Екатеринбург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А76-15793/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интер" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2023 по делу N А76-15793/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие управляющий общества с ограниченной ответственностью "Интер" - Ильин С.Е. (решение от 01.11.2021 N 8).
Общество с ограниченной ответственностью "Интер" (далее - общество "Интер") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет) о признании незаконными действия комитета, выразившиеся в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 (письмо от 30.03.2023 N 14779, письмо от 29.06.2023N 30486), возложении обязанности на комитет в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу подготовить, подписать и направить подписанные экземпляры соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация города Челябинска, Аликина Людмила Владимировна, общество с ограниченной ответственностью "Победа", Гайсина Радалия Мидехатовна, Рашевский Вадим Сергеевич.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Интер" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель не согласен не согласен с выводом судов о том, что у него отсутствовало право на получение испрашиваемого земельного участка посредством процедуры перераспределени
По мнению заявителя выводы судов о том, что перераспределение земельного участка направлено на эксплуатацию строений, возведенных без получения разрешительных документов, расположенных на самовольно занятом земельном участке противоречит материалам дела. Также заявитель не согласен с выводами судов о том, что находящееся на испрашиваемом земельном участке каменное строение является основанием для отказа в перераспределении земельного участка в связи с тем, что судами не принято во внимание, что разрешение на строительство выдано не было, следовательно, каменные строения не обладают признаком объекта капитального строительства. Общество "Интер" полагает, что им в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие то, что перераспределение земельного участка не нарушает требования, предусмотренные нормами статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у комитета отсутствовали основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Интер" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947, площадью 1493 кв. м.
Согласно кадастровой выписке от 11.03.2023 на указанном земельном участке с кадастровым номером 74:36:0510005:947, расположено здание с кадастровым номером 74:36:0510005:140, в котором расположены: помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1035, принадлежащее на праве собственности общества с ограниченной ответственностью "Победа" - аффилированному лицу по отношению к обществу с ограниченной ответственностью "Интер"; помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1076, находящееся в общей долевой собственности собственников помещений в здании по решению Арбитражного суда Челябинской области от 30.05.2016 по делу; помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1077, принадлежащее на праве собственности Аликиной Л.В.; помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:294, в отношении которого административный орган в письме от 30.03.2023 N 14779 указывает об отсутствии сведений о зарегистрированных правах, представляет собой часть помещения с кадастровым номером 74:36:0510005:296, принадлежащего на праве собственности Аликиной Л.В., что подтверждается кадастровой выпиской от 26.03.2015, из которой видно, что площадь и граница помещений с кадастровым номером 74:36:0510005:294 совпадают с площадью и границами аналогичных помещений с кадастровым номером 74:36:0510005:296.
Постановлением администрации города Челябинска от 31.10.2022 N 595-п внесены изменения в проект межевания территории в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0510005:947, 74:36:0510005:1502, 74:36:0510005:1095.
Документацией по планировке территории предусмотрено образование земельного участка площадью 1637 кв. м, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947, и земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Общество "Интер"14.11.2022 обратилось с заявлением к главе города Челябинска, в котором просило дать согласие на перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, д. 105, на основании статей 11.7, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет 29.12.2022 в письме N 59172 предоставил обществу "Интер" возражение в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 до устранения реестровой ошибки. Указанная реестровая ошибка была устранена.
Перераспределенный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0510005:1511, в связи с чем, 08.02.2023 общество "Интер" повторно обратилось в комитет с заявлением, в котором просило рассмотреть вопрос о заключении с обществом "Интер" соглашения о перераспределении земельного участка.
02.03.2023 обществом "Интер" получено письмо от 28.02.2023 N 8967, в котором комитет указал, что по результатам рассмотрения заявления общества "Интер" подготовлен проект соглашения о перераспределении земель и земельного участка N 907.
В письме от 30.03.2023 N 14799 комитет указал, что перераспределение земельного участка 74:36:0510005:947 в настоящее время невозможно.
В качестве обоснования отказа в перераспределении земельного участка административным органом указано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карте здание с кадастровым номером 74:36:0510005:140 расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0510005:947.
В данном здании помещение с кадастровым номером - помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1077 принадлежит на праве собственности обществу "Интер", три помещения принадлежат третьим лицам, на помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:294, площадью 114, 6 кв. м - сведения о зарегистрированных права отсутствуют, разрешение на реконструкцию не предъявлено. Общая площадь помещений в данном здании составляет 1605,6 кв. м, площадь здания составляет 1497,5 кв. м.
Пристроенные строения возведены за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 и документы о предоставлении прав на земельный участок для их размещения комитетом не оформлялись. Указанные пристроенные объекты обладают признаками самовольной постройки. Учитывая изложенное, административным органом указано, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 с целью эксплуатации строений, возведенных без получения разрешительных документов, расположенных на самовольно занятом земельном участке в настоящее время невозможно.
Не согласившись с указанным отказом, общество "Интер" повторно обратилось с заявлением в комитет, в котором указало, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 дан по основаниям, не указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
Письмом от 29.06.2023 комитет, рассмотрев обращение заявителя о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, д. 105, отказал в предоставлении муниципальной услуги, указав, что в результате проведенного обследования земельного участка установлено, что с южной стороны на части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:1511, присоединяемой в результате перераспределения к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0510005:947, расположены каменные пристрои к нежилому зданию с кадастровым номером 74:36:0510005:140.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карте здание с кадастровым номером 74:36:0510005:140 расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0510005:947.
В данном здании помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1077 принадлежит на праве собственности обществу "Интер", три помещения принадлежат третьим лицам, на помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:294, площадью 114,6 кв. м - сведения о зарегистрированных права отсутствуют. Общая площадь помещений в данном здании составляет 1605,6 кв. м, площадь здания составляет 1497,5 кв. м. Пристроенные здания возведены за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 и документы о предоставлении прав на земельный участок не оформлялись.
В связи с чем, комитет указал о том, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 с целью эксплуатации строений, возведенных без получения разрешительных документов, расположенных на самовольно занятом земельном участке в настоящее время невозможно.
Общество "Интер" полагая, что вынесенный комитетом отказ нарушает его права и законные интересы в экономической сфере, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что перераспределение земельных участков в рассматриваемом случае имеет фактической целью не устранение дефектов границ земельного участка и исключение каких-либо недостатков в виде вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а направлено на эксплуатацию строений, возведенных без получения разрешительных документов, расположенных на самовольно занятом земельном участке и не подпадает ни под один из случаев, предусмотренных статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подпункт 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из данной нормы следует, что для осуществления перераспределения суду необходимо было установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. При этом наличие проекта межевания территории, предполагающего перераспределение земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие иных предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации условий для этого (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктами 1, 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О сформулирована правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686, при оценке обстоятельств наличия оснований для заключения соглашения о перераспределении земельных участков необходимо исследовать цель перераспределения - устранение чересполосицы, вкрапливания земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности заявителю, невозможность образования самостоятельного земельного участка из земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Установление оснований для перераспределения, то есть наличие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, является необходимым для решения вопроса о возможности перераспределения спорных участков.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать самостоятельным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств.
Исходя из смысла пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подпункт 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что общество "Интер" обратилось с заявлением к главе города Челябинска, о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, д. 105.
Письмом от 30.03.2023 N 14799 комитет принял решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в кадастровым номером 74:36:0510005:947. В качестве обоснования отказа в перераспределении земельного участка указано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карте здание с кадастровым номером 74:36:0510005:140 расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0510005:947.
В данном здании помещение с кадастровым номером - помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1077 принадлежит на праве собственности обществу "Интер", три помещения принадлежат третьим лицам, на помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:294, площадью 114,6 кв. м - сведения о зарегистрированных права отсутствуют, разрешение на реконструкцию не предъявлено. Общая площадь помещений в данном здании составляет 1605,6 кв.м, площадь здания составляет 1497, 5 кв. м. Пристроенные строения возведены за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 и документы о предоставлении прав на земельный участок для их размещения комитетом не оформлялись и пристроенные объекты обладают признаками самовольной постройки.
Комитетом указано, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 с целью эксплуатации строений, возведенных без получения разрешительных документов, расположенных на самовольно занятом земельном участке в настоящее время невозможно.
Согласно выкопировки из публичной кадастровой карты города, акта обследования земельного участка от 03.03.2023 на испрашиваемом земельном участке находится каменное пристроенное помещение, сведения о зарегистрированных правах на которое в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. Указанный факт сторонами не оспаривается.
Обществом "Интер" в письме от 10.04.2023 вх. N 13090 сообщено комитету, что пристроенное к зданию по адресу: г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, д. 105, строение, обладающее признаками самовольной постройки, было построено открытым акционерным обществом "Победа" на основании постановления главы города Челябинска от 26.08.2003 N 1335-п.
На торгах по реализации имущества открытого акционерного общества "Победа", состоявшихся 17.02.2016 и в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2017 по делу N А76-8649/2009 Гайсина Р.М. приобрела объекты, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, д. 105 (земельный участок, кадастровый номер 74:3605 10 005:948, площадью 4652 кв. м. Нежилое здание (механическая мастерская), площадью 843,4 кв. м. Объект незавершенного строительства "Культурно-досуговый комплекс" (право собственности не зарегистрировано), площадью 5695,3 кв. м.
06.04.2020 определением Центрального районного суда г. Челябинска утверждено мировое соглашение по делу N 2-78/2020 по исковому заявлению Администрации города Челябинска, Комитета к Гайсиной Р.М. о признании самовольной постройкой объекта незавершенного строительства площадью 5695,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, 105, встречному иску Гайсиной Р.М. к администрации города Челябинска, Комитету о признании права собственности на указанный объект незавершенного строительства "Культурно-досуговый комплекс".
Из содержания указанного определения следует, что объект незавершенного строительства площадью 5695,3 кв. м, расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0510005:1095, 74:36:0510005:947 и землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Условиями утвержденного судом мирового соглашения определено, что Гайсина Р.М. осуществляет частичный демонтаж объекта незавершенного строительства в части, расположенной на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, а администрация города Челябинска, комитет признают за Гайсиной Р.М. право собственности на объект незавершенного строительства площадью, которая будет установлена в инвентарно-технических документах после проведенного демонтажа части объекта незавершенного строительства, между тем сведений об исполнении сторонами условий мирового соглашения материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции и апелляционный суд правомерно пришли к выводу о наличии оснований для отказа комитета в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Так, суды установили, что в данном случае перераспределение не направлено на исключение (устранение) каких-либо недостатков земельного участка в виде вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, а направлено на эксплуатацию строений, возведенных без получения разрешительных документов, расположенных на самовольно занятом земельном участке; в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0510005:947 находится сооружение с кадастровым номером 74:36:0510005:140, в данном здании помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:1077 принадлежит на праве собственности обществу "Интер", три помещения принадлежат третьим лицам, на помещение с кадастровым номером 74:36:0510005:294 сведения о зарегистрированных права отсутствуют; пристроенные строения возведены за пределами земельного участка и документы о предоставлении прав на земельный участок для их размещения комитетом не оформлялись.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что совокупность условий, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимых для перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельных участков, право собственности на которые не разграничено, в рассматриваемом случае отсутствует.
Данные обстоятельства установлены судами на основании оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем суды обоснованно признали оспариваемый отказ комитета соответствующим требованиям законодательства и, как следствие, отказали в удовлетворении заявления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Фактические обстоятельства дела судами установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормам действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом округа, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, основаны на неверном толковании заявителем указанных норм применительно к установленным обстоятельствам, по существу, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2023 по делу N А76-15793/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка правомерен, поскольку заявленные цели перераспределения не соответствуют нормам законодательства. Судебные инстанции пришли к выводу, что перераспределение направлено на эксплуатацию самовольных строений, что не подпадает под допустимые основания для перераспределения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2024 г. N Ф09-2293/24 по делу N А76-15793/2023