Екатеринбург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А34-11220/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2023 по делу N А34-11220/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Курганской области приняли участие представители:
крестьянского хозяйства "Иванов и К" (далее - КХ "Иванов и К") - Кучин С.А. (доверенность от 09.11.2022, паспорт, диплом);
Департамента - Недушенко М.В. (доверенность от 08.04.2024 N 20, паспорт, диплом).
КХ "Иванов и К" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту о признании незаконным решения от 18.05.2023 исх. N 02-04204/23 в части отказа КХ "Иванов и К" в предоставлении субсидии из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства, возложении обязанности предоставить КХ "Иванов и К" субсидию из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства на основании заявки от 25.03.2022.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2023 заявление удовлетворено. Решение Департамента об отказе в предоставлении субсидий, изложенное в письме от 18.05.2023 N 02-04204/23, признано незаконным. Суд обязал Департамент предоставить КХ "Иванов и К" субсидию из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства на основании заявки от 25.03.2022. Кроме того, с Департамента в пользу заявителя взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтен факт отсутствия на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, установленному подпунктом 6 пункта 15 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в рамках мероприятия "Проведение комплекса агротехнологических работ на посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, картофелем и овощными культурами открытого грунта, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв" (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что обязанности произвести мероприятия по заключению соглашения с последующим предоставлением субсидии на Департамент судебным актом по делу N А34-10273/2022 не возлагалась.
В отзыве на кассационную жалобу КХ "Иванов и К" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.03.2022 КХ "Иванов и К" обратилось в Департамент с заявкой на предоставление субсидии из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства.
Распоряжением от 15.04.2022 N 111 Департамент отказал КХ "Иванов и К" в предоставлении субсидии на основании подпункта 2 пункта 15 Порядка в связи с наличием просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной задолженностью по денежным обязательствам перед областным бюджетом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2022 по делу N А34-10279/2022, распоряжение Департамента от 15.04.2022 N 111 признано недействительным в части отказа КХ "Иванов и К" в предоставлении субсидии из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявку КХ "Иванов и К" от 25.03.2022 на предоставление субсидии на оказание поддержки в области растениеводства.
КХ "Иванов и К" обратилось 25.04.2023 в Департамент с заявлением о повторном рассмотрении заявки от 25.03.2022 для участия в отборе на право получения субсидии из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства.
В ответе от 18.05.2023 исх. N 02-04204/23 на указанное заявление Департамент отказал КХ "Иванов и К" в предоставлении субсидии, сообщив, что субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Департамента как получателя средств областного бюджета, осуществляющего функции главного распорядителя бюджетных средств.
Полагая, что отказ Департамента, изложенный в письме от 18.05.2023 исх. N 02-04204/23, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из смысла части 1 статьи 198 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 74, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 N 36 "О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в рамках мероприятия "Проведение комплекса агротехнологических работ на посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв" (далее - Порядок). Данный Порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в рамках мероприятия "Проведение комплекса агротехнологических работ на посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв" государственной программы Курганской области "Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 февраля 2017 года N 45 (далее - субсидии), источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (далее - субсидии из федерального бюджета) (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Департамента как получателя средств областного бюджета, осуществляющего функции главного распорядителя бюджетных средств, на цели, установленные подпунктами 4 - 6 пункта 2 Порядка.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2022 по делу N А34-10279/2022 распоряжение Департамента от 15.04.2022 N 111 в части отказа КХ "Иванов и К" в предоставлении субсидии из областного бюджета на оказание поддержки в области растениеводства признано недействительным, учитывая, что отказ в предоставлении субсидии обусловлен единственной причиной - наличие задолженности перед областными бюджетом, что не соответствовало действительности, исходя из положений части 3 статьи 69 АПК РФ, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П, установив, что основанием для отказа в предоставлении субсидии при повторном рассмотрении заявки КХ "Иванов и К" от 25.03.2022 явилось отсутствие лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявка от 25.03.2022 на предоставление субсидии КХ "Иванов и К" подана до даты окончания подачи (приема) заявок на участие в отборе и с приложением указанных в пункте 9 Порядка документов, а соответственно, оснований для распространения на КХ "Иванов и К" указанных Департаментом ограничений не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 15 Порядка отсутствие на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных в установленном порядке до Департамента, на цели, установленные подпунктами 4 - 6 пункта 2 Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии, суды правомерно исходили из того, что рамках арбитражного дела N А34-10279/2022 установлен факт принятия Департаментом незаконного решения, которое повлекло нарушение прав и законных интересов КХ "Иванов и К", а восстановление прав последнего предполагает, в том числе, принятие обязательств в соответствии с установленным Порядком (как это предполагалось в случае не принятия распоряжения об отказе).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.12.2023 по делу N А34-11220/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение о отказе в предоставлении субсидии, так как заявка была подана в установленный срок и соответствовала требованиям. Суд обязал орган власти предоставить субсидию, указав на отсутствие оснований для отказа, связанных с лимитами бюджетных обязательств. Кассационная жалоба не нашла поддержки, и предыдущие судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2024 г. N Ф09-2618/24 по делу N А34-11220/2023