что оказывать услуги организации отдыха и оздоровления детей имеют право только организации, включенные в реестр.
Пунктом 4 постановления Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 558-ПП "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" определено, что Министерство образования и молодежной политики Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по формированию, ведению и размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реестра, расположенных на территории Свердловской области.
В реестр (https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=204) включены организации отдыха детей и их оздоровления сезонного и круглогодичного действия, организованные на базе санаториев и санаториев-профилакториев. В связи с указанным заказчик вправе осуществлять закупку на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в указанных организациях.
Обращаясь в управление, общество настаивало на том, что требование к наличию организации в соответствующем реестре является излишним и безосновательно ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Судами установлено, что признавая жалобу необоснованной, антимонопольный орган пришел к следующим выводам.
Объект закупки включает в совокупности как отдых, так и оздоровление детей. Общество не оказывает услуги по оздоровлению детей, не включено в реестр, не отвечает требованиям, предъявляемым к потенциальным участникам. Требование о наличии участника закупки в реестре установлено заказчиком в извещении запроса котировок в электронной форме.
Таким образом, выводы судов о правомерности установленного заказчиком требования о наличии участника закупки в реестре и законности решения, с учетом действующего законодательства о контрактной системе и об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, верны и обоснованы. Иное не доказано.
Доводы общества о том, что требование к наличию организации в реестре ограничивает круг потенциальных участников закупки, со ссылкой на абзац 6 пункта II Методических рекомендаций по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей (письмо Минпросвещения России от 25.11.2019 N Пз-1303/06) отклонены правомерно, так как в рассматриваемом случае заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме именно на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Свердловской области, а не на закупку (предоставление) путевок в санаторно-курортных организациях.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что в действиях заказчика не допущено нарушений требований Закона N 44-ФЗ, решение является законным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2023 по делу N А60-37466/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания путешествий "Александрия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанного судами верно сделан вывод о том, что участники закупки должны быть включены в реестр организаций, обеспечивающих организацию отдыха и оздоровления детей, независимо от объема обязательств, которые они будут выполнять по контракту, так как такие участники закупки, в последующем, являясь стороной контракта, задействованы непосредственно в оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей. Из положений части 2.1 статьи 12 Закона N 124-ФЗ прямо следует, что оказывать услуги организации отдыха и оздоровления детей имеют право только организации, включенные в реестр.
...
Доводы общества о том, что требование к наличию организации в реестре ограничивает круг потенциальных участников закупки, со ссылкой на абзац 6 пункта II Методических рекомендаций по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей (письмо Минпросвещения России от 25.11.2019 N Пз-1303/06) отклонены правомерно, так как в рассматриваемом случае заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме именно на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Свердловской области, а не на закупку (предоставление) путевок в санаторно-курортных организациях.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что в действиях заказчика не допущено нарушений требований Закона N 44-ФЗ, решение является законным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2024 г. N Ф09-2085/24 по делу N А60-37466/2023